Карл-Фридрих Бодри (1812 - 1894). Москва. Кривоколенный переулок, 1843, и современное фото 2019 года
Этот храм, известный как Меншикова башня, - лучший образец московского барокко. Посмотрите, как смотрелась из Кривоколенного переулка Меншикова башня в середине XIX века. Как говорится, почувствуйте разницу...
Два храма, стоящих рядом - Архангела Гавриила и Феодора Стратилата, составляют ныне Антиохийское подворье в Москве. А следующий дом по Архангельскому переулку №13 - это доходный дом Фроловых-Бари.
Архангельский переулок
В начале прошлого века семья Бари жила в двух шагах от храма. Но дом этот выглядел по-другому - только в конце 40-х годов он стал пятиэтажным.
Архангельский переулок, дом №13, стр.1, доходный дом Фроловых-Бари
Три верхних этажа надстроили уже в советское время. На уровне четвёртого и пятого этажей появились эркеры, а входные подъезды перенесли во двор.
Вот так выглядел дом, когда его приобрёл гражданин США русского происхождения Александр Вениаминович Бари в 1902 году. Владелицей особняка была купчиха Софья Маврикиевна Фролова, супруга торговца золотыми и серебряными изделиями П.А. Фролова. В 1885 году дом был перестроен архитектором Ф.Ф. Вознесенским и представлял собой двухэтажный каменный особняк с рустованными стенами первого этажа и широкими карнизами над первым и вторым этажами.
Дом Бари в Архангельском переулке, 1902 год. Архив семьи Бари
Семейство Бари владело особняком до 1918 года. Александр Бари - известный предприниматель конца XIX - начала XX века, создатель первой российской технической и строительной компании. А в 1922 году на втором этаже этого дома получил квартиру инженер-изобретатель В.Г. Шухов (1853-1939). На фасаде в 2004 году установили мемориальную доску: "Здесь в 1918-1934 гг. жил и работал инженер Владимир Григорьевич Шухов". Действительно, в доме находилась проектная мастерская строительной конторы Бари, в которой работал Шухов после окончания Московского технического училища главным инженером. Но жить в её стенах он стал вынужденно после того, как его собственный дом был националирован. До этого семья Шухова жила в своём особняке на углу Садового кольца и 1-го Неопалимовского переулка (дом не сохранился). В его дневнике есть такая запись: "Сентябрь, 11, 1918 г. Получил приказ выехать из дома к 20 сентября нового стиля. Переехал в контору 19 сентября".
Несколько слов о продолжительной совместной деятельности Бари и Шухова: 1 декабря 1880 года Бари открыл в Москве собственную проектно-строительную фирму "Строительная контора инженера А.В. Бари".
В.Г. Шухов был приглашен на должности технического директора и главного инженера. Бари был для Шухова не просто работодателем, но и другом. Платил он главному инженеру и техническому директору 200 рублей в месяц - большую сумму по тем временам, и проценты. До революции служба Шухова в конторе Бари длилась лет 40. В этой конторе разрабатывались сотни проектов, осуществленных в Российской империи от Москвы до Сахалина.
В.Г.Шухов и А.В.Бари. Москва. 1880-е годы
Американец русского происхождения Александр Бари приехал в Россию в 1876 году. С Шуховым он познакомился еще в США, в Филадельфии. Основав в России собственное конструкторское бюро, он тут же зазвал туда своего знакомого. Когда в России только начался нефтяной бум, Бари перевел основную свою контору, вместе с Шуховым, в Баку. Нефтепромышленники, во главе с миллионерами Нобелями, Кокоревым, Лианозовым и другими сразу загрузили фирму заказами.
В 1885 году компания Бари приняла участие в конкурсе на создание в Москве общегородского водопровода. За три года Шухов со товарищи полностью спроектировал систему водоснабжения второй столицы империи. Вместе с группой гидрогеологов он лично изъездил окрестности города для того, чтобы найти подходящие источники. Ими стали мытищинские ключи в бассейне Яузы.
Бари постоянно расширял свою деятельность и открывал отделения своей конструкторской конторы в крупнейших городах России. А Шухов требовал от него все новых и более сложных заданий. В начале 1890-х он погрузился в строительное дело, начав с проектирования железнодорожных мостов. Примерно тогда же он увлекся и потолочными стеклянными перекрытиями. В 1890 году в Москве был объявлен конкурс на постройку нового здания Верхних торговых рядов. Победил совместный проект архитектора Померанцева и инженеров Шухова и Лолейта.
Для проведения Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году компания Бари выстроили восемь больших выставочных павильонов.
Во время первой мировой войны фирма Бари переключилась на военные заказы. Шухов в это время проектировал морские мины, батопорты морских доков, платформы для тяжелой артиллерии. Например, он создал поворотную артиллерийскую платформу, которая спокойно вращалась одним солдатом и за полчаса превращалась из стационарной в платформу транспортную.
Революцию Шухов принял относительно спокойно, а Бари сразу эмигрировал. Он звал за собой и главного инженера, однако тот так и не согласился. Контора Бари была национализирована и превращена в организацию "Стальмост". Рабочие избрали Шухова директором фирмы. Молодое государство сразу завалило компанию заданиями на постройку новых башен, мостов, перекрытий, резервуаров, трубопроводов, буровых, кранов...
Послесловие: А ранее в этом особняке кипела культурная жизнь - здесь в 1888 году поселились художники Поленовы: Василий Дмитриевич с женой Натальей Васильчиковой (урождённой Якунчиковой) и сестрой Еленой Дмитриевной (1850-1898). В их гостеприимном доме часто устраивались встречи художников. Здесь бывали М.А. Врубель, А.Я. Головин, С.В. Иванов, А.Е. Архипов, М.В. Нестеров, И.С. Остроухов, Л.О. Пастернак. Семья Поленовых уехала из этого дома в 1893 году. Дочь Бари была ученицей Леонида Пастернака и постоянно участвовала в выставках Мира искусства и московских Салонов. Но эта уже другая история - когда-нибудь я расскажу и её...
Ольга Бари-Айзенман. Маня на балконе в Архангельском переулке
Источники информации:
mosjour.ru ,
www.mk.ru ,
www.nasledie-rus.ru ,
aif.ru ,
aizenman.wixsite.com ,
priisk.org