Станция "Парк культуры" (Кольцевая линия).

Apr 19, 2011 00:56

Зубовский бульвар
1950, арх. И.Е. Рожин



фото smisl_ylibacca
Парк Культуры Кольцевой линии одна из самых эклектичных станций московского метро. Я где-то читал, что создавалась она в продолжение традиций московского классицизма, выраженных Провиантскими магазинами. Они были построены ещё в 1832-1835 гг. по проекту В.П. Стасова, и именно напротив них, на другой стороне Садового кольца, должен был располагаться выход со станции "Парк Культуры им. А.М. Горького". Сам вход в одноимённый парк тоже был выполнен в монументальной классицистической манере (архитектор - сын известного неоклассика Георгий Щуко). К тому же классицизм и ампир вообще были главными трендами послевоенной "триумфальной" архитектуры.
На меня из тумана мощнейшими колоннами, капителями, фронтонами, портиками выплывали Афины, Рим, былая империя. Дело было в архитектурных пропорциях, несомненно. Вот циклопический железнодорожный вокзал - в абрисе как бы шехтелевский, то есть Ярославский, только выполненный в сталинскую эпоху, сталинскими архитекторами и по сталинским представлениям о красоте. Вот огромная, слоновья колоннада Педагогического университета. "Сталинские" с эркерами, портиками, башенками, нишами жилые домищи. "Сталинские" присутственные местищи. "Сталинские" (копирующие Парфенон) театрищи. "Сталинской" роскоши гостиница "Волгоград" - с четырехметровыми потолками в номере, с коврами, бронзой, мрамором, маркетри, наборными паркетами, хрустальными люстрами, швейцарами с галунами.


По-моему, эта цитата из Дмитрия Губина здесь совершенно к месту. Но в случае со станцией "Парк культуры" вся монументальность неоклассики ("сталинского ампира") больше всего проявилась, несомненно, в наземном павильоне. Главный архитектор станции Игорь Рожин за основу взял типичный крестово-купольный православный храм ("метро - главный храм коммунизма"). Пассажиры, выходя из подземной части, попадают в центральный неф под куполом из алтарного выступа-апсиды. С трёх сторон - прямоугольные приделы "храма". Один из них уводит часть народа в сторону Парка Культуры Сокольнической линии.





Потолки приделов плоские, а центральный зал венчает сферический купол. Это уменьшенная копия купола римского Пантеона, свод которого также украшен кессонами, уменьшающимися к центру. Единственное отличие - у Пантеона в центре свода окно, а в центре купола ПК - пентаграмма с наложенной на нее пятиконечной звездой.



К религиозной тематике относятся также четыре лепных медальона в основании купола, выполненных Г.И. Мотовиловым. На них автор в стилистике библейской легенды об Адаме, Еве и древе Познания изобразил посетителей парка.
Что касается подземного вестибюля, то тут сплелись разные прообразы и стили. Пилоны со стороны путей имеют стрельчатые завершения, характерные для готики. Однако готика здесь достаточно сдержанная, можно сказать, романизированная, т.е. ближе к более суровой романской архитектуре.



Своды центрального зала украшены лепными розетками и витыми шнурами. Рисунок шнуров копирует кельтские орнаменты.
Освещается станция с помощью китайских фонариков под потолком, а также четырьмя торшерами в стиле ампир со стороны путей. Пол украшен прямоугольным меандром.













Но главные элементы украшения здесь - круглые мраморные медальоны работы скульптора С.М. Рабиновича на тему того, как можно развлечься в ЦПКиО. Все они симпатичны не только 14 сюжетами и выполнением, напоминающим больше нечто античное, но и интересными деталями. В «Танцах» вальсирует с девушкой, держа ее явно на пионерском расстоянии. В «Моделировании» юноши строят действующую модель подъёмного крана. Девушка из «Влюблённых» сидит на плетёном кресле, какие действительно стояли в Парке до конца 1960-х гг.





В одном из вариантов написания названия станции тоже чувствуется эклектизм.
Буква А явно из другого набоа. Интересно, оставят ли её после ремонта?


moscow, neoempire, metro, rozhin

Previous post Next post
Up