ИНТЕГРАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ НИДЕРЛАНДОВ И ГЕРМАНИИ)

Mar 08, 2013 10:00

Ключевые слова: интеграция, концепция, искусство, архитектурное творчество.
Key words: integration, concept, art, architectural creative work.

Статья посвящена раскрытию положений интеграционной концепции городской среды. Выдвинутые теоретические посылы автор подтверждает анализом конкретных архитектурных объектов в  городах Голландии и Германии. Автор рассматривает интеграцию как универсальный принцип пространственно-временной системы. При этом анализируется среда как таковая и архитектурное творчество, как синтетическоя область науки, вид искусства, сфера человеческой деятельности. Статья сопровождается авторскими фотографиями.

The article presents the basics of the urban environment integration concept. Theoretical suggestions put forward by the author are supported by the analysis of concrete architectural objects in the cities of Holland and Germany. The author considers integration as a universal principle of a space-time system. At the same time the environment as such and the architectural creative work as a synthetic field of the science, kind of arts, a sphere of human activity are subjected to the analysis. The article is accompanied by photographs made by the author.

Исторический город обладает многомерным интеграционным началом. Европейский исторический город - интегральная среда, глубоко укорененная в вековой культурной традиции, объединяющей как материальные артефакты и достижения минувших эпох, так и духовные категории, религиозные и мировоззренческие ценности, нормы поведения, моральные и нравственные правила. Важно отметить, что общая концепция интеграции действительно развивается одновременно по целому ряду взаимосвязанных направлений и в различных системах координат: в пространстве, во времени, в культурной среде, в социальной системе, в предметных комплексах. Интеграция - универсальный принцип пространственно-временной конструкции, среды как таковой, а также - архитектуры, архитектурного творчества, как синтетической области науки, вида искусства, сферы человеческой  деятельности. Обе системы, «средовая» и «архитектурная», опираются на объективные и субъективные, программируемые и случайные, реальные и потенциальные, искусственные и естественные факторы. Кроме этого, понимание архитектуры можно с определенной долей обобщения приравнять к пониманию среды, или рассматривать их в неразрывной логической взаимосвязи: архитектура формирует среду, а среда содержит архитектуру и т.д. «Архитектура - ведущее искусство. Среда, в которой мы живем, окружает и архитектуру, и вместе с тем архитектура возникает в этой среде. Архитектура - это особенная, организованная человеком природа, которая играет огромную роль в его мировоззрении, в его жизни», - Г.П. Гольц [1, С. 8]. Сделаем попытку представить универсальный характер явления интеграции на разных уровнях:
  • планетарный принцип жизнеустройства;
  • общий принцип пространственной организации и жизнедеятельности;
  • обобщающее свойство человеческого мышления и памяти;
  • принцип и метод художественного и архитектурного творчества.

Интеграционная концепция по природе и сферам влияния гораздо шире архитектурного поля деятельности, которое в состоянии охватить в индивидуальном творчестве и восприятии отдельный субъект. Безусловно, интеграция осуществляется и вне человека, его сознания, всегда и практически повсеместно, пока существуют пространство и время как фундаментальные категории. Применительно к среде города в общей системе взаимодействия необходимо также учитывать как потенциально прогнозируемые, так и спонтанные явления ноосферы и техносферы. Кроме этого, непреложным свойством заявленной концепции, позволяющим взаимодействовать различным профессиональным, социальным, научным и художественным системам, является актуальная для современной науки междисциплинарность. При этом именно интеграция является родовым принципом архитектуры, если даже остается на латентном или бессознательном уровне. Академик А.В. Иконников отмечает, что в общей системе культуры архитектура занимает место на стыке материальной, духовной и художественной культур - входит в каждую из них, удовлетворяя как материальные, так и духовные потребности общества и человека. Ученый указывает на интегрирующий, синтетический характер архитектурной деятельности, подчеркивающий ее художественную природу [2, С. 92]. Речь идет о художественной интеграции, являющейся неотъемлемой частью искусства как образного освоения универсума - формирования целостной картины мира с использованием интуитивных, эвристических и эмоциональных начал, достижения единства как проявление «творческого гения».

