Великий Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице. 1374 г.

Feb 14, 2019 05:51

…Изумляя переливами полутонов, завораживая игрой полусвета с полутенями, перемежающимися с черными провалами узких окон и диковинной формы каменным рельефом, стоит посреди уютной лужайки древняя церковь Спаса-на-Ильине...


Ни единого цветного пятна не положив на фасад, Мастер сотворил ярчайшее Чудо, сравниться с которым не под силу огромному количеству архитектурных памятников, появившихся на Российских просторах в последующие века.


Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода Великого.
 Города Великой Истории и Величайшей Архитектуры, образцы которой, чудом уцелевшие в безумии последней войны, составляют золотой архитектурный фонд России. Города, на осмотр архитектурного наследия которого заезжим туристам отводится в лучшем случае световой день, а в худшем - 15 минут на объект…И это тоже - безумие.

Ильина улица - одна из самых старых новгородских улиц, сохранивших своё историческое, исконное название. Перейдя по пешеходному мосту от Кремля через Волхов, идите прямо, никуда не сворачивая, внимательно глядя по сторонам - на этом маршруте есть на что обратить внимание, чтобы после визита к Спасу-на-Ильине вернуться обратно для подробного осмотра. По прямой, минуя храмы Ярославова дворища и перейдя через Большую Московскую улицу, вы как раз окажетесь на Ильиной улице - тихой, симпатичной и зеленой.
От моста до храма - 15 минут пешком. На след. фото - северный фасад Спаса-на-Ильине, справа вдали - Знаменский собор (1682-1688 гг).


Собор сейчас находится в безобразном состоянии, закрыт для осмотра, а по стилю совершенно нетипичен для Новгорода, резко контрастируя с рядом стоящим храмом Спаса Преображения.




Памятуя о перемещении дневного светила по небосводу, можно подгадать время суток, наиболее удачное для обзора каждого из четырех фасадов церкви Спаса Преображения - за исключением, пожалуй, северного, закономерно обделённого солнцем.


Вот с него мы и начнём подробный осмотр сего архитектурного новгородского дива, одновременно знакомясь с его историей.




Церковь Спаса Преображения давно перешагнула шестивековой рубеж - возраст построенного в 1374 году здания составляет (вдумайтесь только!) две трети от тысячелетия.


Выстояв во многочисленных пожарах и войнах, чуть было не рассыпавшись от ветхости к концу XIX века, за последние полтора столетия здание подверглось нескольким масштабным реставрациям, в результате которых был возвращён и сохранён его исторический облик.


В ходе реставрации 1950-х гг на северном фасаде была обнаружена и раскрыта заложенная ранее знаменитая ”пятичастная композиция”, фирменный декоративный элемент новгородского зодчества, состоящий из трех окон и двух ниш, окантованных криволинейной бровкой (центральное северное окно оставили нераскрытым):


Ту же группу мы увидим на южном фасаде (на след. фото): церковь Спаса-на-Ильине - первая постройка, на которой она появилась.


Она же присутствует на ряде других храмов Новгорода Великого (к их осмотру мы приступим впоследствии).






Изначально квадратный в плане четверик имел западную пристройку-притвор (обозначен пунктиром):


Над притвором возвышалась двухпролётная звонница, изображение которой (вместе с изображением самого храма) и поныне можно увидеть в правом верхнем углу древней иконы ”Битва новгородцев с суздальцами”, написанной около 1460 г,  её фрагмент на след. фото:


Древний притвор был разобран при ремонте в 1880-х гг, вместо него был сооружён новый придел с колокольней:


Вновь отстроенный придел был ликвидирован при реставрации в 1936 году, а когда в послевоенные годы приступили к ремонту изрядно пострадавшего здания, высказывалось предложение о воссоздании притвора -  не получившее единогласной поддержки. След. фото - западный фасад, август 2018 г:


На западном фасаде от древней пристройки осталась ”метка” - незаштукатуренный выявленный след от его сводчатого покрытия:


На многих новгородских памятниках сделан “экспозиционный зондаж”, очень любопытная вещь, когда старинные элементы здания, раскрытые в ходе реставрационных работ, сохраняют для осмотра (мы еще не один раз с этим столкнёмся). И лопатки западного фасада Спаса-на-Ильине не дотягиваются до поверхности земли - их нижняя оконечность указывает на уровень кровли изначального притвора.


