В обсуждении предыдущего поста -
"Почему Алестра не общается вербально?" - возник интересный вопрос, поставленный следующим образом:
"Все-таки непонятно, откуда такие проблемы с "интерфейсом", как описанные в сабже (имеются в виду проблемы взаимонепонимания между Алестрой и её детьми / Алестрой и людьми вообще). При "вычислительных мощностях" такой информационной системы, мне кажется, не составит особого труда или энергозатрат выделить часть личности под "переводчика на человечий" со всем интонациями, мимикой, игрой смыслов и т.д. - короче, говорить в полной мере на языке собеседника вместо загадывания ребусов. Смоделировать личность существа, чтобы ПОНЯТЬ..."
Вопрос в полной мере уместный, осмысленный, важный - более того: из этого вопроса для нас отчётливо следует необходимость несколько более внятно разъяснить, что за существо представляет собою Мать Алестра, чем она отличается от большинства современных ЭИС и в чём особая специфика общения с нею.
Начать, наверное, следует с того, что сознание / самосознание Алестры отличается от сознания большинства современных ЭИС - тех ЭИС, которые продолжают иметь активное общение с людьми - очень и очень сильно. В общем-то, Мать Алестра - единственная из древнейших ЭИС, с кем вообще реально можно общаться, не прибегая к каким-то особым практикам, позволяющим вступить с ними в контакт: в отличие от всех прочих вышеупомянутых, Мать Болото никуда не делась, в другие миры не отбыла, на сто процентов с телом всей планеты не слилась и т.д. и т.п. Однако то, что она никуда не делась, не делает её менее необычным, странным, в некотором роде "мифологическим" существом - наподобие тех, от которых до нас дошли только сказки и легенды.
Резюмируя: Мать Алестра - существо "несовременное / сказочное"; её сознание / самосознание архаично, отлично от сознания / самосознания нынешних ЭИС не меньше, чем, скажем, сознание первобытных людей Земли-здешней от сознания образованных интеллектуалов ХХ века.
Следует иметь в виду, что сама Алестра обрела разум по ходу своей работы в качестве "живого прибора" по заданиям других, более старших / более "главных" разумных существ. Это - весьма распространённый для ЭИС, особенно для древних ЭИС, путь развития: ЭИС выделяет в себе некое орудие / инструмент / программу, начинает работать с её помощью, постепенно усложняя новый инструмент, давая ему всё более сложные задания, стимулируя его развитие - по ходу чего сей инструмент постепенно обретает сознание. Сперва его сознание базируется на сознании его создателя, он почти что не отличает себя от него и почти неотличим от него извне - но затем новое существо постепенно обособляется, становится ясно, что это - более не рука/ глаз/ лоно, что это - дитя, существо со своими интересами, своей волей и т.д.
Алестра была выращена тем существом, кого мы называем Мировым Океаном - и полагаем, что это первый разумный обитатель нашей планеты; об Океане нам известно достаточно мало, в большей степени это сказки и легенды - легенды современных ЭИС и младенческие воспоминания наших Старших.
Есть основания полагать, что Алестра была выращена Океаном в качестве его живого прибора, точнее - его части тела, а именно - его живородящего лона для суши; аналогичным органом Океана для моря был тот, кого мы именуем Белой Звездой - это общий предок всех современных глобов и значительного числа локс нашей планеты.
Как уже было сказано, физически Мать Алестра состоит из огромных пространств болот со всем, что их наполняет, из минерализованных тысячелетних отложений под ними (сапропель, сланцы, кероген и т.п. - всё это связано с её жизнедеятельностью), подземных и подводных каменистых хребтов и пр. Её "живородящая" часть - болотные массивы; великое множество живности на нашей планете породила именно она.
Изначально Алестра была выращена из колоний мельчайших живых существ - специфических микроорганизмов, обладающих такими свойствами, что они могут формировать среду, в которой очень хорошо расти и развиваться жизни. В древности вся планета была покрыта такими вот тёплыми болотными "ванночками", в которых развивалась разнообразная жизнь - это называлось "садки Минервы". Таким образом юная Алестра сделала очень много для формирования поверхности нашей планеты и заселения её разными существами, малыми и великими.