Последовательность повествования, принятая в настоящей статье, соответствует укрупнению масштаба социальной значимости городов, которые сегодня активно развиваются, отражая совокупность достижений, актуальных закономерностей формирования и насущных проблем современной европейской цивилизации. В рамках статьи не ставится задача анализа всего комплекса взаимосвязей архитектурной среды и жизни общества - акцент делается на философии единства и ее воплощении в пространстве города, чему способствуют различные стороны интеграционной концепции. Концепция интеграции анализируется в архитектурно-художественном ракурсе с закономерным обращениям к отдельным историческим, культурологическим и социальным сторонам жизни.

Небольшой город Херлен, расположенный в нидерландской провинции Лимбург на границе с Германией, имеет многовековую историю: первое поселение на этой территории относится к эпохе неолита, а некоторые сохранившиеся памятники указывают на образование города на месте римского военного лагеря. Наряду с историческими зданиями, в Херлене можно встретить целый ряд примечательных объектов современной и новейшей архитектуры, демонстрирующих широкий спектр актуальных архитектурных приемов. Несмотря на повсеместное «дыхание» современности, в городе не покидает ощущение замершего времени или своеобразного безвременья. Погружаясь в созерцание, невольно отходишь от узко профессионального суждения, настраиваясь на более широкое восприятие, включающее, в числе прочего, и взгляд обывателя.

Действительно, первоочередной посыл к прочтению Херлена, как и многих европейских городов, идет от человека с его вполне земными потребностями, развивающимися вокруг собственного дома. Внимание к личному жилому пространству повсеместно и основано на неприкосновенном приоритете частной собственности, укорененном в мировоззрении и закрепленном юридически. Район городских вилл являет собой гармоничное единство рукотворного и природного: качественной архитектуры, объектов искусства, ландшафтного дизайна (рис. 1-3). Во главу угла поставлен порядок во всех аспектах пространственной организации: равномерная застройка, выдержанный спокойный колорит, удобная транспортная и пешеходная инфраструктура, продуманное благоустройство. В новых объектах активно используются мотивы рационализма, органической архитектуры и актуальной эстетики минимализма, что также следует логике всеохватного порядка. Даже преобладающая часть зеленых насаждений приведена к абсолюту геометрических форм. Характерная традиция открывать жизнь дома через незанавешенные оконные проемы на первом этаже - дань строгим регламентам былых времен - сегодня органично сопровождает местный стиль жизни. Почти в обязательном порядке в интерьере можно разглядеть произведения искусства: современную живопись на стенах, миниатюрную скульптуру на подоконнике, - окна выглядят «картинами» эстетически наполненной жизни хозяев.







Рис. 1-3 Херлен. Нидерланды. Район городских вилл

По контрасту с однородным пространством района частных вилл центр города предстает в гораздо более пестром разнообразии различных материалов и стилей, что не нарушает основных принципов цельности городской среды: здесь выдерживается сомасштабность, подчинение системе сложившихся улиц, колористическое единство (рис. 4). Особого внимания заслуживает разновременной ансамбль центральной площади, сформированный древним собором св. Панкратиуса, зданием Стеклянного Дворца (Glass-Palas, арх. Фритц Пётц, 1935 г.) [3], относящимся к рационализму, и современным «объектом-призраком» нового музыкального центра (рис. 5). В 2003 году была завершена комплексная реконструкция Гласс-Паласа, где разместился центр архитектуры, а также строительство соседнего центра музыки, объединившего выставочную галерею, кинозалы, музыкальную школу, публичную библиотеку. Авторам этого обновленного культурного пространства архитекторам ABBC Йо Коэнену и У. Аретсу удалось успешно интегрировать городские функции, сохранив особый «дух места». Два «новых» объекта - классика раннего модернизма и пример актуальной архитектуры 2000-х - образуют своеобразный портал, ориентированный на величественную колокольню. Соседство контрастных начал не вызывает чувства противоречия, а, скорее, побуждает поразмышлять о вечной смене времен. Такой откровенный диалог старого и нового - не редкость для Херлена, помнящего о прошлом и открытого будущему.



