19 января 1918 г. патриарх Тихон опубликовал послание «возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской». (
ссылка ) Которое называют анафемой Советской власти. На каком основании?
Сам патриарх не называл таким образом своё послание, впрямую ни большевики ни советская власть там не упоминались. Тем более, что ни Гражданской войны, ни белого ни красного терроров к началу 1918 года не было, сохранялись церковные праздники и пр.
«Курский зубр», Н.Е. Марков, председатель Союза русского народа (СРН), например, вину за беды России возлагал на кадетов:
«После 17 октября 1905 года "Союз освобождения" переименовался в "Конституционно-демократическую партию", иначе в партию к.-д. Эта созданная евреями и на еврейские деньги партия явилась руководительницею всех последовавших смут и главной виновницей гибельной для России революции 1917 года.» [4]
Если принять эту монархическую точку зрения, то такая анафема должна звучать им, кадетам. То же касается и
Витте, про которого Марков писал:
- «Этот роковой для России человек принес Отечеству неисчислимый вред.
Это он уговорил императора Николая II подписать заготовленный им, Витте, манифест 17 октября 1905 года, этот злосчастный акт, которым царскому самодержавию был нанесен ужасный удар.
Этот исходивший сверху государственный переворот поколебал самую основу исторического строя, который создал и упрочил величие монархии и обеспечивал благосостояние Русского Народа.
С рокового дня - 17 октября 1905 года - началось падение монархии, закончившееся всероссийской катастрофой 2 марта 1917 года и уничтожением Российского государства.» [4]
*
Через 5 лет, в 1923 году, 16 июня, патриарх написал заявление: «Я отныне Советской власти не враг». 28 июня патриарх Тихон издал послание, в котором говорилось: «Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило... Я понял всю неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны ее соотечественных и иностранных врагов».
1 июля 1923 г. после богослужения в Донском монастыре патриарх произнес проповедь, в которой решительно осудил всякую борьбу против Советской власти и призвал церковь стать вне политики.
В январе 1924 г. патриарх Тихон издал указ «О стране Российской и властях ея» - о молитвенном поминовении государственной власти в богослужениях. Примирение Церкви с Советской власти было официально закреплено на уровне богослужений, доведено как закон до каждого священника.
Вяжется ли это с анафемой?
*
Может быть, это было послание на будущее?
Но тогда оно обращено всем противостоящим в Гражданской войне сторонам. Ибо, если смотреть с позиций абстрактного гуманизма - и те и другие проливали кровь - все виновны, и к тем и другим относится призыв «прекратите ваши кровавые расправы». При этом:
«Всего, по разным архивным источникам, от «красного» террора погибло до 50 тыс. человек.
От «белого» террора, по данным В. В. Эрлихмана в «Потери народонаселения в XX веке». Справочник», погибло 300 тысяч человек.» [1]
Как пишет С. Г. Кара-Мурза, «число сотрудников ВЧК в конце февраля 1918 г. не превышало 120 человек, а в 1920 г. 4500 - по всей стране. Провести широкие репрессии, которые приписывают ВЧК, она не могла просто в силу своей величины. В ноябре 1920 г. на ВЧК была возложена охрана границ (до этого граница охранялась «завесами» - подвижными отрядами). Тогда численность персонала ВЧК к 1921 г. достигла максимума - 31 тыс. человек.» [2]
*
И те и другие экспроприировали церковное имущество. Советская власть оправдывала это нуждами государства (не было средств, ибо полная блокада), а белые просто грабили, для себя.
Об этом сейчас говорить не модно и зазорно, но тем не менее, для полноты картины знать необходимо.
«В газете «Приазовский край» в номере от 27-го августа 1919 г. была напечатана следующая телеграмма Мамонтова: «Наши дела идут блестяще без потерь для себя. Разгромлены все тылы и советы. Посылаем привет, везем родным и друзьям богатые подарки, войсковой казне 60 миллионов рублей, на украшение церквей дорогие иконы и церковную утварь».
Ген. Деникин в своих воспоминаниях рассказывает, что эта телеграмма вызвала шумное ликование в белом стане. «Возвращение Мамонтова на Дон , - рассказывает Калинин, - напоминало прибытие триумфатора. Громадную ценную добычу привез он в дань войску Донскому. Чего бы в ней не было, - тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты». («Русская Вандея», стр. 152).
Конечно, не трудно ответить, откуда мамонтовские молодцы добыли церковную утварь и иконы. Они широко грабили церкви. Они сдирали в церквах все, что попадалось, лишь бы это являлось ценностью. Их воровские бандитские качества проявлялись полностью.
Сообщая вышеуказанную телеграмму, журнал «Революция и церковь» писал: «Мамонтовцы собирались привести дорогие иконы и утварь. Откуда они их взяли? И самый недогадливый поймет: награбили. Ограбили дома, церкви. Ведь церковную утварь в продовольственных лавках не найдешь, ее можно найти только в церквах, и эти-то церкви ограблены мамонтовцами. А так как совесть у мамонтовских молодцов, как говорили на местах крестьяне, «кобылья», и руки у них воровские, можно, конечно, представить, сколько у них оказалось церковных украшений и драгоценных камней с золотых окладов». (№ 3-5 за 1919 год).
Бывший белогвардеец И. Лунченков следующим образом рассказывает в своих воспоминаниях о мамонтовской добыче, о ее дальнейшей судьбе и о грабеже других церковных ценностей. Главную часть этой добычи составляли драгоценные ризы, иконы и кресты, изъятые из «храмов божиих» центральной России, да многочисленные сейфы банков тех городов, где прошел огнем и мечом Мамонтов. Этот «подарок Дону» стал яблоком раздора между Сидориным и Богаевским еще в бытность белых на Дону. Перехватив «подарок» в Миллерово (штаб донской армии), Сидорин беззастенчиво начал выбирать из него самое ценное. Алчный Богаевский не прочь был и сам поживиться «добычей». Начавшийся раздор между атаманом и командиром оборвался эвакуацией, чтобы затем в еще более ожесточенной форме продолжаться за границей.
К мамонтовской церковной утвари «христолюбивый» Богаевский не забыл прихватить ценности старочеркасского и новочеркасского соборов (главным образом, драгоценные иконы, ризы с них, кресты и чаши).
Эту партию, как наиболее ценную, захватила с собой богомольная и златолюбивая Надежда Васильевна Богаевская, вместе с эмблемой атаманской власти, причем, к слову сказать, одиннадцать фунтов червонного золота!
<…>
В октябре 1922 г. пришел пароход из Америки и началась приемка ценностей. Сдавали Сахаров и Гензель. От американцев было получено 50.000.000 франков. Деньги были переданы лично Врангелю.
«Пройдись по парижским бульварам - писал князь В.Львов (22 сентября 1922 года), бывший обер-прокурор Святейшего синода при Временном правительстве, - и вы увидите выставленные в витринах магазина золотую утварь, золотые драгоценности и разы, снятые с икон. Позор». [3]
* * *
Считаю посему, что «Анафема советской власти» - слишком смелое и неоправданное название, придуманное в целях информационной войны против советской власти.
___________________________
[1] Ю.И. Бахарев, «Современные мифы русской истории»
[2] С.Г. Кара-Мурза «Гражданская война»
[3] А.Г. Купцов «Миф о гонениях на церковь»
[4] Н.Е. Марков «Война тёмных сил»