ВСЦ. 1962. Нью-Дели.

Feb 17, 2008 01:08



Заявление Патриарха Алексия I о вступлении РПЦ в члены Всемирного Совета Церквей (11.4.1961)

Уважаемый г-н Генеральный Секретарь !
От имени Священного Синода Русской Православной Церкви я обращаюсь с настоящим заявлением о вступлении нашей Церкви в члены Всемирного Совета Церквей.
Мы изъявляем наше согласие с базисом, изложенным в статье 1-й Конституции Всемирного Совета Церквей.
Мы заявляем, что Русская Православная Церковь отвечает всем критериям автокефалии, стабильности, размера и требованиям взаимоотношений с другими Церквами, которые необходимы в соответствии с Уставом Всемирного Совета Церквей. Некоторые статистические данные о жизни нашей Церкви приводятся в прилагаемом меморандуме.
Мы надеемся, что Вы поставите в известность об этом нашем заявлении Церкви - члены Всемирного Совета Церквей с тем, чтобы их делегаты на предстоящем заседании Центрального Комитета и на Третьей Генеральной Ассамблее в Нью-Дели в ноябре 1961 года были готовы принять соответствующие решения.
Русская Православная Церковь всегда придавала первостепенное значение вопросам всехристианского сближения, росту взаимопонимания в среде разобщенных до сих пор христиан и укреплению на евангельской основе всеобщего братства, любви и мира между народами.
Мы учитываем при этом стремление Всемирного Совета Церквей усилить дух экуменического братства и контакты с Русской Православной Церковью.
Веруя во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь и являясь интегральной Ее частью, Русская Православная Церковь не только всегда молилась и молится "о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех", но и полна решимости внести свой вклад в великое дело христианского единства по линии бывших движений "Веры и Устройства", "Жизни и Деятельности" и "Международной Дружбы посредством Церквей", как они нашли теперь свое объединенное выражение во всех тех формах и аспектах деятельности нынешнего Всемирного Совета Церквей, которые направлены на осуществление вышеуказанных целей.
С любовью во Христе
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Москва, 11 апреля 1961 г.
Приложение. Меморандум с некоторыми статистическими данными о Русской Православной Церкви.
1. Русская Православная Церковь в настоящее время состоит из:
а) 73 епархий в пределах СССР,
б) 22 учреждений Русской Православной Церкви за пределами СССР, в том числе...
в) 20 000 приходов (в пределах СССР) ,
г) 40 монастырей (мужских и женских) ,
д) 8 духовно-учебных заведений (2 академии и 6 семинарий).
2. Русская Православная Церковь в настоящее время имеет:
а) 73 архиерея,
б) 30 000 священнослужителей .
Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Тульский и Белевский Пимен.
11 апреля 1961 г., Москва.
Церковная жизнь. 1961. № 5-7. С. 95-96

Архиерейский Собор РПЦ. Вступительное слово Патриарха Алексия] (18.7.1961)

....Наконец нам желательно также ознакомить настоящий Собор с отношением Русской Православной Церкви к Экуменическому движению. Всем известно, что в 1948 году мы, совместно с предстоятелями других братских православных Церквей, отказались от участия в этом движении.
Протестантский характер Всемирного Совета Церквей и политическая направленность его деятельности послужили тогда основанием нашего отказа, и мы откровенно сказали об этом экуменическим лидерам. Однако это наше решение не воздвигало между нами средостения. С момента основания в 1948 году Всемирного Совета Церквей мы не переставали внимательно и глубоко изучать характер и направление его деятельности. За истекшие годы мы имели многочисленные встречи с деятелями Экуменического движения, а с 1958 года приступили к официальным с ними контактам. Мы с удовлетворением констатируем, что наше отношение к Экуменическому движению в 1948 году послужило к изменению этого направления во Всемирном Совете Церквей, и оно во многом стало на путь стремления к более церковному, духовному строю деятельности, а в практических вопросах более объективно подходит к событиям, происходящим в мире.
И мы изменили в настоящее время нашу позицию по отношению к Всемирному Совету Церквей. Впрочем, и раньше у нас, православных, не было холодного и тем более пренебрежительного отношения к западным христианам. Напротив, мы всегда охотно шли навстречу их духовным исканиям и запросам, желая соединения всех под Главою Христом в лоне Его Святой Церкви. Теперь же, когда отпавшие от Церкви сами ищут единства с ней, нам необходимо пойти им навстречу, чтобы облегчить их искания свидетельством об истине.Православия.
Взаимоотношения, какие сложились у нашей Церкви с Всемирным Советом Церквей в результате имевших место на протяжении последних лет углубленных взаимоконтактов, привели ныне к известному решению нашего Священного Синода от 30 марта сего года о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей...
В обстоятельствах настоящего времени мы не можем не видеть указания на необходимость поддержать чувство христианской общности и связать христиан Востока и Запада узами любви и мира.
Наша миссия в данных условиях - явить западным христианам Свет Православия. В этом направлении мы придаем большое значение нашему сотрудничеству в Пражском мирном христианском движении. В июне текущего года делегация Русской Православной Церкви участвовала в Первом Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге...
Я не сомневаюсь, что Собор архипастырей Русской Православной Церкви одобрит позицию нашего Священного Синода и в отношении Пражской Мирной Христианской Конференции и примет решения по дальнейшему усилению вклада нашей Церкви в святое дело примирения человечества.
ЖМП. 1961. N9 8. С. 5-8