Рис. 4 Херлен. Нидерланды. Исторический центр города




Рис. 5 Херлен. Нидерланды. Ансамбль центральной площади: собор св. Панкратиуса (Sint Pancratiuskerk Синт-Панкратиус), «Стеклянный Дворец» (Glass-Palas, арх. Фритц Пётц, 1935 г.), центр музыки (Йо Коэнен, У. Аретс, 2003г.) nbsp;

Концепция интеграции во времени в неразрывности этой философской категории полноценно выражена многослойной пространственной средой древнего германского города Ахена земли Северный Рейн-Вестфалия близ границ с Бельгией и Нидерландами. Город обладает глубокой историей: с I в. н. э. известен как римское поселение у целебных источников, в конце VIII - начале IX в. являлся зимней резиденцией Карла Великого, до XVI в. - местом коронации императоров Священной Римской империи и императорских сеймов [4]. Ахен хранит ценнейшие памятники европейской цивилизации, среди которых руины замка Карла Великого с королевской капеллой (XVIII-XIX вв.), перестроенная в 1902 г. готическая ратуша XIV в., знаменитый Ахенский Кафедральный собор (начало строительства - между 790 и 800 гг.), включенный в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (рис. 6-7). Величественные ансамбли центральных площадей завораживают своими многоликими образами, прошедшими сквозь время в единстве эпох и стилей. Время как концепция непрерывного развития пространства выступает базовым интеграционным началом городской среды Ахена.






Рис. 6-7 Ахен. Германия. Кафедральный собор (между 790 и 800 гг.)

Необходимо отметить, что Ахен - активно развивающийся город, лишенный ощущения «идиллического сна» времени, свойственного небольшим европейским провинциям. Застройка улиц центра, отличающаяся высокой плотностью, сформирована историческими фасадами и современными домами-вставками. При движении вглубь города от вокзала раскрывается масштабный ансамбль зданий страховой компании «Ахен Мюнхенер» (арх. бюро Кadawittfeldarchitektur, 2005-2010 гг.), который объединяет спускающиеся по рельефу корпуса, переходы, архитектуру земли (рис. 8-10). Архитекторы, прежде всего, ставили задачу городской интеграции путем создания ясной пешеходной связи - «бульвара» - и серии площадей между железнодорожной станцией и центральной частью Ахена [5]. Внедряясь в самую сердцевину города контрастный по стилю архитектурой, комплекс не противоречит среде. Его разветвленность продолжает исторические направления улиц, логику ландшафта и основных путей движения, высотные характеристики подхватывают масштаб окружения, которое отражается в стеклянных стенах объекта. «Прозрачность» становится принципом единства городского пространства на градостроительном,  объемно-пространственном и детальном уровнях архитектурного решения.





Рис. 8-10 Ахен. Германия. Комплекс зданий страховой компании «Ахен Мюнхенер»
(арх. бюро Кadawittfeldarchitektur, 2005-2010 гг.)          
Специфическое проявление интеграционной концепции можно обнаружить в функциональной реновации промышленной территории  «Fabric Stahlbau Strang» под центр современной культуры - популярное направление в проектной практике. Бывший производственный цех фабрики строительных металлоконструкций, перекрытый фермами, превращен в универсальное пространство творческих возможностей, сохранив при этом практически без изменения экстерьер и интерьер, в т.ч. отдельные элементы оборудования. Для демонстрации театральных и хореографических постановок из легких стержневых конструкций сооружен амфитеатр, оставшаяся часть единого помещения отдана под импровизированное «фойе». Суровый промышленный образ оказывается «говорящей» средой для современного искусства.

Город Маастрихт, центр нидерландской провинции Лимбург, обладает разнообразной и эстетически выразительной средой, в формировании которой ярко проявляется интеграционная концепция архитектурно-художественного синтеза. Здесь особенно красноречиво прочитывается связь времен в смелом соседстве разновременных построек и ансамблей - важный аспект интеграции для города, претендующего на звание древнейшего в Нидерландах. Многомерность городской среды этого небольшого города развивается в сложном единстве на пересечении нидерландских, французских, бельгийских и немецких культурных традиций.

Вероятно, основным собирательным фактором пространственного восприятия в Маастрихте выступает качество «красоты», по-разному интерпретируемое в ходе истории. Сильное эстетическое впечатление не покидает в разных частях города: в традиционно извилистых средневековых улочках исторического центра, на сформированной современными объектами предмостной площади и в квартале современной застройки «Керамик» (Céramique) на месте бывшей промышленной территории, на набережной реки Маас. Можно предположить, что такая эстетизация не только спонтанное явление культурных наслоений во времени, но и продуманная концепция среды - в дополнение к прекрасно сохранившейся исторической архитектуре и качественной современной застройке в городе представлена архитектура мастеров первой величины: Альдо Росси, Марио Бота, Альваро Сиза, Уила Аретса, Йо Коэнена.