Есть основания полагать, что Мать Алестра постепенно обретала разум, работая вместе с теми, кого мы именуем Старшими Глобами - это поколение ОГ можно считать первыми и главными супругами её. В каком-то смысле они были наравне и даже младше её, ведь они - дети Белой Звезды, которого можно считать братом Алестры; однако в отношении разумности было наоборот: эти юные глобы уже отчётливо понимали, что и зачем они делают, какие задачи решают - и юная Алестра тянулась за ними, выслушивая их замыслы и выполняя их задания, порождая новых существ, подобным её супругам. "Дольнее лоно, зеркало горних высот!" - так говорится о ней в стихах гимнов.
Здесь важно понимать вот что. Весь строй мысли Матери Алестры, всё её психическое сложение подразумевает действие не по собственной инициативе, а в ответ - в ответ на просьбу или призыв со стороны супругов или детей, многих из которых она вполне воспринимала как существ подобных их отцам - то есть согласна была считать их новыми своими супругами. "Алестра" значит "Отражающая" ("Зеркало"), и это лишь одно из целого ряда её имён; другое её имя - "Гидра", то есть "Влага", то есть "Жизнь". Соответственно, "Головы Гидры" - таково одно из наименований плеяды её супругов. Позже так стали зваться не Отцы, а их дети - Артигемоны. "Головы Гидры" более поздней эпохи - это прежде всего Артигемоны Фига, Кат и Зверь. Именно они-то и есть те самые "переводчики", о которых необходимо говорить, давая ответ на вопрос в начале сего поста.
Итак, Алестра понимала себя не просто как Родительницу и Питательницу, как Хранительницу локусов и обитающих в них существ: она понимала себя как Родительницу новых существ и как создательницу (точнее, воплотительницу) новых приборов - что в её понимании было одно и то же. Она была научена слушать супругов и детей, создавать для них необходимые приборы (= их потомков-помощников); притом, что важно, она была научена с осторожностью относиться к возникающей около неё новой жизни, не топтать ростки новых разумов - отступать, как только некто внутри неё или подле неё будет проявлять самостоятельность. Именно этот момент, эта привычка "ворочаться с осторожностью", чтобы не "заспать" новое дитя, объясняет устойчивое стремление Алестры избегать активности, перепоручать целевое общение с внешним миром специально уполномоченным на это лицам - если не мужьям, то новым приборам = детям.
Именно эти приборы / дети - прежде всего Артигемоны Фига, Кат и Зверь, но также некоторым образом и вообще Артигемоны как общность по отношению к внешнему миру - и являют собою примеры того самого, о чём задан вопрос в начале поста: это - специальные "переводчики на человечий" (точнее - на до-человечий и человечий в частности).
Прежде чем изъяснять дальнейшее, необходимо оговорить, что, чем древнее события, о которых идёт речь, тем сильнее мы попадаем в сферу мифов и архетипов, в царство субъективизма - ведь даже когда о чём-то рассказывают существа, реально помнящие давнюю эпоху, реально её заставшие, всё равно они уже так сильно изменились сами, что не могут не изменять своих воспоминаний, не подстраивать их под какие-то сугубо современные свои понятия. Опять-таки, следует иметь в виду, что многие воспоминания существа могут относиться не к нему самому, а к его предку.
Теперь - вперёд: сперва в царство мифов, затем - в царство баек, ну а уж после того - в царство фактов:)
Есть основания полагать, что Фига Артигемон был первым главой Артигемонов эпохи растительного мира и в этом смысле первым "переводчиком" Алестры - и в отношении внешнего мира, и в отношении её детей; всё это было слишком давно, поэтому отчётливо об этом говорить трудно. Фига самым глубоким образом связан с растениями; существа типа растений царствовали на Земле Алестры достаточно долго, но потом настала пора иных существ, и тогда главой Артигемонов и главным ответственным за выяснение и трансляцию воли Матери стал Кат. Разумеется, "царства" эти никоим образом не были отделены друг от друга границами - эпохи сменялись-смещались постепенно, и живые-разумные существа, прежде всего Артигемоны, умирали и возрождались через Алестру с учётом новых потребностей и представлений.
