Оригинал взят у
norrsida в
В Нарьян-Мар с МЧС: Арктический аварийно-спасательный центр, часть перваяНаше виртуальное путешествие по Ненецкому автономному округу (НАО) с МЧС России продолжается. Сегодня вы узнаете, какую технику используют местные пожарные, работу которых порядком усложняют низкие температуры, сильные ветра и, конечно же, снег, очень много снега.
Прибывших в суровое Заполярье журналистов и блогеров в аэропорту встречали представители местного МЧС. Заместители начальника главного управления Радик Касаев и Андрей Брылёв ни на шаг не отходили от гостей до самого отлёта обратно в Москву. Доброжелательные и открытые, Касаев и Брылёв охотно отвечали на все вопросы и делились своими впечатлениями от жизни в Нарьян-Маре.
Арктический аварийно-спасательный центр МЧС России или АКАСЦ стал первым - и самым важным - пунктом нашего пресс-тура. Именно туда журналистов и блогеров повёз поджидавший у входа в аэропорт небольшой автобус.
Инициативу в автобусе сразу же взяла на себя принимающая сторона, и из динамиков щедро полилась полезная статистика, касающаяся климатических условий и транспортной инфраструктуры НАО. Мы, например, узнали о том, что всего в округе обитает 43 тысячи человек. В окрестностях Нарьян-Мара царит суровый субарктический климат: зима здесь длится 240 дней в году. Летом средняя температура составляет плюс двенадцать, тогда как зимой - минус шестнадцать.
Виды, разворачивающиеся за окнами автобуса, рассказывали нам об условиях местной жизни не хуже наших «экскурсоводов».
Вот на глаза мне попадается первый всамделишный нарьян-марец (встречавшие в аэропорту МЧС-ники не в счёт). И это не ненец на оленях, а одетый в спортивный костюм мужчина в чёрных очках. Нет, неспроста в центре города размещён огромный стадион.
Как доказательство существования в НАО реального сектора экономики за окном промелькнули лесовоз и памятник нефтяной вышке.
Одноэтажные деревянные домики времён индустриализации соседствуют с украшенными северными орнаментами многоэтажными домами 70-х - 80-х годов…
...и более "свежими" постройками с яркими крышами из металлочерепицы и утепленными фасадами. Избушка-остановка, которая, надо думать, предназначена для спасения от метелей и холода, словно переместилась сюда из скандинавской Лапландии - осталось покрыть крышу дёрном с травой - первые растения там уже есть.
Лодка и катера, как справедливо заметил один из коллег-блогеров, "припаркованы" в Нарьян-Маре прямо во дворах многоэтажек. Судя по всему, эллингов на всех не хватает (быть может, их тут и нет).
Тут же можно увидеть и новейшие нарядные постройки, которые, как я уверен, отлично смотрятся зимой на фоне снега. Нарьян-Мар, к счастью, обошла стороной такая гримаса капитализма как навязчивая агрессивная реклама, однако совсем без «наружки» столица НАО не осталась. Вот этот плакат предлагает всем желающим отведать бизнес-ланч за 199 рублей - цена, кажется, вполне гуманная, учитывая относительно высокие заработки местных жителей.
Нет, Нарьян-Мар никак нельзя назвать серым городом, он смотрится намного веселее того же Архангельска. И даже "хрущёвки" здесь выглядят намного оптимистичней благодаря ярким краскам фасадов. Между тем мы въезжаем в центр города - за окном автобуса проплывает Преображенский кафедральный собор и местная епархия, где я ещё успею сегодня побывать.
Нарьян-Мар, как мы уже с вами знаем, городок небольшой. Уже очень скоро мы оказываемся возле симпатичного здания АКАСЦ, башню которого украшает орёл с эмблемой МЧС.
Захватив с собой диктофоны, блокноты, камеры и штативы, участники пресс-тура покидают автобус для того, чтобы своими глазами увидеть один из двух созданных на сегодняшний день на территории России Арктических аварийно-спасательных центров. Как я уже писал, десять таких центров, созданных вдоль возрождаемого ныне Северного морского пути, помогут обеспечить безопасность добыче нефти и газа, а также авиационным и водным перевозкам.
Нарьян-Марский АКАСЦ состоит из двух построек, в правой из которых разместились местные пожарные. Открыв металлическую калитку с эмблемой МЧС, Радик Касаев повёл журналистов и блогеров в гости к борцам с «красным петухом».
Для начала нам показали «уши» пожарной части - диспетчерский пункт принимающий вызовы с телефона 01. Заявки сюда поступают со всего округа, однако те места, куда никак нельзя добраться из Нарьян-Мара, обслуживает 19-ая противопожарная служба Архангельской области.