Над западным порталом -  фреска Богоматери с Младенцем, предположительно написанная в 1378 г, одновременно с росписью интерьеров.


И - детали. Закладные кресты, окна, ниши, ...



...сочетание впадин, уступов, прямых и плавных линий.


Вся эта каменная роскошь особенно ярко выглядит при боковом освещении. Переходим на южный фасад под утренним солнцем, оно с юго-востока.


Думаю, что в процессе строительства зодчий брал в расчёт  смену угла падения солнечных лучей в течение дня - в зависимости от этого меняется линия теней, очерчивая те или иные детали фасадов.


Эффект потрясающий.






Монохромное здание, благодаря лишь хорошо продуманной игре света и тени, визуально получает чёткий графический рисунок, естественную иллюзорную отточенность линий, ассимметрию при симметричности, выразительность и нежное изящество, вопреки почти кубическим пропорциям.


И разумеется, закладные кресты - они повсюду, одни из самых впечатляющих деталей новгородских храмов.



Загадочные и таинственные, разных форм и пропорций, гладкие и резные, едва различимые в толще стены и ясно читающиеся.


Про кресты нужно делать отдельный пост - столько их накопилось за время поездок.


Конечно, смотреть на это великолепие желательно в солнечную погоду - коей в Новгороде (как и в Питере) не в избытке. Но лето-2018 выдалось исключительно ясным - пользуясь чем, делюсь радостью увиденного с читателямиJ


При комплексной послевоенной реставрации были обнаружены остатки первоначального трехлопастного покрытия храма, изменённого к середине XVI века на восьмискатное. Так что наш красавец-храм изначально имел еще и самую красивую (на мой взгляд) многолопастную форму завершения. Иными словами, был просто неотразим. Барабан один чего стоит:


В последнюю войну окна на барабане, превращённом в наблюдательный пункт, были расширены под амбразуры - безвозвратно пострадали фрески XIV века.


Восточная часть - алтарная апсида, пониженная относительно высоты четверика.


Наверху ряд узких нишек, обведённых валиковыми разводами. Под ними - окна, три из пяти выделены бровками, возможно, потому что когда-то выходили на ”красную линию” улицы.


Киот для фрески, укрыт стеклом.


На стенах - стрельчатые (привет готике!) и арочные ступенчатые нишки.


Вы ведь заметили, какая расстекловка в новгородских храмах - три круглых или (реже) прямоугольных отверстия, расположенных по вертикали друг под другом.



Храм - четырёхстолпный.


В западной части расположены хоры в виде деревянного настила, соединяющего два небольших помещения-”каморы”.


Северная ”камора” - Троицкий придел, южная - придел Козьмы и Дамиана.


На хоры ведет узкая лестница, расположенная внутри западной стены - вдвоём не разойтись, дающая прекрасную возможность оценить воочию впечатляющую толщину стен здания.


На хорах всегда многолюдно - а потому тесно - и сверху отлично виден интерьер.


И куда-то ввысь уходит еще одна лестница, недоступная для простых смертных - наверное, с неё до небес достучаться можно:


Интерьеры новгородской церкви Спаса Преображения расписаны в 1378 году - приглашенным специально для этой цели изографом-византийцем Феофаном Греком.(След. фото - Архангел  Гавриил:)


На сегодняшний день фрески кисти Феофана Грека сохранились лишь здесь - и один этот факт стоит того, чтобы посетить сей храм. (След. фото - ”Ветхозаветная Троица”:)


Подробнее о росписях расскажем в следующей публикации - с летописными свидетельствами, мнением Игоря Грабаря, сюжетами и рассказом о реставрации…(След. фото - "Спас Вседержитель":)


                                      (Продолжение следует…)

1.1 - Архитектура Новгорода Великого, Архитектурные чертежи, 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, Новгород, Живопись

Previous post Next post
Up