Недавно здесь была довольно содержательная дискуссия
по поводу Махна и можно ли его считать повстанцем украинским, если он время от времени заключал военные договора с большевиками (ради справедливости,
он и с петлюровцами заключал подобные договора). Если же подходить с такими же стандартами к другим украинским видным деятелям того периода государственности, то не меньше вопросов будет и самому Петлюре (из-за сдачи Западной Украины Пилсудскому), и к Скоропадскому (чье правление было откровенно держалось на немецких штыках), и к бойцам УГА, которые организованно перешли в Красную Армию, и к тому же самому Винниченко и т.д. и т.п. Тем более, что именно 13 ноября 1918 года гетман Павло Скоропадский подписал Грамоту к украинскому народу, в которой провозглашалась федерация Украины с Россией.
Дело в том, что за два дня до этого немцы капитулировали в войне и рассчитывать на военную помощь союзников больше не приходилось. Здесь, конечно, необходимо уточнение - с какой именно Россией, так как на конец 1918 года на почетное звание легитимных россиян претендовали и большевики и деникинцы. Скоропадский решил пойти на контакт с деникинцами, хотя сам Деникин никаких мыслей о независимой Украине не допускал. Поэтому на переговоры со Скоропадским выехал Краснов. Они прошли где-то между Полтавой и Харьковом. В результате белые «ахвицеры» полковника Святополк-Мирского, расквартированные в Киеве (а их было, таки, 15 тыс.) повесили себе на рукава шинелей триколор и поддержали Скоропадского. А поддержка ему была очень нужна, т.к. в тот же день в Киеве сторонники Директории УНР приняли решение, что «промедление смерти подобно» и верные им военные части двинули на город. Про то, что в это время происходило в самом городе, можно покурить эту самую «Белую гвардию» (не забываем при этом, кто был этот самый Булгаков).
Что характерно, против гетмана выступили партии социалистического толка. Поэтому мне не кажется фантастическим упоминание у некоторых авторов, что петлюровские части шли на Киев под флагами социалистическими - красными - а не сине-желтыми, так как основной был посыл «против буржуев и белых офицеров». Видение же будущего Украины у деятелей Директории было не менее туманное, чем у Нестора Ивановича Махна. Тот же Винниченко займет позицию федералиста по отношению к России большевистской, а Петлюра легко уступит Западную Украину Польше.
И, кстати, о выступлении Петлюры против Скоропадского большевики были не только осведомлены, но и всячески ему содействовали. Дипломаты из РСФСР во главе с Мануильским в Киеве еще осенью 1918 действовали вполне открыто и контактировали с петлюровцами, обещая помощь в т.ч. и деньгами в обмен на легализацию деятельности большевиков. Наши источники факт таких переговоров подтверждают, но доказательств того, что они пришли к какому-то логичному завершению нет, как и доказательств какой-либо поддержки финансовой или военной. Но то, что Совнарком в Москве знал о планах Петлюры - это факт.
Петлюра смотрит на вас, как на гетмана
Поэтому рассказы про хорошего Петлюру и плохого Махна - это несерьезно. А кацапы всегда только грели на этом руки.