Ещё один фрагмент аудиозаписи на тему
"Как правильно готовить детей".
Контекст разговора:
Дик (Доменик), бывший начтрибунала Северного, рассказывает о том как общается с компанией детей-подростков - пытается объяснить им, как мы все жили в войну, которую дети уже не помнят. Дик жалуется, что, по его мнению, ни родители и ни учителя не оценивают в должной мере, что между нами и детьми постепенно разверзается пропасть - дети совсем не представляют себе, что и как двигало людьми, потому что у них совсем иной базовый загруз, начиная с самой обыденности, с быта.
Дик пару раз пытался говорить на эту тему со студентами, которые учат детей в школах - но почему-то разговора не получилось, не вполне поняли друг друга, оба раза перешли на другие темы. Сперва-то Дик думал, что студентам эта тема вообще чужда, они ведь и в войну говорили, что надо жить так, как теперь все живут - но потом понял, что по отношению к той проблеме, которую он имеет в виду, они со студентами в равном положении: таки модус вивенди играет гораздо большую роль, чем то, чему именно люди учили. Но всё равно Дик не уверен, что студенты эту проблему видят - по его мнению, вся эта публика по-прежнему считает, что, грубо говоря, с детьми надо говорить о том, что и как правильно, и не надо говорить о том, что и как неправильно - потому что иначе это только детей спутывать.
****************************
7 октября 08 по ЧМ, около 10 утра по времени Центра
Герман: Ну, короче, ты с ними поговори, потому что это ж действительно интересно, да - что эти люди с реальными детьми имеют дело…
Дик: Мне кажется, что если они не видят этой проблемы - то будет трудно…
Герман: Ну почему не видят?! Может, они просто… в другом ракурсе эту проблему видят! У тебя-то дети как бы приходящие - а у них, допустим, группы какие-то постоянные… Может, они пытаются понять, чего дети думают - просто дети с ними не готовы разговаривать в таком дискурсе… Всё же очень сложно.
Дик: Может быть. (вздыхает) Хотя у меня, конечно, всё время ощущение, что вся эта публика по-прежнему считает, что… ну… Вот грубо говоря - вот так вот грубо, да - тут нету, как говорится, никого из… (вздыхает) Короче, я никого не обижу.
Герман смеётся.
Дик: Так вот, они считают, что с детьми надо говорить о том, что правильно и как правильно, и не надо говорить, что и как неправильно - потому что иначе… ну как бы иначе это детей только спутывать. Вот приблизительно так.
Герман: Не, ну а касаемо реальной жизни?
Дик: Ну, я, конечно, утрирую - но… Ну, грубо говоря, понимаешь, детям говорят, что нужно мыть руки, чистить зубы, менять трусы и… не знаю чего ещё… носки - и много рассказывают на тему, как это хорошо и как это здорово, как все один раз пошли в поход, захватив с собой смену носков и трусов, и как только попали… ну там не знаю что… в серный ливень, так сразу все переоделись и дальше пошли, получилось очень хорошо. А вот ещё одна компания однажды оказалась на необитаемом острове, и там они чистили зубы и мыли руки - и поэтому ничем таким не заболели, и всё кончилось очень хорошо. А вот ещё двое ребят улетели на воздушном шаре на луну, и там они чистили зубы и… там не знаю что… подружились с лунянами и селенитами, которые тоже чистили зубы - и по этому поводу получилось всё очень хорошо. И всё это красочно и протяжённо. А… "Конечно, ещё бывает так, ребята, что некоторые не чистят зубы, не моют уши и… там не знаю… не меняют трусы - но мы же с вами так никогда не делаем, правильно? - правильно! А вот одни ребята почистили зубы, помыли уши, поменяли трусы… - и вперёд!" (смеётся) Вот примерно так они считают. Что не надо муссировать длинные истории про то, что жили два мальчика, которые никогда не меняли трусов, ходили в драной обуви… (по ходу рассказа Дик всё больше смеётся, и Герман тоже начинает ржать), зубов не чистили вообще, могли друг другу начистить фэйс, но это совсем другое… (ржут уже все присутствующие) Однажды они упали в кратер вулкана, и там с ними произошли следующие замечательные истории… Но когда они вылезли оттуда, они всё равно не чистили зубов, хотя начали уже… там я не знаю что… причёсываться и прочее:) Короче говоря, долгую историю становления гигиенических навыков на отрицательном примере детям рассказывать не будут, потому что это их только зря собьёт. Но это, я говорю, на мой взгляд! У меня такое упорное ощущение, что они считают, что надо говорить о положительном, не нужно об отрицательном - потому что если ты будешь рассказывать… ну, муссировать отрицательные черты отрицательных людей - то это воспитывает у детей чувство превосходства: а вот ещё жили, там не знаю, два негодяя - которые только и делали, что убивали прохожих, и при этом совершенно не мыли рук - и так далее, и в конце концов они попали в комендатуру и после этого исправились. Вот. И на протяжении истории на двадцать страниц или на полтора часа дети только про себя и думают: "надо же какие дураки! и рук не мыли, и зубов не чистили, и людей убивали - то ли дело мы!" - а это воспитывает, как это называется, чувство дешёвого превосходства. А теперь давайте рассказывать другую историю - что жили два разбойника, но они были благородные. Они не чистили зубов и не мыли рук, но зато время от времени выручали бедных, а также, там не знаю что, спасали козочек от львов… - и так далее. Дети по этому поводу тоже будут думать что-нибудь совсем не то - либо дети отвлекутся и не обратят внимания на то, что это было к тому что зубы-то надо чистить, либо дети будут думать - "а вот пожалуйста, не чистили они зубов - и всё у них прекрасно получилось!..
