Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим, 1774-1791 гг.

Jul 25, 2019 06:39

Оригинал взят у lidushka_39 в Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим.
На заглавном фото - дореволюционный снимок. Город Тотьма, церкви Предтеченского прихода.
 Далее - цитата столетней давности из очерка “Тотьма и её окрестности” историка и краеведа Дмитрия Александровича Григорова: “Церкви Предтеченского прихода находятся на площади в северо-западном конце города. В старину эту часть города называли "Саблиным концом" [по фамилии первых поселенцев, Стефана и Андрея Саблиных - основателей расположившегося здесь посада]. Мимо церквей с южной стороны проходит почтовый тракт из Вологды, а с западной стороны - дорога из центра города к Спасо-Суморину монастырю.


В приходе два каменных храма: один во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом во имя пророка Илии [на фото он слева] и другой двухэтажный [справа], в одной связи с колокольней, вверху - во имя Николая Чудотворца и внизу - в честь Входа Господня в Иерусалим. Оба храма обнесены каменной оградой”
Сей архитектурный дуэт сохранился лишь на архивных фото.
Стоящая слева Предтеченская церковь, построенная в 1738-1740 гг  - самое древнее каменное здание Тотьмы - нынче выглядит следующим образом:


В 1928 году в церкви были прекращены богослужения, после чего был разобран верхний ярус и северный придел. Обезображенный храм использовался в качестве склада, а впоследствии (вплоть до недавнего времени) в нём располагался магазин.
А церковь Входа Господня в Иерусалим - она же Никольская - одна из красивейших церквей Вологодчины, сохранилась до наших дней. Правда, при советской власти и ей здорово досталось - но обо всём по порядку:


Тот самый почтовый тракт из Вологды сохранился и поныне, только название сменил - теперь он именуется улицей Ленина и огибает с юга нашу Входоиерусалимскую церковь. Дорога на след. фото - этот самый тракт и есть (ул. Ленина), только в асфальт закатанный:


В тихой старинной Тотьме, в которой до революции на 4000 жителей приходилось 20 церквей и один монастырь, в советскую эпоху с топонимикой всё обстояло лучше некуда - Рождественская, Сретенская, Почтовая, Большая и Малая Предтеченские, Дмитриевская улицы превратились в Октябрьскую, Советскую, Ленина, Кирова, Урицкого, Луначарского…


Вид на нашу Входоиерусалимскую церковь со стороны ул. Бабушкина Мещанской улицы:


Чуть изменим антураж, добавим жизни:


Церковь Входа в Иерусалим сейчас официально числится по адресу ”Улица Кирова, дом 1” - это бывшая Большая Предтеченская улица, берущая своё начало от Предтеченской церкви, той, что сама на себя не похожа, стоит с разобранным вторым ярусом, мы на неё смотрели в начале рассказа (она же на след. фото, вид с юга):


Итак, церковь Входа Господня в Иерусалим строилась на протяжении 17 лет - с 1774 по 1791 гг. Немалые средства для строительства пожертвовали братья  Григорий Алексеевич и Пётр Алексеевич Пановы - удачливые торговцы пушниной, участники и организаторы промысловых экспедиций на Командорских и Алеутских островах и Аляске, территориях так называемой Русской Америки. След. дореволюционное фото - бывший дом Пановых на Торговой площади Тотьмы:


Жилой дом семейства Пановых, архитектурный памятник 1770-х гг, до сих пор стоит на центральной площади Тотьмы, даже в нынешнем, далёком от идеального, состоянии вызывая восхищение знатоков и любителей подлинной старины:


А церковь Входа Господня в Иерусалим - визитная карточка Тотьмы, её характерный силуэт (своеобразная конструкция пятиглавия вкупе с колокольней) просматривается из многих точек как на городских улицах, так и за чертой города:


Традиционно для каменного северного зодчества, в одной постройке совместили три составляющих. “Теплый” нижний храм, освящённый в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, расположился на первом этаже. “Холодный” верхний храм Николая Чудотворца - покровителя мореплавателей, к коим принадлежали купцы Пановы - разместился во втором ярусе. И, как принято говорить, ”в одной связи с храмом” - колокольня с запада, поставленная над трапезной.


