Сосновка - река Бабья

Aug 09, 2020 22:51


Продолжение. Ранее было От Поноя до Сосновки



2 октября.

Печку топим всю ночь - сегодня было холодно.

С гусем нам повезло - роскошный подарок от природы! Настоящее «мясо силы» - я чувствовал в каждом кусочке концентрацию энергии. Даже проснулся ночью полный сил, готовый тут же двигаться дальше. Гусь бы всё равно погиб, потому что не смог бы улететь. Единственное, за что я переживаю, это что заставил птицу помучиться и сразу не свернул ей голову. Продукты у нас опять закончились, потому что не берем больше чем на 2 -3 дня, чтобы рюкзаки оставались лёгкими. КАРТА





Остров Сосновец, октябрь. Солнце уже низко, частая смена погоды

Сегодня по пути я снова поражался обилию некогда существовавших строений на побережье. Если начать от устья Пялки, то через 2 км стоял 2-печный дом, сразу за мысом - еще один. Следующий еще через 3 км. Тут же, в небольшой бухточке вокруг водопада, ютилось еще с десяток строений. За пару километров перед местом ночевки - обрушенная землянка на отшибе... У каждого представителя своей профессии здесь, как и на Мурманском берегу, тоже был свой домик, свое пристанище, и побережье было обжито, как Подмосковье сегодня!



Но более всего меня поразил водопад на фоне развалин - вот она, вечность! Оказывается - не в незыблемости бетона, пластика, стали она, а в вечном движении воды. Человеческое пришло и ушло, а водопад так и гудит неизменно. Потому что он не застыл, как бетон, не стал глупо противостоять стихиям, а просто продолжал течь - делать своё дело по назначению своему. И всегда вода находила новые пути. Вот где постоянство - вечное и незыблемое!



Постоянством может быть только образ, не более. Лучше, чтобы это был не Ленин, а Природа

Перед рекой Снежницей дом. Первый человек после Поноя - дед Костя. Он был так любезен, что тут же посадил нас за стол и накормил супом из лосятины, расхвалив его. Просто - выбрасывать было жалко. Суп оказался прокисшим, и мы отравились. Вот я поражаюсь людям: как можно так поступить? И божье дело сделал - странников накормил. И супчик не пропал. Скотина!



Божий человек дед Костя, чтоб ему пусто было

На Снежнице встретил залитый солнцем осенний лес - очень красиво. Чуть выше устья - тракторный брод, дорога на Сосновку (вправо от моря) и тропа прямо. Снежница царит: по одну ее руку елки, боевитые, собранные в строй, а по другую золотятся березы... Ландшафт - редколесье с кустиками можжевельника.



Снежница

До Сосновки от реки 12 км. Местность и камениста, и скалиста, и болотиста. Мы ошиблись и вместо короткой дороги сделали петлю - изрядно помучились. Так нам проклятый дед Костя объяснил - настоящий чёрт: и отравил, и запутал.



Зверь здесь уже надёжно хоронится от вертух и охотников, его не видать - летом много приезжих. Реку Сосновку штурмуем в отлив уже затемно - вот мы и в деревне. Первый же дом оказался тем, который нам нужен. Нас приветствовал Елисеев Иван, охотник - именно к нему мы и шли по намётке. И мига не проходит, как оказываемся в тепле, жмуримся от электричества, с кружками горячего чая в руках.



Сосновка!



3 октября.

Со Снежницей лес подошел, а с Сосновкой опять отошел в сторону. Ночью крючился от резких болей в животе, обливался потом и проклинал деда Костю за подарок и напутствие. Ох, чего, каких людей только не насмотришься! Вот они, уроки жизни. Зарок, вешки - как поступать самому и куда идти... Какой выбор сделать, да чтобы хуже не стало. Оклемался лишь к обеду - отпаивался чаем. Поэтому снова вышли на маршрут поздно - почти в 2 дня. Пока в магазин заглянули, пока домой позвонил.

Сосновка - самобытная деревня, напрочь лишившаяся традиционного образа жизни, где люди выживают за счёт биоресурсов. Все ставят сети, рыбнадзора здесь не боятся. «Через 2-3 года лося уже не будет совсем», - прогнозирует Елисеев Иван. Недавно он застрелил одного - на зиму, и по старому обычаю не присвоил или назначил цену, а рассказал всем, где в лесу мясо лежит. И очень удивился:

- Так людям лень даже за мясом пойти! Мол, 8 километров - это так далеко! И мол в магазине лучше, купил - даже резать не надо.



