Когда туристы во Львове впервые попадают на Высокий Замок, то прежде всего они задают вопрос: «А где собственно замок?». От старинного замка в настоящее время сохранилась небольшой кусок стены, затерявшийся в парке. А то, куда водят туристов правильно называется Курган Люблинской Унии, который был насыпан на месте разрушенного замка, и торжественно открыт 28 июня 1869 года в честь 300-летия создания самого крупного европейского государства того времени Речи Посполитой.
Москвоцентричная советская историография этому событию уделяла немного внимания, а напрасно, т.к. Речь Посполитая не была Польшей. Это была полноправная федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, Рутенского и Жематийского, которое объединяло жематийцев (собственно говоря, современных литовцев), литвинов (современных белорусов) и рутенов (современных украинцев).
Украинская шляхта больше других была заинтересована в этом объединении. Времена Константина Острожского, который московитов разбил под Оршей, а давление со стороны северо-восточных и южных соседей было все увеличивалось. Поэтому вступление в тогдашний ЕС было вполне ожидаемым решением.
Необходимо отметить, что в Москве царствовал тогда не вполне адекватный Иван Грозный, которого за его характер прозвали «Васильевич» (не каждый из московских правителей может похвастаться такой кличкой). Поэтому нужно было делать что-то быстро. И таким образом 28 июня 1569 года была заключена Люблинская Уния и образовано самое большое в Европе государство федеративного типа.
К сожалению, большую власть тогда имели православные попы и католические ксендзы. Последним удалось договориться с частью православных о церковной унии. Другая часть была недовольна католической экспансией из-за чего начался разброд и шатание, бандитизм в Запорожье и прочая борьба «за веру православную» и последующую московскую оккупацию.
Мораль: недавно прошел почти всеобщий съезд православных попов. Наши скудоумные политики решили, что они своими петициями могут что-либо сделать. И совершенно ожидаемо были выставлены на посмешище. К счастью, сегодня в Украине влияние попов, что московских, что киевских, что униатских не настолько большое, как им хотелось бы. Поэтому не хотелось бы, чтобы на них оглядывались, принимая решения, подобно тому, как это делается в одной соседней стране, где все религии равны, но одна, все-таки равнее.