Вход в нижний храм - через западный портал:


Изначально он был дополнительно окаймлён каменной “витой” аркой, следы которой сохранились по прошествии стольких лет, на след. фото - её, увы, лишь фрагмент:


В 1843 году храм пострадал от пожара, после которого пришлось перестраивать лестницу, ведущую на второй этаж - в ходе этих работ пришлось пожертвовать частью ”витой” арки.


Для входа в верхний храм и на колокольню с запада было пристроено широкое двухмаршевое крыльцо, изначально имевшее иные формы:


Нижний рундук крыльца:


Крыльцо, вид с севера:


Цитата из очерка Дм. Григорова: “”Во время городского пожара в 1843 г. на Входо-Иерусалимском храме обгорела крыша (кроме алтарной), купол, одна глава, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть. Внутреннее убранство церквей было спасено. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.” Как уже сказано выше, при переделках сломали живописную наружную арку портала. (След. фото, слева - крыльцо, справа - восстановленные ворота ограды:)


 Нынче на колокольню позволяют подняться: незабываемая панорама Тотьмы с высоты птичьего полёта - одно из самых ярких впечатлений от посещения города. Поднимемся и мы, чуть позже.


  Сейчас вернёмся к очерку Дмитрия Александровича Григорова “Тотьма и её окрестности”, работа над которым продолжалась с 1915 по 1929 годы, в сложнейший период истории России - в условиях кардинальной смены традиций, приоритетов, идеологии, культуры, сложившихся на протяжении всех предшествующих веков. Д. А. Григоров успел запечатлеть Тотьму в её провинциальном - в лучшем смысле этого слова - дореволюционном обличье, и в наше время такие свидетельства ценятся на вес золота.
Дадим же ему слово:
“Входо-Иерусалимская церковь, как уже сказано, двухэтажная, в одной связи с колокольней.


Верхний этаж в два света.


Окна второго света в трапезе небольшие, фигурные, по форме отчасти напоминают корону.


Четверик заканчивается полукруглыми тимпанами, покрыт барочным куполом, над которым возвышается пять двухъярусных главок. Такая же главка, шестая, поставлена над алтарем:


Колокольня восьмигранная и заканчивается шпилем.”
Необходимый комментарий. На дореволюционных снимках колокольня действительно увенчана высоким тонким шпилем, появившемся в 1848 г - это поздняя переделка:


Далее Григоров уточняет: “По описи 1808 г., на колокольне - купол и глава, а по описи 1848 г.- уже купол и шпиль.” В советскую эпоху ярус звона и завершение колокольни со шпилем были разобраны, а в ходе реставрации 1990-х гг изначальный восьмигранный барабан с главкой были восстановлены, они на всех современных фото:


“Стены храма и колокольни обильно украшены орнаментами в стиле позднего барокко”


Обильно - не то слово. Южный фасад:


Подобно знаменитому вологодскому кружеву - легендарные тотемские картуши. Апсида:


Фирменный лейбл Тотьмы. Колокольня:


Фигурные клейма на фасадах зданий Тотьмы, построенных в 1770-1790-х гг, узнаваемые настолько, что попали в топ-десять победителей первого тура медиа-конкурса ”Россия-10” в 2013 году.
http://stage1.10russia.ru/
Северный фасад:


На фоне небесной синевы, подчёркнутой невесомыми бликами облаков, всё это выглядит бесподобно…


На тотемских храмах, построенных в эпоху барокко, нет навязчивой, избыточно пышной, раздражающей лепнины, всех этих сусальных ангелочков, цветочков и растительных излишеств.


Всё фантазийное узорочье, покрывающее фасады - составлено, наподобие конструктора, из отдельных деталей, фигурного кирпича нескольких видов.


Вроде нехитрый приём - но насколько впечатляющим оказался результат.


