Как Колчак «кончил» Учредительное Собрание 23.12.1918

Aug 13, 2016 20:00



Колчак долгое время отсутствовал в России - с июня 1917 по октябрь 1918 года, и был явно не в «тренде»: в то время как катившееся к закату «Белое движение» имело на своих знамёнах лозунг: «К Учредительному собранию!»*, Колчак выбился из мейнстрима. К тому же вспомним, что он прибыл в Россию по заданию английского правительства**, которому, как увидим ниже, было наплевать на «молодую русскую демократию». Итак.
После того, как в начале октября 1918 г. Красная Армия отбила захваченную белочехами еще в июне Самару, остатки КОМУЧа перебрались в Уфу, это: «съезд членов Учредительного собрания» и «деловой кабинет» КОМУЧа - «Совет управляющих ведомствами». К середине октября их пути разошлись. Пять «директоров» отбыли в Омск, члены съезда - эсеры направились в Екатеринбург, куда и прибыли 19 октября. В Уфе остался лишь «Совет управляющих ведомствами».

В Екатеринбурге, где хозяйничал чех генерал Р. Гайда, учредиловцам разрешили собираться на «частные совещания».
Сообщение о колчаковском перевороте в Омске было получено здесь уже 18 ноября. Сразу же съезд избрал исполнительный комитет, в который вошли семь человек: от съезда - В. Чернов, В. Вольский и И. Алкин, от ЦК эсеров - И. Иванов, Ф. Федорович, Н. Фомин, И. Брушвит.
Комитет развил «кипучую деятельность»: приняли обращение «Ко всем народам России», в котором грозились ликвидировать заговор в Омске, строго наказать виновных и «восстановить законный порядок».
Из Омска 19 ноября было получено письмо генерал-квартирмейстеру штаба Верховного главнокомандующего в Ектеринбурге, подписанное управделами Совета министров Колчака. В нем предписывалось «принять меры к немедленному аресту Чернова и других активных членов Учредительного собрания, находящихся в Екатеринбурге»
В гостиницу «Пале-Ро-яль», где проживало большинство членов съезда Учредительного Собрания, прибыли горные стрелки 25-го Екатеринбургского полка. Член Учредительного собрания эсер Максудов был смертельно ранен выстрелом в упор. Остальных захваченных в гостинице учредиловцев занесли в особые списки и арестовали, а потом отправили в Уфу. [1]

Уфимская ветвь УС тем временем тоже выпустила «Обращение к населению» в котором квалифицировала омские события как контрреволюционные. В Омск на имя «верховного правителя» Колчака и его «премьера» Вологодского из Уфы пошла телеграмма. В ней говорилось, что «узурпаторская власть... никогда не будет признана» и что против «реакционных банд Красильникова и Анненкова Совет управляющих готов выслать свои добровольческие части». Предлагалось немедленно освободить арестованных членов Директории и объявить о «восстановлении прав Всероссийского Временного правительства». В противном случае Филипповский, Климушкин и К° грозились объявить Колчака и Вологодского «врагами народа» и призвать все еще существующие областные правительства выступить «против реакционной диктатуры в защиту Учредительного собрания».
Одновременно с телеграммой в филиал чехословацкого Национального совета в Челябинске, Совет управляющих направил срочные депеши дипломатическим представителям США, Англии, Италии, Бельгии, Японии и др. В них указывалось, что на Уфимском совещании в деле создания «всероссийской» Директории объединились все силы, борющиеся «за торжество демократии». С просьбой правительствам и парламентам всех союзных стран прийти на помощь «русской демократии в ее трудной борьбе».

Страны демократии не поддержали русскую демократию в её трудной борьбе. Решающим фактором было то, что, по словам одного из организаторов КОМУЧа П. Климушкина, английский генерал А. Нокс прямо заявил чехам, что, поскольку переворот в Омске осуществлен «не без ведома правительства его величества», он не допустит ничего такого, что не соответствовало бы английским интересам. [2]

Когда в Омске стало ясно, что «западная демократия» «русской демократии» не друг, товарищ и брат, Колчак решительно взялся за дело.
30 ноября последовал приказ «верховного правителя» из Омска: пресечь деятельность бывших членов «Самарского комитета», членов съезда Учредительного собрания и Совета управляющих ведомствами, не стесняясь применением оружия; они должны быть арестованы и преданы военному суду «за попытку поднять восстание и вести разрушительную агитацию среди войск»***

№ 150. Приказ адмирала Колчака об аресте членов Комуча
Гор. Омск, 30 ноября 1918 г. № 56.
[Текст приказа]
  =   Бывшие члены самарского Комитета членов Учредительного Собрания, уполномоченные ведомствами бывшего Самарского Правительства, не сложившие своих полномочий до сего времени, несмотря на указ об этом бывшего Всероссийского Правительства, и примкнувшие к ним некоторые антигосударственные элементы в Уфимском районе, в ближайшем тылу сражающихся с большевиками войск, пытаются поднять восстание против государственной власти: ведут разрушительную агитацию среди войск; задерживают телеграммы верховного командования; прерывают сообщения западного фронта и Сибири и с оренбургскими и уральскими казаками; присвоили громадные суммы денег, направленные атаману Дутову для организации борьбы казаков с большевиками, пытаются распространить свою преступную работу по всей территории, освобожденной от большевиков.

