Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ Серафимъ родился 4 iюня 1883 года въ Лейпцигѣ, въ лютеранской семьѣ Оскара Ляде. Родомъ нѣмецъ (саксонецъ) изъ Торгау (хотя родъ Ляде по фамиліи происходитъ изъ Ганновера). по образованію и воспитанію лютеранинъ. Получилъ среднее образованiе въ Дрезденѣ, гдѣ окончилъ въ 1900 году полный курсъ реальной гимназіи.Будучи по натурѣ религіознымъ юношей и поборникомъ истины, молодой Ляде въ 1904 году въ Православномъ храмѣ при Императорской Россійской Миссіи въ Дрезденѣ принялъ православіе, почувствовавъ рано сухость и пустоту лютеранства. Свѣдѣнія, проникшія въ иностранную печать о прославленіи преподобнаго Серафима, остановили на себѣ его вниманіе. Когда же онъ увидалъ изображеніе Преподобнаго, то его улыбка такъ увлекла молодого нѣмца, что онъ, не задумываясь, бросилъ службу и работу и поѣхалъ въ Саровъ. Въ Саровѣ возникли у него опредѣленныя рѣшенія, слѣдствіемъ которыхъ Оскаръ Ляде оказался въ С. Петербургской семинаріи, гдѣ прослушалъ курсъ богословскихъ наукъ 5-6 класса. Въ 1907 году, по окончаніи семинаріи, молодой Ляде, вступивъ въ бракъ съ русской "украинкой" и былъ рукоположенъ архіепископомъ Волынскимъ Антонiемъ сперва въ санъ діакона, а потомъ священника, съ назначеніемъ къ Преображенскому собору г. Новоградъ-Волынска. Въ 1912 году, имѣя влеченіе къ высшему богословскому образованію, священникъ Ляде поступилъ въ Московскую Духовную Академію, которую окончилъ въ 1916 году по первому разряду, со званіемъ кандидата богословія, учась у такихъ знаменитыхъ ученыхъ, какъ о. Павелъ Флоренскій, преосв. Ѳеодоръ (Поздѣевскій), Голубинскій, Ключевскій и др.
Далѣе слѣдуетъ работа молодого священника въ рядѣ приходовъ Харьковской епархіи. Помимо чисто церковнаго служенія, о. Ляде удѣлялъ много вниманія педагогикѣ, состоя преподавателемъ Закона Божія, а также нѣмецкаго языка и литературы въ рядѣ учебныхъ заведеній. Начавшаяся великая война поставила его въ тяжелое положеніе, но онъ какъ бы забылъ о томъ, что онъ нѣмецъ и германскій подданный, и продолжалъ ревностно служить Православной Церкви и Россіи.
Революція застала его преподавателемъ Харьковскаго Духовнаго Училища и семинаріи, при чемъ начальникомъ его былъ въ послѣдствіи архіепископъ Западно-американскій Тихонъ.
Послѣдующія событія: нѣмецкая оккупація, гетманщина и, наконецъ, большевизація Россіи не измѣнили стойкости о. Серафима Ляде, но потеря жены и дѣтей, заставила его порвать съ міромъ, и вскорости соборъ Харьковскихъ епископовъ опредѣлилъ быть ему епископомъ Чугуевскимъ (1924г.). Кончина митроп. Ѳеофила (Булдовскаго) сдѣлала еп. Серафима управляющимъ Харъковской епархіей. Всѣ, кто пережилъ это время, знаютъ, что скрывается за этими словами. Несмотря на преслѣдованія и утѣсненія, до открытаго глумленія включительно, ничто не могло сломить еп. Серафима, - онъ оставался на своемъ посту. Когда по директивѣ сверху Харьковскій Университетъ объявилъ диспутъ между безбожіемъ и вѣрой, Владыка принялъ вызовъ и одинъ явился на состязаніе, результатомъ котораго былъ отказъ двухъ коммунистовъ отъ партійнаго билета, ибо они усомнились въ правотѣ партіи и проповѣдуемаго ею безбожія, за что и послѣдовала немедленная высылка еп. Серафима за границу, какъ иностраннаго подданнаго (1930г.).
Очутившись заграницей еп. Серафимъ, немедленно поѣхалъ въ Сербію къ своему аввѣ - митрополиту Кіевскому Антонію (Храповицкому), которому и сказалъ: "я - монахъ Серафимъ"... Русскiй Заграничный Архіерейскій Соборъ, излѣдовавъ обстоятельства хиротоніи еп. Серафима и признавъ ее правильной и дѣйствительной, назначилъ его еп. Вѣнскимъ, викаріемъ Германской епархіи (1930 г.).*
Церковныя Вѣдомости, №15-16, август 1930 г.
