Усадьба Виноградово известна с 1623 г. как владение Гавриила Григорьевича Пушкина, отдаленного предка поэта. Как архитектурный ансамбль она формируется в 1760-70-х гг., когда ей владел
Александр Иванович Глебов, занимавший при Петре III пост генерал-прокурора Сената. При нем в усадьбе строится Владимирская церковь. За без малого триста лет своего существования усадьба сменила
ряд владельцев, сгорела в пожаре революции 1905 г. и была реконструирована в формах неоклассицизма и эклектики новой владелицей, московской купчихой Эммой Максимовной Банза, в 1911-12 гг. При реконструкции была в целом сохранена планировка XVIII в. В усадьбе были построены два главных дома: восточный, неоклассицистический, на месте старого, сгоревшего в 1905 г., западный, выстроенный на парадном дворе, в формах деревянного модерна. Второй дом известен как дом Германа - по имени зятя Э.М. Банза, Р.В. Германа, владевшего усадьбой до 1917 г. Оба дома, как и весь комплекс поздней усадьбы, были построены по проектам выдающегося архитектора эпохи модерна И.В. Рыльского.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Личность Ивана Васильевича Рыльского заслуживает отдельного рассказа. Рыльский - автор ряда зданий в Москве (доходные дома по Кривоникольскому пер., 8 (1910) и Садовой-Спасской ул., 18 (1914), заводской корпус на Берсеневской наб., 16) и Старице (военный городок с клубом и летним театром, Дом инвалидов, земская школа и реальное училище, 1915-16 гг.). Занимался преподавательской деятельностью, до революции преподавал в УЖВЗ, после - был деканом архитектурного факультета ВХУТЕМАСа, входя в его академическое крыло наряду с И.В. Жолтовским, А.В. Щусевым, Л.А. Весниным, после реорганизации ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа становится профессором Московского Архитектурного института и академиком Всесоюзной Академии архитектуры (1939 г.). Он известен не только своими архитектурными постройками, но и благодаря своему огромному вкладу в становление архитектурной реставрации в послереволюционный период. С 1911 г. До революции И.В. Рыльский был секретарем комиссии по сохранению древних памятников, в 1918-26 гг. руководил реставрационными работами в Московском Кремле. Рыльский стоял у истоков выработки принципов научной реставрации в СССР. В частности, им был разработан метод укрепления древней кирпичной кладки посредством инъекции раствора.
Посмотреть на Яндекс.Фотках.
И.В. Рыльский. Портрет 1922 г. Спасибо
dr_lathomorum Однако вернемся к дому Германа. Архитектура этого бревенчатого двухэтажного здания подражает формам барокко. Самым ярким элементом здания и визитной карточкой всей усадьбы является причудливая башенка-бельведер с часами, внешне немного напоминающая башенку на главном корпусе Петровской сельскохозяйственной академии (ныне ТСХА), находящейся на том же Дмитровском направлении. (Интересно, что у этих зданий рифмуются не только башенки - в настоящее время в усадьбе находится агрохимическая станция, носящая имя профессора ТСХА, академика Д.Н. Прянишникова, и непосредственно с ТСХА связанная. Впрочем, это лирическое отступление и мелкое хулиганство). Несмотря на внешнюю симметрию главного фасада, план здания, как и свойственно эпохе модерна, асимметричен, усложнен разнообразными выступами, крыльцами, портиками и террасами. Здание было обильно украшено лепниной, овальными люкарнами и вазонами вдоль крыши. На момент составления паспорта на здание (1982 г.) из интерьеров здания наилучшую сохранность имел двусветный парадный зал с хорами у торцевых стен, наборным паркетом, лепными карнизами и декоративными панно над дверьми. Сохранялись интерьеры вестибюля с парадной лестницей и дубовым кассетированным потолком, стены, обшитые дубовыми панелями, паркетные полы разнообразного рисунка, филенчатые и остекленные двери, белые кафельные печи и камины с мраморной и деревянной облицовкой. Спустя почти тридцать лет все это великолепие еще можно увидеть, но…
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Войдем внутрь:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Паркет
Посмотреть на Яндекс.Фотках Камин
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Говорят, подпорки недавние, поставлены при съемках фильма. Ткань на стенах того же происхождения.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Поднимемся на второй этаж:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Балкон
Посмотреть на Яндекс.Фотках Вниз лучше не смотреть
Посмотреть на Яндекс.Фотках На потолок комнаты - тоже.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Руки непроизвольно начинают дрожать, а съемка - заваливаться.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Соседняя комната. Здесь заваливается уже не фотограф, а стены.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Другой балкон - тот, который с полукруглым окном.