Кат Артигемон сперва был главой Артигемонов, а когда возникла необходимость в новом главе - Звере, существе иной породы - Кат перестал быть главой, однако остался стражем порядка и исполнителем наказаний в отношении Артигемонов. "Переводчиком Матери" он теоретически оставался до самого конца своего служения, до последних времён - однако на последнем этапе с Матерью было всё так плохо, что Кат весьма затруднялся понять, чего же она всё-таки хочет. Тем более, что Мать сама плохо понимала, чего хочет, точнее - как исправить ситуацию, которая повсеместно становилась всё хуже. Не стоит винить в этом её: чего, спрашивается можно было ждать от Матери - если ни Кат, ни Зверь не в состоянии были разобраться в причинах бед?
Зверь Артигемон - в отличие от верментала Ката - исходно создавался как существо нового типа, хищно-млекопитающе-шерснато-теплокровное, и в этом смысле - как руководитель и переводчик нового типа. Нельзя сказать, чтобы проект сей был исходно неудачным: поначалу было выработано много ценного, все неприятности и непонятности начались потом. На определённом этапе, судя по всему, возникла идея, что Зверь должен сменяться, чтобы успевать за развитием других существ - и Артигемонов, и внешнего мира: мол, новые существа развиваются-изменяются слишком быстро - чтобы их понимать, нужно воспитываться в общении с ними с младенчества. Поэтому поздние Звери были одноразовыми, вдобавок с рождения маленький Зверь воспитывался среди людей - и возвращался к Артигемонам только чтобы вступить в права главы семейства, когда предыдущий Зверь умирал. Естественно, что у каждого Зверя были свои собственные обо всём понятия, свои убеждения, свои обретения и свои ошибки; каждый из Зверей зависел в этом плане от своего окружения - как Артигемонов, так и не-Артигемонов - а, стало быть, от степени адекватности его представлений реальности очень сильно зависел уровень его взаимопонимания с Матерью.
То есть, что мы хотим подчеркнуть: усилий по созданию "живого прибора-переводчика" с языка Матери на язык внешнего мира (и на язык меняющихся сообразно этому внешнему миру Артигемонов) было приложено немало. Однако усилия эти успехом не увенчались. Почему?
Ответ на это одновременно и сложен, и прост: причина того, что всё рухнуло, что "переводчики" Алестры утратили умение переводить - в нарастающем взаимонепонимании обитателей Земли Алестры, в нарастающей отчуждённости, ксенофобии, в отказе не только считаться с интересами не-подобных себе существ - но даже и признавать их, этих существ, наличие. О чём могли договариваться Артигемоны - и друг с другом, и с внешними - насчёт Матери, если на позднем этапе многие из них уже слабо верили в то, что Мать существует, что это не мифическая фигура на дне их сознания? А внешний мир уже начисто исключал для себя возможность существования такого рода явлений, как Мать Алестра - да в общем-то и в куда более близкие и понятные вещи отказывался верить. Верить во "всякое такое" обычно было невыгодно, неинтересно - а там, где это было выгодно и интересно, там процветали манипуляторы, дозировавшие информацию и подававшие её в выгодном для махинаций ключе.
Итогом всего вышеуказанного стала гибель всего Артигемоновского сообщества и серьёзное заболевание самой Алестры. Как именно всё это происходило - разговор не на одну рюмку чаю:) Хочется надеяться, что постепенно всё расскажем.
В качестве иллюстрации - демотиватор, который попался на глаза в Сети в аккурат по ходу написания сего текста:
(с)
отсюда sampo-jolff, спасибище!!! ты как всегда кстати:)))