Художественная концепция охватывает различные качества среды: композиционные, стилистические и образно-выразительные. Камертоном колористического решения городской застройки, вероятно, послужил ансамбль главной площади (рис. 11), построенный на сочетании различных оттенков кирпича - от охристых и темно-коричневых, почти черных, до красновато-бардовых - с белыми элементами декора и вкраплением более светлых нейтральных тонов отделки фасадов. Современная архитектура с готовностью использует сложившуюся цветовую палитру в эстетике новых материалов: однородный красный кирпич в административно-жилом здание «Крепость» (La Fortezza) М. Бота (2000 г.), ахроматический минимализм жилой башни А. Сиза (1999 г.), мягкое сочетание оттенков бетона, дерева и стекла в культурном Центре «Керамик» (1999 г.) и нейтральный светлый тон натурального камня в жилом здание на берегу реки Маас (2001 г.) Йо Коэнена (рис. 12-15). Оправданная новация в историческом контексте с подчеркнутой художественно-эстетической доминантой является характерным принципом интеграционного развития архитектуры Маастрихта.




Рис. 11 Маастрихт. Нидерланды. Старый город: ансамбль центральной площади



Рис. 12 Маастрихт. Нидерланды. Вид улицы с административно-жилым зданием «Крепость»
(La Fortezza, М. Бота, 2000 г.) в завершении




Рис. 13 Маастрихт. Нидерланды. Слева направо: жилой дом (А. Сиза, 1999 г.), административно-жилое здание «Крепость» (La Fortezza, М. Бота, 2000 г.), культурный Центр «Керамик» (Йо Коэнен, 1999 г.)




Рис. 14 Маастрихт. Нидерланды. Предмостная площадь района Керамик (Céramique). Слева направо: жилой дом (Йо Коэнен, 2001 г.), мост через р. Маас (арх. бюро Greisch, Йо Коэнен, 2003 г.), культурный Центр «Керамик», Йо Коэнен (1999 г.)




Рис. 15 Маастрихт. Нидерланды. Вид на старый город с моста через р. Маас
(арх. бюро Greisch, Йо Коэнен, 2003 г.)

Дюссельдорф (Германия) является административным центром земли Северный Рейн-Вестфалия, одним из крупнейших финансово-экономических и промышленных центров, обладает глубокой культурной традицией в области изобразительного искусства, музыки, поэзии. Город живет динамичной жизнью современного мегаполиса, что находит отражение в контрастной и разнохарактерной архитектурной среде - это исторические и новые кварталы, оживленные центральные магистрали и тихие жилые районы, живописные пешеходные бульвары и урбанизированные терминалы, в т.ч. портовые комплексы. Не пытаясь охватить город в целом, основные черты которого во многом универсальны, остановимся лишь на отдельном архитектурно-градостроительном феномене - пространстве Медиа-порта, - которое объединяет бывший портовый комплекс, подвергшийся реновации, новые жилые и общественные здания, элементы коммуникационной инфраструктуры в единый современный ансамбль [6]. Интегрированная многоликая среда реализует концепцию «архитектурного шоу», развивающую принцип театрализации архитектуры. Здесь разворачивается целый архитектурный спектакль во времени и пространстве: по мере обхода относительно компактной территории открываются новые острые ракурсы, меняется силуэт застройки, изменяется отношение к водной поверхности (рис. 16-18).







Рис. 16-18 Дюссельдорф. Германия. Медиапорт. Произведения Ф. Гери, У. Олсопа, Йо Коэнена

Произведения мастеров современной архитектуры Ф. Гери, Д. Чипперфилда, У. Олсопа, Йо Коэнена соседствуют с наследием промышленной территории (бывшие доки, кран, рельсы), которые сохраняют образ места и художественно дополняют «декорации». Образ пространства значительно трансформируется с наступлением вечера, когда освещение и декоративная подсветка зданий создают дополнительный визуальный эффект (рис. 19-20). Игра сложных ритмов объемов и поверхностей, сочетание разных цветов и материалов, драматургия освещения, пульсация отражений в воде и в стекле зданий - все эти факторы превращают изначально суровый облик порта в динамичный и живописный образ Медиа-порта.