- В одних населённых пунктах находятся пожарные части малой численности, в других - добровольцы, добровольная пожарная охрана, - объясняет Андрей Брылёв.
Специально для фанатов столицы НАО я сделал снимок одной из карт Нарьян-Мара, украшающих стены диспетчерской. На ней, если я не ошибаюсь, изображены все крупные населённые пункты округа (помимо Нарьян-Мара это рабочий посёлок Искателей и посёлок городского типа Амдерма).
Посёлок Амдерма, речь о котором шла на пресс-конференции губернатора, состоявшейся в тот же день, на карте отсутствует, зато здесь есть посёлок Факел, который, судя по всему, фактически является микрорайоном Искателей.
Затем настала очередь техники, с которой участников пресс-тура познакомил начальник пожарной части Евгений Дегтяренко. Он рассказал о том, что пожарные переехали в центр из старого здания в августе прошлого года. В штатном расписании части числятся девять пожарных и двое гражданских.
Я никогда раньше не бывал в пожарной части, потому в глаза мне сразу бросилась идеальная чистота и порядок. Откуда-то сверху свисают жёлтые трубы, по которым, как я понимаю, в машины закачивают воду. На стенах - художественные фотографии с тушения пожаров.
В гараже за стеной диспетчерской застыли красные «Уралы».
Старый конь, как известно, борозды не испортит. Хотя - почему старый? Машины эти поступили в часть пять лет назад.
Руководство пожарной части продемонстрировало нам, как машины отправляются на выезд. Под вой сирен "Уралы" выкатились из распахнутых ворот депо, а затем лихо помчались по дороге для того чтобы тут же вернуться обратно. Всё это действо привлекло внимание жильцов многоэтажек, расположенных напротив АКАСЦ, которые с интересом наблюдали за "шоу" из окон.
Помимо трудяг-"Уралов" в распоряжении нарьян-марских пожарных с недавних пор имеется новейшая пожарная машина на базе Iveco, наподобие тех, что
показывал мне на МЧС-овской выставке "Комплексная безопасность" начальник 3-го научно-иссследовательского центра ВНИИГО ЧС Владимир Мошков.
- Шестикубовая ёмкость сделана из пластика и она обогревается, что немаловажно в наших условиях, - рассказывает журналистам и блогерам о преимуществах Iveco начальник пожарной части Дегтяренко. Почему ёмкость для воды сделана из пластика? Металлические емкости обычных машин, как правило, ржавеют, внутренние перегородки в них разрушаются, приходится проводить сварочные работы. В российско-итальянской пожарной машине также установлен более мощный насос, благодаря которому скорость подачи воды составляет 70 метров в секунду, тогда как у других машин показатель ниже.
- Чем отличается любая пожарная машина от других автомобилей? - рассуждает Андрей Брылёв. - Это высокопрофильная машина, машина высокой проходимости. С нашей недостаточно развитой сетью дорог это позволяет быстро и эффективно прибывать на место пожара. Опции и возможности машины позволяют выполнять те задачи, которые, кажутся невозможными для другой подобной техники, - говорит Брылёв.
Неудивительно что к Iveco было не протолкнуться: блогеры и журналисты с камерами наперевес набросились на новейшую, ещё ни разу не использованную технику как только пожарная машина выехала из депо.
Главная особенность пожарных машин нового поколения - это доступность любых инструментов для пожарных. Чтобы добраться до компрессора, "циркулярки", или другого необходимого инструмента, не нужно переворачивать машину вверх дном - достаточно открыть один из люков на боку авто.
Глядя на такую замечательную большую красную, функциональную пожарную машину, я начинаю понимать Пеппи Длинныйчулок, которая, как известно, размышляла о том, не купить ли пожарную машину, только потому что она красная и поднимает страшный шум.
Кроме секций для хранения шлангов (пожарных рукавов) и разнообразного инструмента, на боку у Iveco нашлось место для пульта управления подачей воды.
А как обстоят дела с кабиной водителя? В его распоряжении находится кресло с широким диапазоном регулировок - видите, сколько кнопок расположено на торце сидения? Море копок на "торпеде" позволяет рассчитывать и на другие полезные «мелочи». Между двумя сидениями располагается пульт, с помощью которого можно управлять, например, лафетным стволом и прожекторами. О том что Iveco пока не сделал ни одного выезда подтверждает ещё не склеенная с приборной панели машины защитная плёнка. Пожарная машина только-только прошла регистрацию и скоро начнётся обучение пожарных её использованию.
В отсек для пожарного расчёта я попадаю через отдельные двери. Кресла с боковой поддержкой обещают экипажу почти такой же комфорт как и водителю.
Между тем наступила пора перейти в другое здание, где нас ожидали снегоходы, вездеходы и маломерные суда, рассказ о которых пойдёт в следующем посте.