Давно хотел собрать вместе этот визуальный ряд, уж слишком заманчивая тема и к тому же совсем мало разработанная. Здесь скорее постановка вопроса, нежели его решение. Да и не уверен, что именно я стану заниматься поиском ответов. Главная загадка в самом образце - царскосельском соборе, который почти еще не исследован, особенно в своей конкретной
(
Read more... )
Comments 20
Только храм св. Мартина был заложен в 1792 году - очень часто пишут 82, но эта дата неправильная. Освящен он в 1800 году - это тоже совершенно точно, могу даже ссылки на документы дать, сама проверяла.
А вот мотив западной апсиды, параллельно появляется и в московской школе - у Баженова в Скорбященской трапезной он есть, а так же целый ряд неатрибутированных церквей из "смешанного" альбома № 10 - там проекта 3 с такими апсидами. Мне кажется, в случае с храмом Мартина Баженов повлиял. Тем более, что в Казанской и Знаменской церквях, приводимых Вами в пример, эта апсида скрыта, а в Мартиновской она внешняя и служит также для симметрии. Только в любом случае, откуда мог взяться этот мотив?...
Reply
Reply
Проблема в том, что он приводил в своем исследовании много устаревших или неверных ссылок. Некоторые даже на момент защиты его диссертации были неверны. Так, например, он ссылается на фонд Голицыных в ЦИАМе, который был передан в РГАДА еще в 60-х, ну и другие случаи - некоторые ссылки просто не существуют. Я это к тому, что проблема атрибуции в его работе разобрана недостаточно глубоко. Откуда это предание он взял я, честно говоря, не помню. Однако, эта датировка потом повторится в "Зодчих барокко и классицизма", в "Архитектурных ансамблях Москвы"... Словом, распространится. До него я эту датировку встречала у Ильина. До этого - традиционно 91-92 годы.
А про типологию - а разве такой тип существовал в барокко?
Reply
Панухин П.В. Приватная деятельность архитекторов Кремлевской экспедиции по заказам московского купечества в 1782-1803 годах (на примере подряда Р.Р. Казакова на строительство церкви Св. Варвары в Зарядье) // МАРХИ. Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Труды кафедры истории архитектуры и градостроительства. Вып. 3. Под ред. Д.О. Швидковского. М., 2012. С. 219-230
А какой тип существовал в барокко? не понял, о чем именно.
Reply
А подскажите пожалуйста источник рисунка с проектом Росси в Торжке, первый раз встречаю.
Кстати, две апсиды по бокам от фасада есть и у надвратной церкви-колокольни Борисоглебского монастыря в Торжке, стоящей как раз рядышком с собором Львова.
Reply
Да, в Торжке такой план, все верно.
Reply
Reply
Reply
большое спасибо за статью!
Очень интересно читать про типажи и их развитие в зависимости от времени и обстоятельств.
Картинки наглядны и, что приятно, часто - знакомы.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment