Наталья Самовер
Международная кампания защиты Дома Мельникова набирает обороты. Вслед за публикацией на сайте американского отделения DOCOMOMO International статьи Натальи Меликовой «Сражение за Дом Мельникова» (
перевод этой статьи мы публиковали ранее) в одной из самых влиятельных газет мира "Нью-Йорк Таймс" 11 апреля появилась заметка Софии Кишковски
«Градозащитники предупреждают: московский архитектурный шедевр под угрозой». Поводом для этой публикации стали заявления российских и международных специалистов в области охраны памятников, обеспокоенных тем, что знаменитому зданию, почти столетие не перестающему вдохновлять архитекторов всего мира, угрожает строительство рядом с ним крупного многофункционального комплекса.
Одним из источников для заметки Софии Кишковски послужила
публикация на сайте «Архнадзора» обращения членов Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ к широкому кругу руководителей Москвы и России, включая Президента, с призывом принять экстренные меры для спасения Дома Мельникова, включая пересмотр проекта строящегося рядом с ним здания. Отчаянный сигнал российских специалистов «Всем! Всем! Всем!» подхватили наиболее авторитетные международные организации в сфере охраны культурного наследия ХХ века - Международный научный комитет по наследию ХХ века ИКОМОС (ICOMOS ISC20C), Международная рабочая группа по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства Современного движения (DOCOMOMO) и Международный Союз архитекторов (UIA). Они также направили свое обращение на имя Владимира Путина, Дмитрия Медведева и Сергея Собянина. Оригинал письма
можно прочитать на сайте ICOMOS.
Трещины на стенах и перегородках и признаки разрушения фундамента маленького московского дома настолько беспокоят международное профессиональное сообщество, что самому непосвященному человеку становится понятно, что культурная ценность этого памятника далеко выходит за пределы не только Москвы, но и России.
«Случай настолько важный, что к России сейчас обращено внимание всего мира», - приводит "Нью-Йорк Таймс" слова Аны Тоштос, президента DOCOMOMO International.
Кратко рассказав о проблемах дома Мельникова, София Кишковски констатирует, что в Москве и в Подмосковье под угрозой находятся и другие объекты архитектурного наследия, в том числе Шуховская башня, «дом Болконского», связанный с хорошо известными американскому читателю романами Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», и усадьба «Архангельское».
Появление этой небольшой заметки в "Нью-Йорк Таймс" - повод задуматься для властей Москвы. Многие усилия, направленные на пропаганду российского культурного наследия и создание положительного имиджа столицы России в глазах потенциальных туристов и деловых партнеров, сводятся на нет, когда вскрывается неприглядная правда о судьбе памятников, существование которых мешает реализации чьих-то коммерческих проектов. Шило-то в мешке не утаишь…
Горько сознавать, что драгоценное наследие, способное составить славу целой страны, наследие, которым город на словах гордится, на практике не получает должной защиты.
Дом Мельникова - один из тех шедевров русского авангарда, в которых впервые были найдены «слова» и сформулированы законы нового художественного языка, на котором с тех пор говорит «большая» мировая архитектура. То, что этот дом до сих пор не включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, - глубочайшая несправедливость и свидетельство невежества и равнодушия российских властей, отвечающих за культурную политику и формирование имиджа государства.
По своему значению для мировой культуры Дом Мельникова и многофункциональный центр, который строит рядом с ним неведомое человечеству ЗАО «Траст-ойл», несопоставимы, однако в глазах правительства Москвы коммерческая стройка важнее, чем сохранение архитектурного шедевра.
В зеркале иностранной прессы эта перевернутая система ценностей видится особенно ясно.
Представим себе на минуту город, в котором больше нет Дома Мельникова, Шуховской башни, «дома Болконского», дома Быкова, Кругового депо, город, где ансамбль Ново-Екатерининской больницы «дополнен» стеклянным сундуком нового здания Мосгордумы, а Донской монастырь раздавлен 70-метровыми «банескребами». Кто вам сказал, что этот город - Москва?