Суровый Север - эмоции народ выражает по-своему.


Посмотрел зодчий на облака, на морозные узоры, на кружевное плетение - и воплотил северную красоту в камне.


Наверное, именно поэтому именно снежной зимою Тотьма смотрится особенно ослепительно.


Все зимние и чёрно-белые фото - авторство не моё, позаимствованы из группы ВКонтакте Тотемского музейного объединения, за что им большое человеческое спасибо!


Но ни одно современное фото не сравнится со следующим снимком, сделанным в начале XX века. На нём - Тотьма, которой нет:


Почтовая улица (ныне улица Ленина). Сразу за двухэтажными жилыми домами, что у правой кромки снимка - Пятницкая церковь под колокольней (снесена в 1930-х гг, на её месте в 2004 г установлен поклонный крест). Чуть правее от неё, также полускрытая жилыми домами - Рождественская церковь (уцелела). В центре - наша церковь Входа Господня в Иерусалим, со шпилем на колокольне. Чуть левее от неё - Предтеченская церковь, еще в целости и сохранности (в советские годы разобран её верхний ярус, церковь не восстанавливалась).
Примерно тот же ракурс в наше время:


После революции Тотьму постигла участь множества старинных русских городов - в процессе “разрушения старого мира” новые власти не щадили памятников архитектуры, а тем паче культовую застройку. След. фото - тот же ракурс, конец 1970-х гг:


У апсиды Входоиерусалимской церкви разобрали главку, а у колокольни -  завершение и ярус звона - разумеется, перво-наперво вывезя колокола на переплавку. Несколько десятилетий здание простояло в таком ущербном виде:


Остов храма, в это сложно поверить, ибо такие дикие вещи обычно плохо укладываются в голове - был приспособлен под винзавод, на первом этаже находился бутылочно-закупорный цех, в наследство от которого ныне расположенному там Музею мореходов достался закупорный станок, вмонтированный в пол:


На фото 1970-х гг здание окружено глухим забором - типа, защита от непрошенных гостей:


А площадь перед храмом в народе так и называли - ”У винзавода”. След. фото - снимок начала XX века:


Судьбой удивительных храмов Тотьмы еще в 1970-х гг заинтересовался Станислав Михайлович Зайцев (1939-1992 гг), ставший впоследствии воистину ангелом-хранителем тотемской архитектуры, на первых порах практически в одиночку защищая памятники от уничтожения и варварского обращения.


Именно по его инициативе, после многочисленных писем в министерства, в 1978 г выездной комиссией в городе была проведена экспертиза исторических памятников, многие из которых тогда же были поставлены под охрану, создан реставрационный участок.


В 1990-х гг была осуществлена масштабная реставрация тотемских памятников - в частности, к 1996 г был возвращен исторический облик Входоиерусалимской церкви.


На фото тех лет храм окружён строительными лесами:


Сейчас на первом этаже здания располагается Музей мореходов - попасть туда можно без особых проблем. В холодном верхнем Никольском храме с августа 2017 г проводятся регулярные богослужения - мне же досталась запертая на серьёзный замок старинная железная дверь. Обидно. Хотелось на уцелевшие фрески взглянуть. Ладно, не в этот раз. На Соборах.ру посмотрю.


Да, обещанная колокольня.


По узкой лесенке поднимаемся наверх:


Окошко изнутри:


Высота яруса звона - 58 метров. Выныриваем на поверхность, и прямо перед нами - пятиглавие храма:


Можно до мельчайших деталей рассмотреть восьмерики:


И подумать о вечном:


И о том, что еще 20 лет назад яруса звона здесь не существовало:


Красота, простор и дивные пейзажи до горизонта:


И без того маленькая Тотьма сверху выглядит совсем игрушечной:


Спасо-Суморин монастырь:


Троицкая церковь:


И вновь кресты и купола:


И спускаться обратно в ту жизнь совсем не хочется)

Исторические исследования, Тотьма, 3. Стиль БАРОККО

Previous post Next post
Up