Рис. 19-20 Дюссельдорф. Германия. Медиапорт. Эффекты вечернего освещения

Роттердам - второй по величине город Нидерландов, важнейший торгово-промышленный центр и транспортный узел страны, крупнейший порт в Европе. Известно, что Роттердам считается столицей современной голландской архитектуры. Думается, что это популярное суждение дает ключ к пониманию ядра местной интеграционной концепции: в Роттердаме реализуются все коренные основания и образы архитектуры в понимании местных жителей, причем реализуются постоянно, каждодневно - город во всех своих частях напоминает непрерывную «стройку». Попадая в город, мы сразу оказываемся в эпицентре строительной активности - среди завершенных и строящихся комплексов, возникающих по соседству с историческими зданиями (рис. 21-23). Масштаб большинства новых объектов словно подсказывает еще одну модификацию «определения» Роттердама: «столица современного высотного строительства» (рис. 24). Абсолютно новаторские грандиозные постройки не сопоставимы с контекстом по масштабу и стилю, но здесь они не смотрятся чужеродно. Этот кажущийся парадокс объясняется духом архитектурной новации, повсеместной смелостью и «честностью» архитектуры - качествами, формирующими облик современного Роттердама.



Рис. 21 Роттердам. Нидерланды. Строящийся терминал центрального вокзала (Rotterdam Centraal, арх. бюро Team CS) на фоне комплекса офисных зданий национальных страховых компаний (Delftse Poort Offices, арх. бюро Bonnema Architecten, 1991 г.)



Рис. 22 Роттердам. Нидерланды. Строящиеся объекты на подходе к центральному вокзалу


Рис. 23 Роттердам. Нидерланды. Панорама современной застройки. Слева направо: небоскреб компании KPN с медиа-фасадом (арх. Ренцо Пиано, 1997-2000 гг.), театр «Луксор» (арх. Дж. Б. Боллес и П.Л. Вилсон, 2001 г.), мост Эрасмус (Erasmus Bridge, арх бюро UNStudio: Бен ван Беркель, 1996 г.), университет INHolland (арх. Эрик Ван Эгераат, 2008 г.)




Рис. 24 Роттердам. Нидерланды. Речная панорама города

Новейших примеров архитектурных экспериментов и модной высокотехнологичной застройки в Роттердаме достаточно: кубические сблокированные дома (Cube Housing, арх. Пит Блом, 1984 г.), обошедшие все профессиональные издания; выставочный зал современного искусства Кунстхолл (Kunsthal, арх. Рем Кулхас, 1992 г.), одна из первых значительных реализаций пространственной концепции мастера [7, С. 70-71]; небоскреб с медиа-фасадом (арх. Ренцо Пиано, 1997-2000 гг.); театр «Луксор» (арх. Дж. Б. Боллес и П.Л. Вилсон, 2001 г.) (рис. 25); дом-мост (The Bridge, JHK Architekten, 2000-2004 гг.) (рис. 26); новые корпуса университетского комплекса INHolland (арх. Эрик Ван Эгераат, 2008 г.); множественные примеры сверхплотной и террасированной застройки и другие объекты - ряд пополняется постоянно. Современная архитектура стремительно интегрировалась в городское пространство уже в начале ХХ века, в период расцвета функционализма, о чем свидетельствуют постройки Я.Й.П. Ауда, Й.А. Бринкмана и М.С.Л. ван дер Флюгта и др. К новаторской сфере также относятся многочисленные конструктивно-технические и достижения, которые внедряются при возведении мостов и строительстве небоскребов. Несмотря на бесспорную выразительность и адресность этих сооружений, техногенные метафоры не завоевали господства в городе: так, произведение лидера хай-тека Нормана Фостера, небоскреб Всемирного портового центра (2001 г.), лишено ожидаемых стилистических черт, а мост Эрасмус (Erasmus Bridge, арх бюро UNStudio: Бен ван Беркель, 1996 г.),  выглядит, прежде всего, художественным жестом (рис. 27).