Определение Собора по докладу архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима, председателя ОВЦС, о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей (18.7.1961)

1. Одобрить позицию Священного Синода Русской Православной Церкви по отношению к Всемирному Совету Церквей за период от Совещания Глав и представителей поместных православных Церквей, имевшего место в Москве в июле 1948 года, до настоящего времени.
2. Одобрить решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 марта с.г. о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей и в связи с этим одобрить Послание Святейшего Патриарха Алексия от 11 апреля с.г. на имя Генерального Секретаря Всемирного Совета Церквей д-ра В. А. Виссерт-Хуфта с заявлением о вступлении Русской Церкви в члены Всемирного Совета Церквей и с изложением ее позиции к экуменическому движению.
ЖМП. 1961. На 8. С. 28

Изменение отношения к экуменическому движению. Речь митрополита Николая в Московской духовной академии] (13.5.1958)

...Однако в предвидении инициативы Вселенского Престола, мы не будем их [общеправославных нужд] касаться, а выскажем свои взгляды по другим вопросам, требующим немедленного ответа в силу своей неотложности.
Первый из этих вопросов, порожденный разделением христиан, связан с так называемым экуменическим движением...
Но Русская Православная Церковь, в силу известных исторических причин, долгое время не могла способствовать западным христианам в их исканиях церковного единства. Тем не менее она бережно сохраняла опыт своего общения со старо-католиками и англиканами, искавшими сближения с нею еще в период синодального управления. Правда, когда появилась возможность заняться экуменическим вопросом, наша Церковь, совместно с другими Церквами - участницами Московского Церковного совещания 1948 года, отказалась послать своих представителей на Амстердамскую Ассамблею.
Нужно сказать, что этот отказ имел весьма серьезные основания. Важнейшее из них заключается в том, что по законам духовной жизни всюду, где возникает стремление к Церкви, немедленно появляются отвлекающие от нее силы и всякого рода искушения. Поэтому экуменическое движение оказалось чрезвычайно противоречивым. В его широкой и разнородной деятельности исканиям обетованной земли христианского единства с самого начала сопутствовали ярко выраженные социально-политические планы, которые в период Амстердамской ассамблеи явно преобладали над задачей догматического единства.
...А на Второй Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Эванстоне православные делегаты... выступили с декларацией, которую можно назвать догматическим выражением Московской резолюции 1948 года.
В этой декларации говорится, что только обращение всех исповеданий к вере древней неразделенной Церкви семи Вселенских Соборов сделает реальностью желанное единство всех разобщенных христиан, что только объединение в вере повлечет за собой братство их в таинствах и нераздельное единство в любви, как членов одного Тела Христова, и что лишь святая Православная Церковь сохранила в полноте и целости однажды преподанную святым веру...
И вот, благодаря участию одних православных Церквей и неучастию других, в экуменическом движении за последние десять лет произошли значительные изменения, свидетельствующие о его эволюции в сторону церковности.
В этом смысле весьма показательны огромные сдвиги в сфере немецкого протестантского богословия, открывающего мистические глубины православия и преодолевающего свой традиционный рационализм (проф. Шлинк, проф. Бенц, проф. Фогель и др. [1] )...
Соприкасаясь с нашей церковной жизнью, многие деятели экуменического движения совершенно изменили свое представление о православии...
Необходимо также отметить, что Всемирный Совет Церквей имел мужество признать наличие в капиталистическом мире таких социальных, политических, экономических и моральных условий, которые обязывают христиан бороться за справедливость, свободу и мир между людьми, возвысив свой голос против ядерного оружия и его испытаний.
Можно было бы назвать и другие признаки эволюции экуменического движения, но и указанных достаточно, чтобы усилить наше внимание к его развитию. Этому благоприятствуют и политические условия, так как идея мирного сосуществования, все более овладевающая сознанием народов, требует для своей реализации взаимных контактов, в том числе и христианских, которые должны стать существенным фактором в сближении Востока и Запада...
Всецело одобряя декларацию православных участников Эванстонской Ассамблеи, мы соглашаемся на встречу с руководителями Всемирного Совета Церквей исключительно во имя нашего общеправославного долга - служить воссоединению всех христиан в лоне Христовой Церкви...
Защита мира, борьба за мир остается наиболее актуальной задачей нашего времени...
Стремясь осмыслить общечеловеческую жажду мира в духе евангельском, мы, разумеется, отдаем себе отчет в том, что международный мир, которого добивается современное человечество, несоизмерим с миром Христовым, и потому считаем своим христианским долгом напоминать людям о необходимости внутреннего устроения человека.
...Если до сих пор наши поместные Церкви в отдельности высказывали свое отношение к делу укрепления международного мира, то совместно это им не удавалось сделать. Теперь же эта возможность налицо, и голос Православной Кафолической Церкви о мире всего мира может прозвучать на весь мир.
Для этого нам не нужно вставать под чужое знамя или входить в какое-либо сообщество сторонников мира, а достаточно было бы сказать, что Православная Кафолическая Церковь разделяет тревогу народов, вызываемую напряженностью международных отношений, и считает, что подготовка к войне, выражающаяся в гонке вооружений, является противлением Богу любви и мира и унижением человека, призванного Богом жить в мире и согласии со своими ближними.
ЖМП. 1958. № 6. С. 67-73
____________

[1] Профессоры Шлинк и Фогель участвовали в первых богословских переговорах между представителями Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии (27-29.10.1959 в Арнольдсхайне, Таунус).
Previous post Next post
Up