О, Венеция! Сказочный город

Mar 10, 2014 16:00

image Click to view


Только что вы услышали арию веденецкого гостя из оперы "Садко". Так начинается наша музыкальная экскурсия по произведениям русских композиторов, посвященным и связанным с Венецией. Этот город привлекал не только поэтов, о чем сегодня можно прочесть у
marinagra http://marinagra.livejournal.com/92749.html.   Вместе с ними его загадку много столетий пытаются разгадать и композиторы, и художники.


Скажем сразу, что русские о Венеции больше мечтали, бывали в ней нечасто и в девятнадцатом веке набор представлений об этом городе ограничивался описанием гондол, луны, голубями на площади Святого Марка и баркалолами. Самой популярной из них долгое время была "Венецианская ночь" Глинки  на слова Ивана Козлова. Сам Козлов был слеп, в Венеции никогда не был, вдохновлялся стихами Томаса Мура, описываемый им пейзаж на окрестности города совсем не похож, но послушайте - какая эмоциональная достоверность, как точно описан дух города, дух всей Италии.
Ночь весенняя дышала
Светло-южной красотой;
Тихо Брента протекала
Серебримая луной...

image Click to view


А вот знакомая нам с детства Баркарола из "Времен года" Чайковского:

image Click to view


Композитор написал это произведение до своего пребывания в Венеции. Когда же он побывал там, город ему не понравился.  «Венеция такой город, что, если бы пришлось здесь прожить неделю, то на пятый день я бы удавился от отчаяния. Все сосредоточено на площади Св. Марка. Затем куда ни пойдешь, пропадешь в лабиринте вонючих коридоров, никуда не приводящих; и, пока не сядешь где-нибудь в гондолу и не велишь себя везти, не поймешь, где находишься».
Однако именно в Венеции композитор начал писать свою Четвертую симфонию, посвященную Н.Ф.фон Мекк.

image Click to view



Конец девятнадцатого- начало двадцатого века внесли в образ Венеции свои трагические краски.  Смерть и красота, смерть красоты и притягательность смерти, жизнь и смерть старой культуры и всего старого мира - вот темы, которые теперь связаны с образом этого города. Облик и история Венеции теперь все чаще проецируются и связываются с историей и судьбой Санкт- Петербурга - северной Венеции - и всей старой России.
Давайте послушаем баркароллу Рахманинова. Никакой умиротворенности и неги итальянского полдня вы в ней не найдете.

image Click to view



После 1917 года венецианская тема продолжает присутствовать в русской музыке, но пунктирно, неявно.
В 1919 году С. Прокофьев пишет оперу на сюжет венецианца Карло Гоцци "Любовь к трем апельсинам".

image Click to view


 Интересно, что именно в Венеции в театре ла Фениче в 1955 году состоится мировая премьера ранней оперы Прокофьева "Огненный ангел". До этого театры не рисковали браться за столь трудное и насыщенное символикой сочинение.

image Click to view


В Венеции же состоялась и премьера оперы И.Стравинского "Похождения повесы".

image Click to view


Надо сказать, что для российских композиторов двадцатого века "венецианская" тема остается очень драматической, а восприятие этого города совсем не карнавальным.
Послушайте, как напряженно звучит венецианская тема даже в музыке  Ал.Колкера к простой и милой комедии "Труффальдино из Бергамо".

image Click to view


В конце прошлого века композитор Леонид Десятников в музыке к фильму "Закат" по произведениям Исаака Бабеля использует собственную аранжировку  Аджиетто Малера, которое до этого было использовано в "Смерти в Венеции" Висконти.

image Click to view


Так венецианская тема вновь оказалась связана с образами уходящего старого мира и старой цивилизации.
А вот так видит венецианскую тему Альфред Шнитке:

image Click to view


Музыка Шнитке окажется не раз связана с Венецией.  В 1988 году Джон Ноймайер поставит балет "Отелло- венецианский мавр",  использовав в нем музыку А.Шните и Арво Пярта.

image Click to view

.

Конечно, в одном посте рассказать все о Венеции в музыке российских композиторов невозможно. Поэтому я закончу фрагментом из связанных с этим городом  сочинений Арво Пярта, в котором Венеция предстает символом стойкости и живым воплощением кантовского тезиса о пессимизме разума и оптимизме веры. Оптимизме несмотря ни на что.

image Click to view

Previous post Next post
Up