Капитализм? Высказывания св. Отцов против частной собственности

Dec 23, 2015 21:34



«... святые отцы видели причину права собственности в страсти к стяжанию; закон же вводился позднее ради оправдания этой страсти.»

Те, кто замыслил и осуществлял перевод СССР с социалистических рельсов  на капитализм, упирали на частную собственность как краеугольный камень развития «цивилизации»,  отсутствие частной собственности ставилось в вину России, это же являлось основанием объявлять СССР и Россию «недо»цивилизованным образованием.

Послушаем академика А.Н. Яковлева - главного архитектора Перестройки, он  пишет:

«На Руси никогда не было нормальной частной собственности, и поэтому здесь всегда правили люди, а не законы... Только частная собственность через действие закона стоимости и конкуренции непрерывно повышает производительность труда и создает материальные блага в изобилии. Частная собственность - первооснова автономии личности, ее обогащения - интеллектуального и материального и т.п.»

Известный своими историческими фальсификациями Борис Соколов, плача об оставленной в 1812 году Москве, вторит академику:

«только российские власти могли пойти на сознательное уничтожение столь большого города. В стране фактически не было частной собственности, и даже весьма состоятельные подданные не могли ослушаться приказания уничтожить или бросить на произвол судьбы свое имущество. В Западной Европе, где право собственности было священно, ни один монарх или генерал не рискнул сжечь свою столицу». («Несостоятельность» русской истории по причине отсутствия частной собственности, «доведшей» Россию в итоге до коммунизма - старая идея Пайпса).

СССР обвиняют в отступлении от христианства, гонении на Церковь. Интересно в этом смысле, что о частной собственности  говорили святые Отцы Церкви?
Предлагаю отрывки из  исследования Николая Сомина.

"В качестве верховного критерия оценки института собственности святые отцы выдвигают христианскую любовь. Именно с этой точки зрения они стремятся постичь корень, сущность частной собственности. И их вывод однозначен: право частной собственности происходит не из христианской любви, а из противоположного источника - эгоизма. Источник собственности - охлаждение в человеке любви к Богу и ближнему. Наоборот, "Любовь ... не ищет своего" (1 Кор.13,5). Поэтому святые отцы выводят прочную обратную зависимость между собственностью и любовью:

Василий Великий. "кто любит ближнего как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним. Но ты оказываешься имеющим "стяжания многа". Откуда же это у тебя? Не ясно ли видно, что свое собственное удовольствие предпочитаешь ты облегчению участи многих? Поэтому чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви" /2:101/.

Иоанн Златоуст. "он (богатый ) становится благим, когда раздает свое богатство..., а до тех пор, пока сдерживает его при себе, он не бывает благим... Если имея случай получить его, не возьмешь, то опять ты сделаешься добрым. Поэтому, если, имея богатство, раздаем его другим, или предложенного нам не берем, мы бываем добры; напротив, если берем или приобретаем его, то становимся недобрыми... неимение денег служит признаком доброго человека" ("Толк. на 1 Тим.", Б. 12, цит. по /14:125-126/).

Феодорит Кирский. "Обилие денег и преизбыточество преспеяний в добродетели прямо между собой противоположны" /13:85/.

Иоанн Лествичник. "Стяжавший любовь - расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает" /10:131/.
Выписки можно многократно умножать, но рамки небольшой журнальной статьи позволяют выбрать лишь отдельные жемчужины из драгоценной россыпи святоотеческих мнений. Ярким подтверждением мысли о том, что частная собственность есть следствие эгоизма и оскудения любви между людьми, являются многочисленные высказывания святых отцов о происхождении собственности:

Лактанций. "Любостяжание есть источник всех зол: оно происходит от презрения к истинному величию Божию. Люди, обилующие в чем-либо, не только перестали уделять другим избытки свои, начали присваивать и похищать себе чужое, будучи влекомы к тому собственною корыстью. То, что прежде было в общем употреблении у всех людей, начало скопляться часто в домах у немногих. Чтобы других подвергнуть своему рабству, люди стали собирать себе в одни руки первые потребности жизни и беречь их тщательно, дабы небесные дары сделать своею собственностью, не для того, чтобы уделять их ближнему из человеколюбия, которого в них не было, но чтобы удовлетворять единственно своему любостяжанию и корысти. После того, составили они себе самые несправедливые законы под личиною мнимого правосудия, посредством которых защитили против силы народа свое хищничество" ("Божественные наставления", кн.5, гл.6, цит. по /14:35/).

Григорий Богослов. "бедность и богатство... в последствии времени появились в роде человеческом и, как некоторые недуги, вторглись вместе с неправдою, которая и изобрела их. Сначала же было не так... но с того времени, как появились зависть и раздоры,.. с того времени расторглось родство между людьми, отчуждение их друг от друга выразилось в различных наименованиях званий и любостяжании, призвав и закон на помощь своей власти, заставило позабыть о благородстве естества человеческого - ты же смотри на первоначальное равенство прав, а не на последовавшее разделение; не на законы властителя, а на законы Создателя" ("О любви к бедным" /3:221/).

Из этих выписок хорошо видно, что святые отцы видели причину права собственности в страсти к стяжанию; закон же вводился позднее ради оправдания этой страсти. "

На этой страсти возник капитализм. Приведённым высказываниям сотни лет - это достояние Православной Церкви, это Святоотеческое предание. В нашей, преимущественно православной стране капитализм вводится директивно. Те, кто его вводит, имеют волю.

Продолжение следует.
Предыдущий материал: Святые Отцы о частной собственности. Совместимость Православия и капитализма

православие

Previous post Next post
Up