Именно этим мясом я и отравился: Иван принёс свежей лосятины в деревню, раздал. Так от жадности чёрт Костя выпросил, как выяснилось, мяса побольше - сам съесть не смог, оно у него залежалось, а тут мы подвернулись.

Эта история с отравлением впоследствии стала показательной для понятия работы программ в человеке, как они порой затмивают здравый смысл. Понимать было бесполезно... Надо было отравиться, чтобы пережить телом.

Магазин в Сосновке работает с 11-13.



На Снежнице. Уникальный ландшафт. Справа колок ёлочек, где можно удобно разместиться. А сквозь ветки глянул - широта!

Путь до р. Глубокой, следующей запланированной ночёвки, проходит вдоль побережья через скалистую бухту, по кочкам, кустам, воде. Берег моря топкий и замусоренный - здесь тоже идти не легко. Вымотались страшно, но дошли. На Глубокой отличный дом возле водопада, теплый, зимний. Зановесочки на окнах.

Вошли в дом - и вскоре ветер завыл, застучал дождь. В доме полно оленьих шкур - я разделся до гола и залез прямо в них. Приятно было почувствовать прикосновение шерсти на теле, олений запах - окунуться в первобытное состояние, навивающее чудесные сны о прошлом человечества. Об огне в пещере и усталом охотнике... Сполохами чертит в ночи треснувшая печь, ты засыпаешь под гул огня и шум реки за стеной, вой ветра и скрежет дождя об израненные стекла. Засыпаешь в пузыре тишины среди древнего, вечно бушующего стихиями, непредсказуемого мира. Словно в тайной утробе, где зарождаются души. Будто ещё только готовясь к появлению на свет...



4 октября.

Дорога после реки нежданно улучшилась, а погода нет. «Перепрыгнув» через водопад, поднялись повыше и двинулись старым берегом моря по увалу. Ветер с дождем в лицо рвет старую плащовку в хлам. Сапоги мои уже столь дырявые, что мгновенно промокают, по 5-7 дыр в каждом. Клеить я их замучился, заплатки тут же отваливаются, то есть после сушки всегда снова с мокрыми ногами, мучения страшные. Леса нет - тундра.

До места, называемого местными «Рвы», идти ровно. На Рвах полузаброшенная база оленеводов, дом изнутри похож на туалет. От Рвов и одноименной реки путь берегом моря относительно скалист, мелкие спуски и подъемы, но идти уже легко. Следом песчаный пляж, мыс ровно загибается подковой, в конце которой виднеется лес - здесь опять надо подниматься в сопки.

Здесь на пути нам встречается еще один полуживой гусь, в этот раз пожеванный лисой. Лиса увидела - отскочила, завизжала. Видимо, долго выслеживала, гналась, боролась, а тут мы! Гусь с перекусанным крылом, окровавленной грудью встал на лапы повыше, зашипел, посмотрел гордо - решив бороться до последнего. Но в этот раз я уж не стал чикаться: переломил шею, и всё. Без мучений, со словами - как в самые древние времена: «Прости, брат! Доброго пути тебе!». Короче, нам опять повезло с добычей!

- Да, добыча - не еда, - говорит Дима и добавляет: - Большая разница! Борьба и война, труд и работа, путь и карьера…



Гуся решили экономить - ведь у нас есть оленина, подаренная Иваном, жуем её. Неожиданно в бухте из-за сопки показывается домик и, как оказывается - лучший на побережье! Полы покрашены, занавески повешены. Убранство такое, что я даже невольно разулся, прежде чем переступить порог. Печка отличная. От Глубокой со всеми завихрениями прошли км 14, дождь кончился, время до темноты еще есть, и я иду на прогулку до соседнего мыса - Бабий Нос. Там полуземлянка, хозяева - лемминги. Они перегрызли все, что можно, но жить, если протопить печку, здорово, потому что вид на море и крутой спуск к нему. Возвращаюсь в домик, больше похожий на загородный, в нем тепло, красиво, уютно, окружает перелесок, шумит ручей, уходить не хочется. Ну и конечно же, как в продолжение, мы и на завтра останемся здесь.



Продолжение Два мира и тонкая грань



Терский берег моря, Кольский вокруг, Сосновка, народ и власть, Кольский полуостров

Previous post Next post
Up