Вторая великая война застала владыку Серафима уже архіепископомъ Берлинскимъ (1938 г.), а ея обстоятельства вызвали къ жизни средне-европейскій митрополичій округъ съ назначеніемъ архіеп. Серафима - митрополитомъ этого округа (1942 г.). **
Крушеніе Германіи и общее положеніе русскихъ эмигрантовъ заграницей, сдѣлало то, что коренной германскій гражданинъ сталъ бѣженцемъ въ своемъ отечествѣ, но паствы своей не покинулъ. Онъ бросилъ свое имущество въ Берлинѣ и Торгау (помѣстье и домъ), переѣхалъ въ Баварію и простеръ покровъ своей мантіи на всѣхъ православныхъ, очутившихся въ предѣлахъ американской оккупаціи. Несмотря на злостную клевету и даже попытки утѣсненія, онъ собралъ съѣздъ прадставителей православныхъ, пользуясь организованнымъ имъ церковно-благотворительнымъ комитетомъ, и выработалъ меморандумъ - протестъ, съ которымъ обратился ко всѣмъ державамъ и народамъ міра всячески защищая несчастныхъ русскихъ бѣженцевъ отъ насильственной репатріаціи и добиваясь для нихъ человѣческихъ правъ.
Онъ неустанно посѣщалъ всѣ лагеря скопленія бѣженцевъ сначала американской зоны, а затѣмъ, французской и англійской зонъ.
Вездѣ и всегда, провожая за океанъ свою богодарованную временную паству онъ неизмѣнно напутствовалъ ее словами: «помните всегда и всюду, что вы православные и русскіе»! ..
Епархiальное собранiе Германской епархiи въ 1946 году.
Въ 1947 году въ Мюнхенѣ состоялось торжественное чествованіе правящаго архіерея Высокопреосвященнѣйшаго Серафима, митрополита Берлинскаго и Германскаго, по случаю 40-лѣтія его служенія въ священномъ санѣ. Чествованіе маститаго юбиляра носило исключительно торжественный характеръ.
Въ одномъ изъ Мюнхенскихъ храмовъ была совершена Божественная Литургія викарнымъ епископомъ Александромъ Киссингенскимъ въ сослуженіи 6 протоіереевъ и трехъ протодіаконовъ. Къ началу литургіи въ храмъ прибыли Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ Анастасій, Предсѣдатель Русскаго Архіерейскаго Заграничнаго Сѵнода, юбиляръ митрополитъ Серафимъ, архіепископы Пантелеимонъ, Венедиктъ и Филофей и епископы Афанасій, Димитрій., Григорій и Феодоръ, а также члены засѣдавшаго въ это время въ Мюнхенѣ Епархіальнаго Собранія Германской Епархіи, представители клира Епархіи и многочисленные міряне. Храмъ былъ переполненъ молящимися, прибывшими вознести молитвы свои ко Престолу Всевышняго о здравіи и благоденствіи ихъ духовнаго кормчаго Владыки Серафима. Послѣ Божественной литургіи былъ совершенъ благодарственный молебенъ, на который вышелъ Владыка Митрололитъ Анастасій. Послѣ молебна нашъ Первоіерархъ привѣтствовалъ юбиляра пространнымъ словомъ, отмѣтивъ выдающіеся заслуги Митрополита Серафима въ дѣлѣ защиты нашей Православной Церкви, особенно въ тяжелые годы войны и послѣдовавшій, періодъ. Отъ Русскаго Архіерейскаго Сvнода Заграницей Митрополиту Серафиму былъ поднесенъ художественно исполненный образъ Св. Троицы, точная копія того образа, который находится въ Троицѣ-Сергіевской Лаврѣ, передъ которымъ, какъ отмѣтилъ Владыка Анастасій, обращаясь къ юбиляру, «мы часто вмѣстѣ молились, будучи въ Московской Духовной Академiи». Далѣе епископъ Александръ преподнесъ Митрополиту Серафиму серебряный архіерейскій жезлъ отъ любящей паствы Германской Епархіи. Затѣмъ слѣдовали многочисленныя поздравленія и привѣтствія отъ различныхъ приходовъ Германской Епархіи. Затѣмъ слѣдовали многочисленныя поздравленія и привѣтствія отъ различныхъ русскихъ бѣженскихъ организацій и отдѣльныхъ лицъ. Чествованіе закончилось общей трапезой, устроенной въ одномъ изъ русскихъ ресторановъ въ Мюнхенѣ.
