Когда специально обученные люди заявляют что через десять лет спрос на медь увеличится на порядок, мозг моментально зажигает гирлянды красных лампочек. Однако именно такие ожидания содержатся в оценках Международной медной ассоциации -- с некоторыми допущениями, это их вывод на основе темпов электрификации транспорта: в электромобиле количество меди в 10~16 раз больше чем в автомобиле. Даже если поделить эти ожидания на два, ограничив электрификацию азиатскими рынками, и в первую очекитайским, получается слишком много -- через десять лет столько меди гарантированно не будет, и быть не может. Но и это ещё не всё.
Также из-за электрификации транспорта, и также через десять лет, рост спроса на кобальт и никель (для аккумуляторов) создаст пятикратный (или более) рост цен на эти металлы. В рост цен поверить нетрудно, однако ранее уже назывался рост спроса и заранее нереальные потребные количества этих металлов, особенно кобальта. Все красные лампочки уже горят, поэтому электрификация транспорта в следующие десять лет определённо в опасности.
Чтобы не ждать десять лет, на конференции в Чили по этим делам было сказано что дефицит на рынке меди может начаться уже в 2019, а при несколько лучшем развитии событий -- рынок может быть примерно в балансе в 2019~2020. Без новых инвестиций производство меди через пятнадцать лет сократится на 40%, и закроется ~200 шахт, создав дефицит на рынке на уровне 50~60% потребности. Это очень интересные числа: чтобы при таком производстве не было значимого дефицита, вся медь на рынке должна оказываться в Китае. Чтобы меди хватило всем, все без исключения сегодняшние проекты, в том числе в стадии геологических изысканий (то есть нетоптанная трава, несколько дырок в земле и сайтик с картинками) должны быть профинансированы и введены в эксплуатацию, чего заведомо не произойдёт. Ну и в заключение высказано обоснованное мнение что пик производства меди будет пройден до 2020. Интересно будет напомнить что известных запасов меди остаётся на сорок лет.
Другой взгляд на несветлое будущее электрификации транспорта основан на отсутствии инфраструктуры для него, а точнее на конкуренции за рынок меди между разными применениями этого металла, в том числе в энергетической инфраструктуре общего назначения. Это может создать дефицит уже в районе 2020 на уровне первых процентов мирового производства меди. В целом эти разные точки зрения указывают на обоснованное ожидание пика на рынке меди около 2020. Пик на рынке меди можно считать пиком энергетики в целом, и без значимого преувеличения пиком мировой экономики. Если к тому моменту мировая экономика уже разделится на блоки, то продолжение экономического развития одного блока будет сопровождаться быстрой деградацией другого или других.
Но и это ещё не всё. Как всегда "внезапно" случились проблемы с поставками импортной оловянной руды -- случились у китайцев, в результате чего некоторые производители вынуждены сокращать производство металла. В хорошо известные отчёты это попадёт ещё нескоро (~год). Проблемы с оловом намечались
давно, и олово часто попадало в "новости на букву Х". В мире существует три крупных проекта добычи олова: первый в частных руках в одном из станов, второй в Конго (там где вечная война, негры и Эбола), третий маленький (но хороший) и без финансирования. Внезапный оловянный метеорит на рынок не упадёт, и во всей электротехнике и электронике олово внезапно не исчезнет, поэтому это ещё один ограничивающий фактор на электрификацию, пусть пока и остающийся без внимания.
Всё это в целом, хотя конечно список факторов неполный, создаёт большие сомнения в будущем электрификации. В районе 2020 будет достигнут давно заявленный пик добычи нефти у самого большого производителя в галактике -- РФ, после чего в лучшем случае ожидается плато. Примерно в то же время ожидается логический финал сланцевой истории в штатах -- втором или третьем производителе в галактике. Саудовских резервов в лучшем случае хватит лишь для компенсации падения в штатах. Но если не электрификация, то что?