Что же, давайте и здесь отметим этот знаменательный день. В кои-то веки государственный праздник не стыдно отметить. Поэтому помещаю здесь отрывок нашей
мартовской экскурсии "Москва и космос", ту часть, которая непосредственно связана с любимым и родным районом - с Пресней. Пост вообще можно назвать "Пресненский космос".
ПЛАНЕТАРИЙ
В Москве несколько районов связаны с историей космонавтики. От Красных ворот, где в 1930-е гг. базировалась Группа изучения реактивного движения до площади Гагарина, где стоит знаменитый монумент первому космонавту, получивший в народе название Терминатора.
Но покорение космоса в Москве началось в конце 1920-х годов. Правда, виртуально. На это отозвался гений футуризма Маяковский: «Пролетарка, пролетарий, приходите в планетарий». В 1929 году в саду Вдовьего дома на Садовой-Кудринской улице открывается Московский планетарий, ставший тринадцатым мире.
Строительство такого сооружения было вполне в духе времени. В официальном искусстве господствует Пролеткульт и строительство первого в России научного театра отвечает его требованиям. Искусство подчинено науке. Новый тип развлечения должен был способствовать развитию материалистического взгляда на мир.
Планетрий (справа) в 1930-е гг.
Яйцеобразную конструкцию строят архитекторы Барщ и Синявский. Основной элемент композиции - приземистый цилиндр демонстрационного зала, перекрытый тонкостенным железобетонным параболическим куполом. Толщина железобетона всего 4 сантиметра. Зал диаметром 25 м мог трансформироваться, что было характерно для построек конструктивизма, и часть пространства превращалось в сцену. Под залом на первом этаже располагалось кольцеобразное фойе и подсобные помещения.
Постепенно планетарий превращается в небольшой космический город. На территории была открыта народная обсерватория, а в окружающем сквере поставлены скульптуры-аллегории планет Солнечной системы, образующие целую аллею-галактику.
В 1977 г. был поставлен новый аппарат «Планетарий», который и создавал проекцию звёздного неба.
После развала СССР планетарий, незадолго до закрытия, начал расширять свои горизонты. В начал 1990-х гг. там проходят памятные вечера в честь поэтов начала ХХ века, посвящённые Велимиру Хлебникову и Максимилиану Волошину. Однако новаторство длится недолго.
В 1993 году планетарий закрылся и с тех пор надолго перестал принимать посетителей. С началом 2000-х он постепенно стал выходить из анабиоза, были проведены ремонтные работы, здание приподняли на шесть метров, перестроили обсерватории, но дело всё равно застопорилось.
Планетарий сначала собирались открыть к его 75-летию в 2004 г. Но то празднование прошло в узком кругу людей, имеющих непосредственное отношение к юбиляру. Последней датой объявлялось 12 апреля 2011 г., но затем её перенесли на 12 июня, а теперь и вовсе поговаривают о сентябре.
ДОМА НАРКОМТЯЖПРОМА
Планетарий был воздвигнут в саду бывшего Вдовьего дома, который с XVIII в. располагался в селе Кудрине. В начале ХХ в. село это вошло уже в состав Москвы и благодаря обилию фабрик и заводов рядом, наличию зоопарка было достаточно оживлённым, но в то же время отделенным от центра полосой Садового кольца. Может быть поэтому этот участок выбрали для строительства ведомственных домов некоторые министерства-наркоматы СССР. Сначала за домом Шаляпина в 1929 г. строится в строго конструктивистских традициях дом Наркомфина. Перпендикулярно ему в 1934 г. встаёт жилой дом работников СНК архитектора С.П. Леонтовича, в котором прослеживается обращение к классике.
Следом, буквально через переулок, ближе к Зоопарку, строятся дома другого влиятельного министерства - Наркомата тяжёлой промышленности. Самый запоминающийся ведомственный дом этого министерства находится на Большой Сухареховской площади (дом 14), который тоже строится в середине 1930-х годов.
На Пресне Наркомтяжпром строит целый ансамбль жилых домов. Первым в 1933 г. становится дом № 27А на холме, теперь едва ли не единственный по Большому Конюшковскому переулку, в 1936 г. на пересечении Конюшковской улицы и Кудринского переулка построен угловой дом № 26, в 1937 г. ансамбль эффектно завершается двумя похожими корпусами по Конюшковской улице, нынешними №№ 28 и 32.
Дом № 26 (слева). Кадр из фильма "Девушка без адреса" (1957).
Лестница до сих пор жива
В 1936 г. в доме № 26 квартиру получает Сергей Павлович Королёв, личность краеугольная для всей отечественной космонавтики. Он приехал из Житомира, поступил в МВТУ и за годы учёбы уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист, спроектировав несколько летательных аппаратов, в том числе один самолёт. Однако его особенно увлекали полёты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Фридрих Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 года она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные с жидкостным двигателем ГИРД-09 и ГИРД-10.
