На письмо участницы
проекта "Взлет к мечте" отвечает Ольга Орната
ornata - профессиональный художник, ведущая
творческих групп для взрослых, член Российской арт-терапевтической ассоциации, по первому образованию художник-модельер.
"Мечта.... может странная мечта, конечно, не возвышенная ни разу :) Но своя сеть магазинчиков "своей" стильной одежды. Что мешает: в основном страх (не справится, все испортить, "аааа, я это ничего не умею") и неуверенность (что именно у меня получится, отсутствие опыта, непонимание процессов) и отсутствие поддержки (как моральной - дружеской или близких, так и финансовой, конечно)."
"Марина, здравствуйте! Поддерживаю вашу мечту, собственная марка одежды - это действительно очень заманчиво. :) Вы пишете о неуверенности, страхах, недостаточном опыте и знании процессов, давайте начнём с последнего. Чтобы было нагляднее, я
нарисовала такую картинку:
Ответ на первый вопрос "Чего я хочу" у вас уже есть и это отлично. Давайте разделим две задачи: создание своей линии одежды и открытие магазина, это два разных бизнеса, и проще заниматься ими последовательно, а не одновременно.
Итак собственная марка одежды. Теперь нужно понять на какие этапы дробится эта задача и что нужно для её решения. Разберёмся как это происходит и какой потребуется опыт.
1) Вам нужен хороший план
Прежде всего - кто ваша целевая аудитория? Поймите хотите ли вы, например, шить доступные наряды для молодых барышень или статусные модели для состоявшихся леди?
Отсюда вытекает ценовой сегмент, в который вы будете метить, размеры, ростовки, материалы, способы продвижения... etc.
Решите сколько экземпляров одной вещи вы хотите делать? Пять или сто?
Исследуйте конкурентов, поймите какое место хотели бы занять вы, чем отличаться.
Составьте предварительный бизнес-план, посчитайте затраты, время, планируемую прибыль… на эту тему много написано (в частности, книга
"Бизнес своими руками" или коротко в статье
"Чрезвычайно простой план проекта").
Вы пишете о том, что финансово пока не готовы. Подумайте станете ли вы, например, раздобывать стартовую сумму в виде кредита или лучше для начала поработать наёмным сотрудником приобретая опыт и постепенно накапливая нужный капитал?
2) Художественно - модельерское
Прежде всего задача модельера - единое стилистическое решение коллекции. Вы пишете, что вам мил стиль бохо, ок, в таком случае важно понять что именно будет объединять ваши наряды между собой и отличать от всех остальных.
Разработка моделей, как многие справедливо считают, самое «вкусное». Родить идею, довести её до ума, смоделировать, продумать конструкцию и материал. Кстати отрисовывая эскиз важно хорошо понимать как эта форма будет сконструирована даже если у вас есть хороший конструктор.
Вам потребуется анализ актуальных модных трендов и (главное) прогноз будущих. В "струе" вы или нет, но что происходит и будет происходить на мировых подиумах стоит знать.
3) Конструкция? Зачем конструкция?
Качественный крой и лекала - важный момент для дизайнерской одежды, она должна хорошо сидеть, поэтому вам, скорее всего, потребуется опытный конструктор.
Разработка чертежей и лекал, участие в примерках, размеры и ростовки - всё это его задачи.
4) Кто, как, где и из чего?
Материал не менее важен, чем удачная модель и точная посадка. Вам нужно будет найти хороших поставщиков и установить с ними отношения.
Возможно для начала швеи могут работать дома, а вам окажется достаточно небольшого помещения, где будут храниться готовые изделия перед отправкой в продажу. Это решит и вопрос с оборудованием.
Вам потребуется опытный швейник, который понимает как именно лучше всего обработать узлы той или иной модели, например где задуманный вами рельеф технологически невозможен, а вместо него подойдёт только вытачка; выдержит ли ткань прорезной карман или только накладной. Обычно этим занимается технолог, он же может следить за качеством готовых вещей.
