Собирая осколки

Dec 23, 2011 07:55

«Хватит ломать наш город!» - это был главный лозунг митинга, прошедшего 1 октября на Пушкинской площади. В тот день живые люди несли на себе изображения погибших памятников.



22 декабря растяжка с теми же словами появилась на фасаде пока еще не снесенного здания - дома Быкова на углу 2-й Брестской и улицы Фучика.

Этот дом растерзан. Со времени пожара 2009 года мы привыкли к его виду тяжелораненого. Теперь он больше напоминает жертву пыток. То, что с ним произошло за последние дни, сделал не огонь, не дождь, не ветер.

Роскошные резные оконные рамы 1909 года безжалостно выпилены. На свежих срезах светится чистое, крепкое дерево, нетронутое гнилью. С замка проездной арки срублена знаменитая маска льва - гордая подпись архитектора Льва Кекушева.



В ране алеет обнаженный кирпич, торчат из кладки оборванные концы проволоки, до последнего пытавшейся удержать свою ношу. Старинные дутые стекла, каких в Москве остались единицы, выбиты все до единого - целенаправленно, пропуская простые стеклышки, затесавшиеся среди благородного антиквариата. Из окон высунулись металлические балки, предназначенные для натягивания будущего фальшфасада. Недешевая конструкция, сделана на совесть. Это бы усердие, да в мирных целях...



На эту арматуру мы и водрузили нашу растяжку. Но прежде собрали осколки львиной маски. Снег уже покрыл их, но мы раскопали снег. Собирать осколки - как часто нам приходится это делать! Грустный музей «Архнадзора» пополняется едва ли не каждый месяц. Разбитые кирпичи, осколки гипса, обломки дерева, обрывки воспоминаний ложатся на одну чашу весов; на другой - слова и действия правительства Москвы, благие намерения и грозные заявления. Коромысло колеблется.



Поразительно корявое, неловкое вранье и наивный, детский вандализм заказчиков этого преступления. Сбить самую красивую лепнину, разбить антикварные стекла, которые сами по себе представляют материальную ценность, - для чего? Не иначе как для того, чтобы потом попытаться завершить начатую в 2009 году попытку снять памятник с охраны в связи с прискорбной утратой им историко-культурной ценности.
На дворе конец 2011-го. Они ничего не поняли и ничему не научились.
Они будут иметь дело с законом.



В финале акции мы навестили заместителя директора Института автоматизации проектирования господина Свирина и проинформировали его о том, что все действия, которые могут нанести ущерб памятнику, тщательно отслеживаются «Архнадзором», и любые попытки возобновить работы будут немедленно пресекаться при помощи полиции. Мы надеемся, что Мосгорнаследие и правоохранительные органы исполнят свой долг. Мы свой - исполним. Наш долг не служебный, а значит, никто не может нас от него освободить.
Мы будем добиваться своего, мы упорные.



Наши требования:
- привлечение виновных в долговременном выморачивании и преднамеренном повреждении выявленного объекта культурного наследия к уголовной ответственности по статье 243 УК РФ;
- наделение Дома Быкова статусом памятника архитектуры федерального значения.

Лев Кекушева вернется на свое место.

PS: март 2010 года


Дом на 2-й Брестской улице пережил русскую революцию, Великую Отечественную войну, и с него даже штукатурка не осыпалась! Не отвалилась ни одна керамическая плитка от фасада, в целости остались водосточные трубы и уникальные "дутые" стекла. Но сейчас над ним нависла реальная угроза уничтожения.

Дом Быкова, беззаконие, вандализм

Previous post Next post
Up