Приказываю:
§ 1. Всем русским военным начальникам самым решительным образом пресекать преступную работу вышеуказанных лиц, не стесняясь применять оружие.
§ 2. Всем русским военным начальникам, начиная с командиров полков (включительно) и выше, всем начальникам гарнизонов арестовывать лиц для предания их военно-полевому суду, донося об этом по команде и непосредственно - начальнику штаба верховного главнокомандующего.
§ 3. Все начальники и офицеры, помогающие преступной работе вышеуказанных лиц, будут преданы мною военно-полевому суду.
Такой же участи подвергнуть начальников, проявляющих слабость и бездействие власти.

Верховный правитель и верховный главнокомандующий адмирал Колчак.
Газ. «Русская Армия», №13, от 3 декабря 1918 г. =
http://scepsis.net/library/id_2933.html


Вечером 2 декабря «Совет управляющих ведомствами» собрался на заседание. Присутствовал и ряд членов съезда Учредительного собрания. В тот же день особый колчаковский отряд, совершивший рейд из Омска в Уфу, «накрыл» это заседание. Более 20 человек были арестованы.

В ночь на 22 декабря рабочие омского предместья Куломзино и часть рабочих города выступили с оружием в руках против Колчака. Они освободили всех политических заключенных, находившихся в омской областной тюрьме - в т.ч. всех арестованных в ночь на 3 сего декабря в г. Уфе бывших членов УС и всех задержанных вместе с ними. Восстание было подавлено, и уже к утру 23 декабря, почти вся «группа Учредительного собрания» (в том числе Брудерер, Басов, Девятое, Марковецкий, Фомин и другие эсеры) явилась в тюрьму сама.
А дальше «В отместку за восстание группа пьяных офицеров произвела дикий налет на арестованных, увела 9 заключенных и зверски их перебила» (член КОМУЧа И.В. Святицкий). [3]

Перебитых было больше:
В тюрьму один за другим пришли капитан П. Рубцов, начальник унтер-офицерской школы, с конвоем из 30 человек, и поручик Ф. Барташевский из отряда атамана Красильникова, с конвоем из 6 человек. Оба требовали выдачи арестантов, ссылаясь один - на «личное приказание верховного правителя», другой - на «личное распоряжение верховного правителя». Оба со списками, обоим выдали требуемых, оба «исполнили». Барташевский сделал даже две «ходки». Были расстреляны 44 большевика и члены КОМУча.

Так Колчак поставил точку в истории Учредительного Собрания.
Это вам не кровавые большевики с их «караул устал».****
По материалам книги Г. Иоффе «Колчаковская авантюра и её крах»

Ссылки и примечания.
[ см. под катом]

____________________________________
[1] Коллекция ЦГАОР. К аресту членов Учредительного собрания в Екатеринбурге 19 ноября 1918 г.
[2] Коллекция ЦГАОР. П. Д. Климушкин. Гражданская война на Волге, ч. 2. Ликвидация демократии.
[3] Святицкий Н. К истории Всероссийского Учредительного собрания, т. 3. М., 1921, с. 98.
____________________________________
* Ближайший сподвижник П. Н. Краснова, командующий Донской армией, генерал С. В. Денисов недвусмысленно утверждал:
"... Все без исключения Вожди и Старшие и Младшие ... приказывали подчиненным... содействовать Новому укладу жизни и отнюдь, и никогда не призывали к защите Старого строя и не шли против общего течения... На знаменах Белой Идеи было начертано: к Учредительному Собранию, т. е. то же самое, что значилось и на знаменах Февральской революции... Вожди и военачальники не шли против Февральской революции и никогда и никому из своих подчиненных не приказывали идти таковым путем" (Белая Россия. Альбом №1. Нью-Йорк, 1937 г. Репринт - СПб, 1991)

** О том, когда, как Колчак встал на службу британской короне, по какому распоряжению был направлен в Россию, подробно в материале: « Как попал в Россию А.В. Колчак - британский офицер с декабря 1917-го»

*** Это называется подстрекательством к убийству. Колчак вполне мог ограничиться требованием предать членов КОМУЧа суду - «мы, мол, респектабельное европейское правительство, действующее исключительно на почве гуманизма, народ сам должен вынести свой нелицеприятный приговор» и в том же духе. Но он дал санкцию на применение оружия, и подчеркул это в § 1.
Поэтому нельзя не согласиться с И. Пыхаловым, когда в интервью на вопрос:
- Известно, что в 1918 г. он отдал приказ о расстреле депутатов и участников учредительного собрания?
Он ответил:
- Да, это было. Он там реально совершил военный переворот и возглавил диктатуру.
Причем тут важно отметить - многие нынешние противники красных обвиняют их в том, что они разогнали учредительное собрание, что якобы белые боролись за законную власть в лице этого учредительного собрания. Там были созданы комитеты учредительного собрания - комучи, а красные, мол, были узурпаторами.
 http://www.nakanune.ru/articles/111985/

**** Учредительное собрание было распущено из-за потери кворума. Осталось менее 20% из избранных делегатов, и 34% из прибывших после ухода левых эсеров и большевиков. (подробне см.: " Учредительное собрание потеряло легитимность»)

=Arctus=

Учредительное собрание, Колчак

Previous post Next post
Up