В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем. Из РНИИ в доме на Конюшковской поселились, кроме Королева, многие его сотрудники. В этом же доме жили и прославленные летчики, лишь два года назад ставшие первыми в стране Героями Советского Союза: Сигизмунд Леваневский, Михаил Водопьянов и Николай Каманин.
В 1936 году сталинской высотки напротив ещё нет и, войдя со двора в подъезд и поднявшись (без лифта) на шестой этаж, можно было увидеть всю Кудринскую площадь, недавно переименованную в площадь Восстания и Поварскую, переименованную в улицу Воровского, и Большую Никитскую. Квартирка была совсем маленькая: две комнаты общей площадью в 23 квадратных метра, кухонька, прихожая, ванна с газовой колонкой, туалет. Королев был счастлив совершенно, а после того как на остатки своего гонорара за "Ракетный полет в стратосфере" постелил паркет, вообще считал Конюшковскую дворцом. Но жить ему пришлось здесь недолго.
Дом № 26 и его двор.
Кадр из фильма "Без страха и упрёка" (1962)
РНИИ поддерживал маршал М. Тухачевский, который предполагал, что в военном деле будущее именно за новой военной техникой и случись война, она станет не войной людей, а войной моторов. В политических интригах Тухачевскому противостоял К. Ворошилов, который был сторонником более традиционных способов развития военной промышленности. Сталин же опасался талантливого и влиятельного Тухачевского и принял сторону абсолютно преданного ему Ворошилова. Поэтому неудивительно, что Тухачевский одним из первых попал на скамью подсудимых в рамках Большой чистки ВС и в 1937 г. был приговорён к расстрелу.
После этого взялись за руководство РНИИ, тем более, что его сотрудников легко было обвинить во вредительстве, ведь взрывы у них на стенде иногда происходили, да и дело они имели с опасными реактивами - недаром Реактивным институт назывался.
Сначала был арестован бывший начальник Королёва Клейменов, спустя несколько месяцев Серегей Павлович обнаружил топтунов у собственного подъезда, а 27 июня 1938 года Королев был арестован по обвинению во вредительстве. Дальше были пытки, ссылка в лагерь на Колыму, на Дальний Восток.
Только в 1940 г. он вернулся в Москву для работы в «шарашке», как тогда называли конструкторские бюро тюремного типа. Только в 1944 г. он был освобождён и ещё год работал в Казани, где завершал свою тюремную жизнь.
Дом, где жил в 1936-1937 гг. Королёв, прекрасно сохранился, но никакого памятного знака, посвящённого советскому авиаконструктору, на нём нет.
ВЫСОТКА
Мы уж упомянули вскользь о высотке на Кудринской площади. Её тоже с полным правом можно назвать Домом авиаторов, поскольку в 1950-е годы под крышей этой сталинки собрали лучших советских летчиков и весь цвет отечественного авиапрома. 14-й подъезд был отдан в основном авиапрому - на одном только 12-м этаже обитали директора сразу двух авиационных заводов.
Серый дом по центру - № 26 по Конюшковской
автор - guard-zaycev
Жил после войны в этом доме и сподвижник Королёва Валентин Глушко, тоже один из пионеров ракетно-космической техники, а после смерти Королёва - главный конструктор космических систем, генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия - Буран». В 1930-е гг. Глушко также трудился в НИИ, но был арестован даже раньше Королёва. Тем более поводов придраться к нему у чекистов было даже больше: во-первых, он уже был известен ОГПУ после того, как у него лопнула бутылка с азотной кислотой. Он вёз её при себе в поезде из Ленинграда в Москву. Во-ворых, Глушко поддерживал переписку с Германом Обертом - лучшим ракетным специалистом западной Европы. Получается. предъявить можно было не только вредительство, но и шпионаж, и вредительство. Тюремная судьба его складывалась также, как и у Королёва, выпущен на волю Глушко был тоже только в сороковых годах.
Теперь и без того внушительный вход в 14-й подъезд высотки украшают две массивные мемориальные доски. Одна посвящена легендарному лётчику-испытателю генерал-полковнику Михаилу Громову. По ней скользит металлический самолётик. Вторая, установленная в 2007 году, напоминает, что «с 1955 по 1963 год в этом доме жил» академик Валентин Глушко.
Конечно, в Москве гораздо больше мест связано с покрением космоса: Мемориальный музей с памятником и Аллея космонавтов рядом с метро "ВДНХ", памятник "Спутник" на "Рижской", Московский "звёздный городок" на Хованской улице, Дом-музей С.П. Королёва, бывший павильон "Космос" и копия ракетоносителя "Восток" на территории ВВЦ. К тому же тема космоса предтавлена в московском метро на станциях "Таганская"-радиальная (монументальные панно с чеканкой на тему покорения космоса), "Добрынинская" (панно "Утро космической эры" и портрет Гагарина на знамени в наземном вестибюле) и "Октябрьская" - радиальная. Впрочем, об этому уже
сказано в журнале
synthart