Фотография -
busconductor.
Этот блог я завела два с лишним года назад для войлочных работ - чтобы не вести в свой личный блог тех, кому всего-то надо посмотреть на моих кукол или подушки. Год с небольшим блог существовал ни шатко, ни валко с семьюдесятью френдами.
Потом знакомая вдохновила меня написать серию заметок
по маркетингу для индивидуального бизнеса и хэндмэйда. Прирост читателей был, но небольшой. Здесь, кстати, я совершила свою первую ошибку. Написав в тетрадке проект будущей серии, я пришла в восторг от собственного замысла и тут же договорилась со смотрителем хэндмейдового сообщества о размещении рекламного поста. Мол, приходите в мой ЖЖ, я буду писать о маркетинге.
Ха! Это я могла считать, что сотворю что-то волшебное. Однако, другие люди не собирались верить мне на слово и, не увидев ничего кроме обещания, френдить не стали. И я их, надо сказать, понимаю. Я бы тоже не стала. А позже мне уже неловко было рекламировать в сообществе ту же серию, чтобы не посчитали спамом, поэтому хорошая рекламная возможность оказалась утеряна.
Отсюда первое правило продвижения в интернете «Сначала создайте качественное наполнение блога/сайта (тексты, иллюстрации, фотографии), и только после этого зовите людей».
Меня также расстраивало качество текстов во многих блогах и на сайтах, и в начале декабря 2009 я запустила акцию "Пишем тексты для сайтов". Это предмет, который я хорошо знаю, и время от времени провожу тренинги на работе. Желающих получить "Руководство по созданию текстов для сайтов" было множество, акция вывела меня в первую тысячу рейтинга блогов Яндекса. Вместе с тем, прирост френдов оказался меньше, чем я ожидала, хотя ушла куча времени: написать Руководство для широкой аудитории, проверить ссылки, собрать адреса, отправить... Гора родила мышь, как говорится.
Чуть позже я осознала, что здесь крылась моя вторая ошибка. В блоге на тот момент были тексты о маркетинге для индивидуального бизнеса и хэндмейда и войлочные работы. Они могли быть интересны довольно узкой аудитории. Акция же привлекала много людей, но не тех, которым контент моего блога был важен. Неправильная оценка аудитории, кстати, одна из самых распространенных ошибок рекламы. Если бы я запустила эту акцию сейчас, когда в блоге есть и другие тексты, я могла бы ожидать большего прироста френдов. Но, естественно, время ушло.
Отсюда еще одно правило «Чтобы не тратить ресурсы впустую, проводите акции именно для вашей целевой аудитории.»
Параллельно на работе в прошлом году стали массово использовать социальные сети в одном из проектов. Мне пришлось перелопатить много информации по маркетингу в социальных медиа. Успех русской версии был относительный (проект использовал единые дизайн/тексты/юзабилити на семи языках). Мне стало интересно, связано ли это с национальным менталитетом. Другими словами, а работают ли вообще западные приемы ведения блогов в русскоязычной среде. Но проверить было негде.
В начале 2010 года я подумала, а что мне, собственно, мешает переделать этот блог в профессиональную площадку для исследования эффективности различных методов ведения блогов. Мне - хорошо, у меня профессиональный рост. У читателей двойная выгода. Я не только рассказываю им о том, что работает или не работает именно в русскоязычной блогосфере, они могут сами это видеть на моем же примере и решать для себя, что полезно, что нет. Выражаясь маркетинговым языком, эдакий реальный кейс в действии. :)
Продумывание и подготовка заняли около месяца, 16 февраля я поменяла дизайн блога и запостила первый "профессиональный" пост. На тот момент у меня было 300 с небольшим читателей. Через три месяца, 19 мая пришел 1000-й френд - raphiya. И это, как я написала, без дополнительной рекламы и продвижения, никаких акций я больше не проводила и в сообщества под этим ником не писала. Мне было интересно проверить, насколько правильна фраза content is a king, communication is a queen (содержание - король, общение - королева), и каковы пределы "естественного" френдования. :) К тому же, это позволило создать качественную аудиторию - привлечь людей, которым интересно читать мои тексты, а не тех, кто френдит исключительно из взаимности.
А может, я вообще такая талантливая, и дело вовсе не в тех методах, что я использую? Как бы не так! У меня есть «контрольная группа» - личный блог, где я пишу то, что хочется, и так, как хочется, не используя никаких методик. Там число френдов за 5,5 лет едва приблизилось к 800. И это с учетом, что я лет семь была модератором крупного и хорошо известного форума, и многие знают меня оттуда, то есть начинала не с нуля.
Во второй части - о том, что я еще протестировала, что было эффективно, а что нет, а также о некоторых тенденциях в англоязычной блогосфере, которые могли бы быть интересны.