Герман: Нет, ну ребята, ну…
Дик: И они не заболели чумой, и не умерли от холеры, несмотря на то что не мыли рук и не меняли трусов…
Герман: Нет, ну а реально, реально - существует же, кагрится, ну…
Дик: Реальные истории?
Герман: Реальные истории, там я не знаю… ну даже и художественные… Ну хорошо, положим, ты говоришь, что взрослые… ну чего - вообще не существует, что ли?! Я чего-то не понимаю совсем:(
Дик: Чего именно?
Герман: Историй, в которых бы не дидактическая, ткскть, составляющая роляла - а нормальный, ну я не знаю, художественный текст - в котором, грубо говоря, как было, кагрится, так и описывается…
Дик: Ага! И там обязательно будет рассказываться… да видишь, Герман, в том-то всё и дело! Ну, я не знаю, впрочем - вот Ивэ, Ивэ!.. Ивэ, ку-ку:)
Ивэ: Что, Дик? Ты как раз с литературой знаком, похоже, более широко, чем я! Ну я не знаю - я могу за взрослую литературу сказать, а за детскую - тут скорее Шеол может сказать.
Шеол: Ну вот, по мнению Ларвы, я говорил - она вся грешит дидактичностью.
Герман: Ребята, ну как хотите - я не поверю, чтобы не было нормальных книжек! Мне моя статистическая интуиция:))) говорит, что так не бывает! - просто историй, в которых рассказывается, ну там не знаю…
Дик: Ну, к чёрту мытьё ушей! - но я хочу сказать, что в этих самых историях, где просто всё рассказывается - там опять же может получиться большой провал именно в этом месте, про которое говорю я. Уж тем более там не будет ничего про уши и про зубы рассказываться…
Герман: Конечно!..
Дик: …потому что история не про это - но смысл тот же самый, понимаешь, да - ну представь себе, в самом деле…
Герман (кивает): Будет непонятно, почему они так себя вели…
Дик: Ага! Представь себе хорошую, достоверную историю - приключения реальных двух-трёх ребятишек с фермы, например - как их унесло после сожжённой фермы, и они там, я не знаю, шли-шли - и в конце концов попали в Центр и стали там один - следователем, другой - студентом, а третий - положим, офицером - реальная вполне история…
Герман: Ну да, наверняка таких историй тыщи…
Дик: Ни про уши, ни про зубы там полслова нет, правильно?
Герман: Именно!
Дик: И в этом смысле она не будет учить этой… гигиене. Просто по умолчанию - тогда этого никто не делал, а теперь это делают все. Пропасть!
Герман: Но, но, но…
Дик: А что касается стрельбы друг в друга - понимаешь, да - то опять же, там это будет дано по умолчанию. Если это история из жизни, понимаешь, Герман - пропасть легла между нами. Не пропасть - не пропасть - это вот именно, я бы сказал, первые три-четыре года. Когда это всё становилось - когда действительно человек думал, стрелять или не стрелять. Даже, положим, те же самые дети света. Я им и стал говорить про детей света…
Герман: Ты хочешь сказать, что о том времени нету нормальной ни литературы, ни кино? - ну не поверю ни за что!
Дик: Ну, мне не попадалось. Я говорю, что про детей света я им стал рассказывать на пальцах - и они в конце концов сказали, что - "ну, это сволочи какие-то!" - и у меня осталось впечатление, что тут был момент… ну, мало-мало пошатнувшегося доверия. Но как-то мы потом это решили:)
Герман: В смысле, к тебе? Что ты рассказываешь невесть что?
Дик: Нет! Не невесть что.
Герман: А в каком плане?
Дик (подумав): Вот жалко, не протоколирую…
Герман: А зря, между прочим!
Дик: Может быть, и зря…
Герман: Вот именно что зря!
Шеол (Дику): Хочешь, я тебе буду всё фиксировать?
Дик (подумав): Да - в смысле детей, наверно, хочу.
Офс: Дадада, это очень стоящее дело - вот именно, живую речь записывать! Её потом можно как бы почистить и привести в порядок - главное, чтобы была основа.
Герман (Дику): Так вот объясни - чего они не поверили?
