Горницы: забытая загадка Николая Львова

Nov 09, 2010 22:57

Удивительным образом получается, что в некоторых глухих местах, о попадании в которые долго и неопределенно мечтать, доводится вдруг побывать аж дважды. Так было с Покровским погостом на Лузе. Теперь - с Горницами.
Это Тверская область, Кувшиновский район - периферия ареала "львовских" усадеб, тяготеющих к Торжку. По карте и рассказам очевидцев до недавнего времени казалось, что сие место - явно не для большеавтобусного формата. Но вот небезызвестный Рустам Рахматуллин (за что ему огромное спасибо) сообщил, что до деревни Бор автобус пройдет. Ну а еще 3,5 км в один конец пешком - пустяки. В итоге в апреле мы с av4 свозили в Горницы ОИРУ, а в июле - питерскую DO-галерею.
В первый раз погода была препротивная, зато абсолютно соответствовала духу места и давала простор для съемки. Второй раз, в жаркий летний день, путь к храму был куда приятнее, но архитектуру основательно закрыла листва. Так что основная часть съемки - апрельская, а дополнения - июльские.





Итак, апрель. Автобус проехал насквозь деревню Бор, развернулся на лесопилке и остановился у моста. Дальше в мокрое поле уходили расходящиеся и сходящиеся колеи, заполненные водой. Дождь.
"Нам туда!" - и почти все население оирушного автобуса двинулось к цели, нацепив заготовленные на случай непогоды предусмотрительной Оирушкой бахилы, чтобы промокнуть попозже и изгваздаться поменьше (ну и фиг, что смотрелось смешно).





Бахилы со временем рвались и терялись, и в июне некоторые из них нам встретились на дороге (вот как страсть к архитектурным памятникам заставляет приличных с виду людей становиться загрязнителями окружающей среды!).



Ох, может быть, это моё!



В некоторых местах дорога была совершенно непролазная, а дождь разошелся ого-го какой, с пузырями. Наиболее нуждающимся в облегчении своей участи свыше был послан трактор - на нем они и доехали, всех обогнав. А там и дождь прекратился.



Фото av4 .

А вообще, дорога красивая. Берег реки Поведи, лес и пригорки рождают ощущение северной нетронутости.



И вдруг начинается липовая аллея, остатки усадебного парка, и когда видишь над липовыми кронами сквозной бельведер колокольни, кажется, что резко переносишься в петербургский пригород.



Все засыпано прошлогодней листвой, все серо-коричневое, других цветов нет - словно поздней осенью. Бурьян, кусты, гробовая тишина. И загадочная архитектура.





Владимирская церковь построена по заказу П.В.Беклемишева в его усадьбе в 1789-1795 гг. А.Б.Никитиной удалось установить авторство Н.А.Львова, обнаружив наброски фасадов и плана храма в его "гатчинском альбоме". Хотя львовский почерк виден и невооруженным документами глазом. Такой чудной замысел мог родиться только в дилетантском уме Николая Александровича.









Это северный фасад







Заметно сходство с Екатерининской церковью в Мурине под Петербургом. Только  в Мурине башня с бельведером стоит над центральной частью храма, и в этом смысле он более традиционен. Потому что в Горницах башня "уехала" на южный фасад, а по центру вертикали не было. Северный фасад оформлен портиком и термальным окном и воспринимается как главный. Западный и восточный - апсидами.



Это восточный фасад







Это южный фасад





Летом не только нормально не снимешь, но даже и не разглядишь.







Западный фасад











Под колокольней имеется полукруглая ниша-экседра с двумя парами колоннами и антаблементом. То есть, в южной части храма, которая противопоставлена "парадному" северному фасаду, устроен как бы алтарь, отмечавший, судя по всему, усыпальницу: в нижнем храме (освященном уже в XIX веке) под колокольней есть обособленное помещение, которое, очевидно, и было склепом, а в "алтаре" над ним был кенотаф.









Свод южной экседры



Свод восточной апсиды

И вот что получается: функционально храм как бы развернут на 90 градусов. легко представить, что северный фасад - главный, входной, а южный - алтарный. А по бокам "уши" декоративных апсид. тем не менее, это не так и настоящий алтарь смотрит на восток. Вот такая игра.
Вообще кажется, что вся церковь составлена из разных кусков, неожиданно открывающихся при обходе. Заочно, без плана, лишь по фотографиям трудно разобраться, где что.
Детали выполнены из белого камня, и колонны бельведера до сих пор целы. На куполе остались померкшие звезды. А вот странно тонкий (это видно по обрушению) свод рухнул. Видимо, это следствие просчета строителей, а возможно, и Львова лично.





Нижний храм залит водой. в стенах с двух сторон - северной и южной - загадочные килевидные ниши.



Жителей в селе не осталось. Летом, вроде бы в некоторые дома кто-то приезжает. Но мы никого не встретили ни в апреле, ни в июне. К северо-западу от церкви торчат руины усадебных построек, совсем уже бесформенные. Дороги нет. Оригинальнейший храм, работа окруженного ореолом особого почитания архитектора, зарастает кустами и разрушается все сильнее, и об этом даже мало кто знает.

ОИРУ, Николай Львов, усадьбы, руины, храмы, классицизм, Тверская область, под угрозой, av_otus

Previous post Next post
Up