Посмотреть на Яндекс.Фотках С него открывается вид на ворота, но к краю лучше не подходить.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Вид на стену и завалившийся угол дома.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Детали:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Вдали виднеется дом Банза, из которого детский санаторий еще не выехал. Его съемки в этот раз не будет - во первых, дом находится в нормальном (ттт) состоянии, во-вторых, охраняется тремя осторожно-злыми собаками, которым я пообещала к дому не приближаться. Дом Германа собаки снимать разрешают.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Вернемся к интерьерам.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Надпись на двери: "Выдающиеся деятели отечественного кинематографа. Они жили в этом доме".
Посмотреть на Яндекс.Фотках Заглянем за дверь. Входить не будем.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Заглянем в соседние комнаты. А вот и печи!
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках По боковой лестнице можно подняться на чердак.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках При входе на чердак нужно смотреть под ноги. Впрочем, если бы я туда смотрела при входе, предыдущих двух кадров не было бы.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Уже по парадной лестнице спускаемся вниз...
Посмотреть на Яндекс.Фотках И идем гулять вокруг дома.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Еще недавно справа фасад был длиннее.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Сейчас за этот куст слабонервным усадьбоведам лучше не заглядывать.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Нет, заканчивать лучше чем-нибудь красивым.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Пара усадебных построек все того же архитектора Рыльского:
Посмотреть на Яндекс.Фотках А вот это - клуб-кинематограф для рабочих, новое слово в типологии усадебных построек. По словам местных жителей, табличка, гласящая, что это памятник архитектуры, охраняемый государством, пропала с него совсем недавно.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Надо сказать, что выбор неоклассической и необарочной стилистики усадьбы был обусловлен не только реставраторской натурой архитектора Рыльского, но и стремлением воссоздать образ старинной дворянской усадьбы, после пожаров 1905 года повсеместно воспринимавшийся едва ли не как квинтэссенция уходящего культурного прошлого России. Новые владельцы старинных усадеб, пришедшие на пепелище и зачастую не имевшие дворянских корней, как умели, пытались воспроизвести этот идеализированный образ и уклад жизни, с которым были знакомы только понаслышке и по многочисленным публикациям в журналах того времени («Мир искусства», «Столица и усадьба»), активно раскручивавших усадебную тему. Крепостное хозяйство сменялось фабричными городками при усадьбах, старинные дома реставрировались и оснащались современными удобствами, и усадьбы, вопреки прогнозам современников, продолжали существовать и после отмены крепостного права, и после революции 1905-1907 гг. Как-то они пережили и Октябрьскую революцию, и войну, и советское время, и дожили до наших дней.
Посмотреть на Яндекс.Фотках В настоящее время мы стремительно утрачиваем целый пласт деревянных усадебных и дачных домов начала ХХ века. В 2003 г. сгорела дача И. Александренко в Клязьме, в 2005 - усадьба Л.А. Тамбурер в Удельной, в 2008 - знаменитый дом управляющего в усадьбе Лапино (г. Королев). В эти дни на грани разрушения находится дом Германа в усадьбе Виноградово. И есть все основания предполагать, что лет через десять-пятнадцать от многовековой усадебной культуры потомкам останется только идеализированный образ на страницах «Живого журнала».
Дача Александренко. Здесь я побывать не успела, так что с этого места пойдут фотографии, утащенные с просторов интернета.
Усадьба Л.А. Тамбурер:
Лапино - до пожара
И после.
Впрочем, всегда есть надежда, что прогнозы современников в очередной раз окажутся слишком пессимистическими.
P.S. Пока я фотографировала дом Германа, начался
снос дома Кольбе на Большой Якиманке. Несмотря на заявление Департамента культурного наследия г. Москвы. Люди, если мы не сможем это остановить, Москву останется только отснять и выложить в это сообщество на память.