Замѣститель Предсѣдателя Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ Серафимъ Берлинскій и Германскій (Ляде), давно уже страдавшій многими тѣлесными недугами, но силою своего духа постоянно превозмогавшій свои немощи и до послѣдняго дня своей жизни ревностно и неопустительно исполнявшій свои обязанности епархіальнаго архіерея Германской Епархіи и члена Архіерейскаго Сvнода Русской Православной Церкви заграницей. Почти наканунѣ смерти онъ освящаетъ обновленный историческій храмъ въ Штутгартѣ и, стараясь восполнить недостатокъ убывающихъ пастырей, посвящаетъ коренныхъ нѣмцевъ, которымъ не грозитъ эвакуація и репатріація... За три дня до своей кончины Владыка Митрополитъ, почувствовавъ рѣзкое ухудшеніе своего здоровья, причастился Св. Христовыхъ Таинъ. Владыка тихо скончался въ самый день церковнаго новолѣтія въ четвергъ 1/14 сентября 1950 года на своей квартирѣ въ пригородѣ Мюнхена Золльнѣ. Смерть послѣдовала въ результатѣ ослабленія дѣятельности сердца. Тотчасъ же по полученiи извѣстія объ его кончинѣ викарный епископъ Александръ и епархіальный секретарь игуменъ Георгій (Соколовъ) прибыли въ Золльнъ и совершили облаченіе усопшаго въ архіерейскія одежды. Вскорѣ вслѣдъ затѣмъ прибылъ Высокопреосвященнѣйшій Предсѣдатель Архіерейскаго Синода Митрополитъ Анастасій въ сопровожденіи проторіерея Георгія Граббе и протодіакона Павла Никольскаго, которые совершили надъ почившимъ «Послѣдованіе по исходѣ души». Вечеромъ въ тотъ же день въ 6 час. была совершена архіерейскимъ служеніемъ панихида въ синодальномъ храмѣ св. равноап. вел. кн. Владиміра, послѣ чего состоялось екстренное засѣданіе Архіерейскаго Сvнода, на которомъ временное управленіе Германской Епархіей было возложено на викарнаго епископа Александра (Ловчаго) и постановлено совершить отпѣваніе усопшаго Митрополита въ субботу 3/16 сентября послѣ заупокойной литургіи въ церкви Св. Николая Чудотворца на Сальваторъ - плацъ, а погребеніе на Золльнскомъ кладбищѣ.
Обладая колоссальной эрудиціей, покойный Владыка оставилъ послѣ себя замѣчательный вкладъ въ русскую богословскую науку; его изслѣдованія "О догматѣ", "О Безсмертіи Души", "Вѣра и наука" и др. не потеряютъ своего значенія.
Къ сожалѣнію, его капитальный трудъ "О земной жизни Господа", надъ чѣмъ онъ работалъ почти 30 лѣтъ и гдѣ была изслѣдована литература на 27-ми языкахъ, (одінъ перечень ея занималъ 300 стр.) погибла въ одну изъ союзническихъ бомбардировокъ Берлина ...
Велій еси Господи и чудна дѣла Твоя! .. Упокой вѣрнаго раба Твоего въ селеніяхъ праведныхъ.
* * * * *
* Отношеніе РПЦЗЪ къ таинствамъ обновленцевъ въ цѣломъ было строгимъ. Такъ, Архіерейскій Соборъ 1935 г. отказался признавать браки, заключенныя обновленцами.
6 марта 1924 г. Архіерейскій Сѵнодъ РПЦЗЪ обсуждалъ вопросъ о присоединеніи къ Церкви тѣхъ, кто уклонялся въ обновленческій расколъ, но потомъ искренне въ этомъ покаялся. Поводомъ стало бѣгство изъ Россіи въ Китай діакона Антонія Галушко, рукоположеннаго въ Православной Церкви, но затѣмъ уклонившагося въ расколъ. Мѣстный архіерей - архіепископъ Меѳодій (Герасимовъ) - запретилъ ему священнослуженіе, какъ «осквернившемуся», и даже не разрѣшилъ причащаться, кромѣ смертныхъ случаевъ. Архіерейскій Сѵнодъ въ цѣломъ стоялъ за болѣе мягкое отношеніе къ кающимся. Было рѣшено присоединять такихъ лицъ къ Церкви черезъ покаяніе, оставивъ вопросъ о возможности совершенія ими богослуженія на усмотрѣніе правящихъ архiереевъ. 24 августа 1924 г. въ церкви г. Берлина по распоряженію управляющаго Западноевропейскими приходами РПЦЗЪ митрополита Евлогия (Георгіевскаго) епископъ Тихонъ (Лященко) присоединилъ къ Церкви протоіерея Алексія Добрянскаго и діакона Александра Красноумова, отпадавшихъ въ обновленчество. Обоимъ было разрѣшено совершать богослуженiя. Иначе смотрѣли въ РПЦЗЪ на обновленцевъ, принявшихъ санъ въ расколѣ. Такъ, Архіерейскій Соборъ 1924 г. согласился принять Николая (Соловья), принявшаго епископскій санъ у обновленцевъ, только въ качествѣ мирянина. Архіерейскій Соборъ 1934 г. отказался признавать хиротоніи, совершенныя Іоанномъ Кедровскимъ - женатымъ обновленческимъ архіереемъ, который проживалъ въ Америкѣ.