5) Продвижение и маркетинг
В этом бизнесе есть сезонность, поэтому обратите внимание, что зимнюю коллекцию нужно отшивать летом и наоборот.
Придумайте название, бренд, который позже зарегистрируете.
О рекламе и привлечении клиентов много сказано в блоге у Ады, не стану повторяться.
6) Продажи и деньги
Подумайте готовы ли вы на первых порах отдавать свои наряды на реализацию в другие магазины, например есть сети, которые с удовольствием работают с российскими дизайнерами. Так вам будет легче сосредоточиться на производстве.
Готовы ли вы сами разбираться с финансами или вам понадобятся услуги бухгалтера?
Так выглядит приблизительный список вопросов. Теперь самое время понять что из этого вы можете взять на себя (просчитав не только умения, но и время), чего пока не можете, но хотели бы научиться, а для чего точно стоит нанимать специалистов. Становится понятно какого опыта стоит поднабраться вам самой и какая понадобится команда.
- на мой взгляд функции технолога и конструктора может совмещать, при желании, один человек. А вот бухгалтера можно поискать на неполное время чтобы он помогал вам разобраться с налогами и отчётностью.
- вам самой, как я поняла, ближе роль модельера, подумайте где вы могли бы потренироваться перед тем как затевать собственное дело. Для того, чтобы наработать подобный опыт здорово начать наёмным сотрудником с возможностью учиться у более опытных коллег. Сделать так называемые «дешёвые ошибки», ведь никто сразу не доверит вам слишком большой ответственности. И это же полигон для того, чтобы проверить свои силы и понять, что да, я могу.
Например я на дипломную практику в дом моды пришла уже с художественным, модельерским, конструкторским опытом и множеством отшитых моделей за плечами, но очень рада, что меня поставили ассистировать главному модельеру прежде чем разрешить делать собственную коллекцию. Я разрабатывала эскиз, потом передавала его конструкторам и мы вместе подробно обсуждали конструкцию и правили несколько раз. Потом кроили ткань, крой уходил в так называемый экспериментальный цех (несколько портних в отдельном помещении, которые отшивают не то, что пойдёт в продажу, а только разрабатываемую новую коллекцию). Моей задачей было чётко объяснить какой узел и как обработать (то есть, я как модельер должна была об этом знать). Затем частично стачанная, а частично смётанная вещь возвращалась и начиналось самое ответственное - примерки. С первого раза идеальной посадки у меня тогда не случалось и пересмётанное изделие снова отправлялось в экспериментальный цех. После всех подгонок и качественной посадки вносились нужные коррективы в чертежи и на их основе уже делались лекала, которые дальше технологически описывали и отправляли в производство.
- подумайте какие умения из вашего предыдущего опыта могут вам пригодиться. И можете ли вы обменяться с кем-то услуга-за-услугу.
Например я веду творческие группы, но мой предыдущий многолетний опыт дизайна позволил не заказывать сайт для
своего проекта, а сделать его самостоятельно. С программированием любезно помог один из участников моих групп.
Итак, если вы подробно ответили на все эти вопросы, то у вас появилось достаточно информации для того чтобы сориентироваться и начать действовать. Скорее всего вам потребуется несколько этапов, но с каждым разом вы будете всё ближе и ближе к своей мечте! Возможно со временем, когда марка оперится, вы захотите подумать и о своём магазине, и тогда по такому же принципу разберёте задачи, те ресурсы которые уже есть и те, которые нужно будет привлекать.
Желаю вам вдохновения и энергии! Верить в себя и начинать такие проекты действительно не всегда легко, часто страшно. Но есть отличный приз, ради которого стоит затеваться. Не важно, гладко ли всё получится, этот опыт очень обогатит вашу жизнь и превратит вас из робкого мечтателя в настоящего творца. И не чего-нибудь, а своей мечты. Оно стоит того! Удачи!"