Дик: Ну… о чём-то таком зашла речь - и я говорю им "понятно, ну вы как дети света!" Так я без всякой, как говорится, обиды!
Герман: А они не знали?
Дик: Они не знали. Ну то есть они слышали это слово - поняли, что это что-то такое сомнительное, и поэтому жутко заинтересовались и захотели, чтобы я им рассказал про детей света - может, им и говорили ихние взрослые "ну ваще, может ты ваще к детям света уйдёшь?" - ну, по поводу того, что они там, не знаю что, ну какую-нибудь отмочат штуку…
Герман: Так и чего?
Дик: Ну вот. И они меня стали спрашивать. А я им стал объяснять по-честному - то, что я сам, как говорится, видел.
Герман: И чё?
Дик: А они стали спрашивать - "а почему они то, а почему они это?" Ну да - наверно, вот эту тему, насчёт пожара войны - что те тоже говорили, что жалко, что… Да, наверно, они и сказали - "эх, жалко, что мы тогда не жили!" А я сказал - "ну вы совсем как дети света!" - и стал пытаться им объяснить, а чего, собственно, дети света - что они говорили, что жалко, что война кончается, что они против того что она кончается и всё такое прочее. Ну вот, они стали спрашивать - а почему, а как же? - ну, грубо говоря, началось с того, что а где они в таком случае брали боеприпасы, если я говорю, что боеприпасы на ёлках не растут? а где они брали лошадей, если я говорю, что не то что пошёл в магазин и купил себе лошадь вместе с фуражом?.. Ну и так потянулось потихонечку - я увлёкся и, поскольку, говорю - я сам ну как-то… ну, не специалист я по этому вопросу - поэтому я как бы на ходу так соображал, что к чему, ну - старался как-то так объяснить, почему они в самом деле расстраивались из-за того что уже не было войны. С одной стороны - а с другой стороны… А потом они мне и говорят - "не, ну это какие-то сволочи!" Поскольку мы уже договорились, что никакого взаимного тормоза… ну, короче, что мы можем произносить любые слова…
Герман: Ну, понятно, да!.. Без этого никак вообще:)
Дик: Что я им не буду делать замечаний - и они мне не будут делать замечаний…
Орс: Слушай! И ихние старшие… ну, не переживают, что у них лексикон стал эээ… чересчур разнообразным?
Герман (хмыкнув): Может, не заметили?
Дик: Я же говорю: я их спрашивал! Одни сказали, что говорят про меня - другие, что не говорят про меня. Одни сказали, что ихние старшие, ну как бы… ну, заинтересовались - другие, что не заинтересовались. Но поскольку никто из них со мной разговаривать не пришёл - то либо ребята, как бы… это дело заматывают - не хотят говорить, а старшие на них не наседают - либо всё-таки претензий не столько, чтобы ко мне тут приходить. Ни претензий, не опасений там…
Герман: Ну, ты же не это…
Дик: Я не знаю, я бы на их месте заподозрил, что я их в какую-нибудь банду втягиваю, типа детей света - но вот не заподозрили.
Герман: Да как бы с чего бы?! ты всё-таки не неизвестно кто…
Дик: Ну мало ли! А то известно кто не может:)
Герман: Не все ж конспирологи такие как мы тут собрались:) (вздохнул) Чего-то очень много мыслей, разбегаются во все стороны. Во-первых, давайте-ка ещё ёлки, что ли, тяпнем… Серьёзно всё очень!
Орс: Братцы, когда захотите пунш - скажите заранее, ладно? Потому что я хочу чтобы всё было тип-топ…
Герман: Потом, потом!..
Орс: Короче, ингредиенты все есть, сделать его можно - но для него понадобится время.
Герман: Ну - успеется, успеется!..
Орс: Я просто предупреждаю, что я не буду делать уже всё готовое:)
Герман: Успеется:) Давайте ёлки.
Орс: Давайте ёлки!
Герман: За взаимопонимание поколений!
Дик: Вот я про это и толкую - взаимопонимание поколений!
Выпили.
****************************
Примечания:
"Дети света" - движение подростков в первые годы по Черте Мира: бездомная и беглая молодёжь сбивалась в шайки-банды и всяко бесчинствовала, выражая таким образом протест против того, что война окончена, и теперь им не светит ни интересных приключений, ни боевой славы.
Вот здесь Ивэ приводил в качестве примера одну из историй про детей света.
В каком смысле Дик говорит "и у меня осталось впечатление, что тут был момент… ну, мало-мало пошатнувшегося доверия" - тут всё довольно сложно. Вкратце можно сказать так: у юных приятелей Дика рассказ о ситуации с детьми света вызвал дисбилив - им трудно было понять, почему, если ребята и в самом деле вели себя так ужасно, то их сразу же, ткскть, не скинули с земного шара? - и, с другой стороны, если с ними обращаются так, как будто происходит что-то обыденное, то впрямь ли они сделали такое страшное, как об этом говорят?
Про пунш и ёлку можно прочитать
вот здесь.