И всѣ же къ каждому возвращающемуся изъ раскола Зарубежный Сѵнодъ старался подойти индивидуально. Примѣръ тому - принятіе въ РПЦЗЪ епископа Серафима (Лядѣ), который былъ рукоположенъ архіепископомъ Пименомъ (Пеговымъ) въ неканоничной Украинской автокефальной Православной Церкви (УАПЦЪ) въ концѣ 1924 г. 24 іюня 1930 г. онъ обратился въ Архіерейскій Сvнодъ съ просьбой принять его въ составъ РПЦЗЪ. Въ теченіе лѣта 1930 г. іерархи РПЦЗЪ обсуждали вопросъ о дѣйствительности архіерейской хиротоніи его. Проблема была въ томъ, что УАПЦЪ являлась обновленческой структурой. 21 августа 1930 г. было рѣшено принять епископа Серафима въ РПЦЗЪ черезъ покаяніе въ сущемъ санѣ. Впослѣдствіи принятіе епископа Серафима безъ повторнаго рукоположенія вызвало въ адресъ Зарубежнаго Сѵнода немало нареканій. Со своей стороны Архіерейскій Сvнодъ приводилъ аргументы въ защиту дѣйствительности хиротоніи епископа Серафима. По мнѣнію Сѵнода, УАПЦЪ архіепископа Пимена (Пегова) ставила своей цѣлью отдѣленіе отъ Всероссійской Церкви, но не привѣтствовала церковныхъ реформъ. Въ данной структурѣ, въ частности, не допускался женатый епископатъ и второбрачіе священниковъ. По мнѣнію Архіерейскаго Сѵнода, УАПЦЪ была не частью обновленческаго раскола, а «самочиннымъ сборищемъ», незаконно объявившимъ автокефалiю. По причинѣ того, что УАПЦЪ не приняла новшествъ, Патріархъ Тихонъ пытался вѣсти съ этой структурой переговоры черезъ епископа (затѣмъ митрополита) Константина (Дьякова). Послѣ неудачи переговоровъ 5 января 1925 г. Патріархъ Тихонъ подписалъ свое «разъясненіе», въ которомъ распространилъ на іерарховъ УАПЦЪ дѣйствіе посланія отъ 15 іюля 1923 г. Епископъ Серафимъ (Лядѣ) свидѣтельствовалъ, что въ теченіе 1924 г. Патріархъ Тихонъ угрожалъ запрещеніями Пимену (Пегову), но указъ о запрещеніи передалъ ему только въ началѣ января 1925 г. Такимъ образомъ, Сѵнодъ разсудилъ, что дѣйствія Патріарха Тихона въ отношеніи архіепископа Пимена вступили въ силу ужѣ послѣ хиротоніи епископа Серафима. Принимая епископа Серафима въ сущемъ санѣ, Зарубежный Сѵнодъ учелъ тотъ фактъ, что онъ никогда не былъ воинственно настроенъ противъ Всероссійской Церкви. Наконецъ, Архіерейскій Сѵнодъ ссылался на Патріаршій указъ № 166 отъ 22 ноября 1923 г., согласно которому священниковъ и діаконовъ, рукоположенныхъ въ обновленчествѣ, можно принимать въ сущемъ санѣ, если онѣ: 1) готовы принести публичное покаяніе, 2) приняли санъ отъ архіереевъ стараго поставленія, не запрещенныхъ и не лишенныхъ сана, 3) не являются второбрачными и не вступили въ бракъ послѣ хиротоніи. Согласно этому же Патріаршему указу, вопросъ о принятіи епископовъ, рукоположенныхъ въ обновленчествѣ, долженъ рѣшаться Соборомъ архiереев. Московская Патріархія впослѣдствіи косвенно признала апостольское преемство епископа Серафима (Лядѣ), принявъ въ свой составъ рукоположеннаго имъ протоіерея Игоря Зюземиля, впослѣдствіи митрополита Вѣнскаго и Австрійскаго Иринея.
** Въ 1941 году Владыка рукоположилъ, въ іеродіаконы а затѣмъ въ іеромонахи будущаго первоіерарха РПЦЗЪ, митрополита Виталія (Устинова).