Рис. 25 Роттердам. Нидерланды. Театр «Луксор» (арх. Дж. Б. Боллес и П.Л. Вилсон, 2001 г.)



Рис. 26 Роттердам. Нидерланды. Дом-мост (The Bridge, JHK Architekten, 2000-2004 гг.)



Рис. 27 Роттердам. Нидерланды. Вечерняя панорама города с мостом Эрасмус (Erasmus Bridge, арх бюро UNStudio: Бен ван Беркель, 1996 г.)

При всем многообразии разновременных подходов в архитектурной ткани Роттердама (за редким исключением) жестко удерживается определенный общехудожественный универсальный код, который можно обозначить понятием «стиль» в обобщенном значении - это еще один, возможно центральный, аспект интеграции. Стиль определяет характер архитектуры, само ее «естество», являясь во многом выражением исторической миссии Роттердама как крупнейшего портового города (рис. 28-29). Большинство объектов, формирующих среду, «честны» в своей простоте - это своеобразные «кирпичи» городского пространства - такой подход выглядит абсолютно преемственным, продолжая традицию рациональной и экономной архитектуры, укорененной в местной культуре и истории. Символичен и выбор основного отделочного материала, кирпича темно-коричневых оттенков, который повсеместно используется в новых постройках, сообщая цельность среде и характерную эстетику - своеобразный «суровый стиль». Таким образом, современная архитектура Роттердама выражает дух голландского зодчества в единстве его непреложных атрибутов: постоянное стремление к новации, в т.ч. технической, жесткий эстетический код («стиль»), рациональность, предельный геометризм, художественный аскетизм и эмоциональная сдержанность.


Рис. 28 Роттердам. Нидерланды. Жилой дом с наружной отделкой «состаренным» деревом,
в панораме канала (арх. бюро Cepezed, 1994-95 гг.)



Рис. 29 Роттердам. Нидерланды. Современная жилая застройка

В статье мы ограничились рассмотрением городов, не имеющих официального столичного статуса, что связано, прежде всего, с принципиально иным «рекламным» позиционированием европейских столиц и ориентацией на восприятие извне, а также с глобальным уровнем их интеграции. Интеграционная концепция городского пространства на примере ряда городов Нидерландов и Германии представлена в сложном переплетении основных направлений: сохранение «живой традиции» и программная сопричастность контексту;  единство универсальных эстетических критериев; объединяющая роль художественного и особое значение объектов искусства;  целесообразность и синтетический характер архитектурной новации; повсеместное приспособление и реновация исторических зданий и комплексов для современного использования; сценарность пространственного единства и интегральная театрализация архитектурного пространства; взаимосвязанное сосуществование с природными факторами среды.

1. Самойлов, Ю.Г. Слово об архитектуре. Цитаты и изречения : учеб. пос. / Ю.Г. Самойлов. - Н. Новгород : изд-во ННГУ им. Лобачевского, 1992. - 34 с.
2. Иконников, А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве / А.В. Иконников. - М. : КомКнига, 2006. - 352 с.
3. Гельфонд А.Л. Архитектурная типология в аспекте жизненного цикла здания /ACADEMIA, 2011, № 2. С. 40-47.
4. Словари и энциклопедии на Академике. Географическая энциклопедия. Ахен. пер. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/645/Ахен
5. Официальный сайт архитектурного бюро kadawittfeldarchitektur. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kadawittfeldarchitektur.de/en/projects/projekt-aktion/show/projekt-titel/aachenmuenchener-direktionsgebaeude.html
6. Гельфонд Деловой центр "Медиа-порт" в Дюссельдорфе // Приволжский научный журнал.-Н.Новгород: ННГАСУ. - 2009, № 4, С. 87-91.
7. Дуцев, М.В. Концепция архитектуры современного центра искусств / М.В. Дуцев : моногр. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012 : 192 с.

© М. В. Дуцев, текст и фото, 2012

Статья опубликована:

Дуцев М.В. Интегральная концепция архитектурной среды на примере городов Голландии и Германии / М.В. Дуцев // ACADEMIA. 2012, № 4, С. 12-20.

европейский город, архитектурное творчество, общественное пространство, среда, искусство, концепция, контекст, интеграция, время, история

Previous post Next post
Up