(no subject)

Jan 21, 2008 22:25

БАЛОВНЕВО





Баловнево, находящееся недалеко от уездного города Данкова в бывшей Тульской губернии (нынешней Липецкой области) входит в число выдающихся русских усадеб. Точнее, входило, поскольку в нынешнем виде ансамбля практически нет. Хотя есть еще отдельные постройки, одичавший парк и главный шедевр баловневской архитектуры - грандиозная и загадочная Владимирская церковь, давно включенная в список самых ценных образцов классицизма в провинции. В конце 18 века Баловнево принадлежало тульскому губернатору генерал-поручику Матвею Васильевичу Муромцеву, человеку влиятельному и богатому. При нем с размахом была создана барская усадьба. Уровень здешних построек позволяет говорить о привлечении Муромцевым какого-то крупного архитектора, возможно даже не одного.

Полвека назад И.Э.Грабарь в своих поисках неизвестных и предполагаемых произведений В.И.Баженова обнаружил след великого зодчего и в Баловневе, уверенно включив церковь в круг его работ. Впрочем, никаких доказательств причастности Баженова к баловневскому строительству представлено не было, ни Грабарем, ни поддержавшими эту версию позже Вагнером и Чугуновым в желтой книжке про окраинные рязанские земли. Усадебное предание, как и во многих других случаях, говорит о причастности к постройке дворца Муромцевых самого Растрелли, но это из разряда того, что "даже не обсуждается". В фамильном архиве и мемуарах современников фигурируют имена разных архитекторов, скульпторов и художников, работавших в Баловневе. Это и голландец Вержень, присматривавший за "строением", и скульптор Замараев, и художник Лигоцкий. Некоторое время здесь жил В.А.Тропинин, писавший портреты Муромцевых.

Усадьба по-настоящему никем не исследована. Поэтому всерьез, на основании документов говорить о ней пока не получается. Легенды, как правило пересказываемые с авторскими добавлениями, только запутывают картину. Нынешнее Баловнево сохранило далеко не все. Утрачен главный дом со всем его наполнением. Хотя кое-какие ценности уцелели в музеях. Мало кто знает, но из Баловнева происходит хранящийся сейчас в Третьяковской галерее знаменитый портрет Екатерины Великой на прогулке с собачкой, написанный в 1794 году В.Л.Боровиковским. В конце 1790-х годов портрет, не понравившийся государыне, приобрел у художника М.В.Муромцев. Картина висела в главном зале усадебного дома, пока в начале 20 века потомки Муромцева не продали ее П.И.Харитоненко. Уже от него она попала в Третьяковку.

Предлагаю прогуляться по усадьбе, посмотреть то, что еще сохранилось и вспомнить о том, чего уже нет. Мы были в Баловневе с ОИРУ дважды, в 2003 и 2004 годах. Это съемка того времени. Может, что-то с тех пор изменилось. Пишите, кто знает.

Остальное под катом

Та самая Екатерина Боровиковского. И кто из посетителей Третьяковки знает про Баловнево?




От главного дома сейчас остались фундаменты с частью подвалов. Вот как это выглядит.




А вот как дворец Муромцевых выглядел сто лет назад. Он незаслуженно забыт специалистами. Это был яркий памятник раннего "профранцузского" классицизма, действительно во-многом напоминающий творения В.И.Баженова и его самых талантливых современников. Дом относится к 1780-1790-м годам. Хорошая архитектура, уверенно нарисованные детали, особенно выразительный карниз с крупными модульонами. Главный объем соединялся с флигелями открытыми аркадами. Возможно, дом перестравиался в 19 веке. Ряд деталей (как раз эти аркады и похожая входная аркада с балконом в центре) вызывают сомнения в их принадлежности к 18 веку. Здание разрушалось постепенно, сильно пострадав при пожаре в 1918 году. Сейчас вот дошло до археологического уровня...





На бывшем парадном дворе стоят два унылых флигеля, используемых под жилье. В 2004 году один был уже брошенным. Их архитектура была подчинена дворцу. С его утратой симметричная композиция потеряла смысл. В центре двора в траве несложно отыскать каменную чашу большого фонтана.





Неподалеку уцелела вторая (после церкви) вертикаль Баловнева - водонапорная башня, непонятно почему принятая Вагнером и Чугуновым за колокольню еще одного храма. Башня хороша и принадлежит эпохе модерна. Стиль и исполнение деталей заставляют вспомнить постройки Шехтеля в Кирицах.





Заросшие высокие ворота ведут с усадебной территории на церковную. Видимо, конец 18 века.





Огромный по размерам усадебный храм виден из многих точек парка. Особенно эффектно, что неудивительно, он смотрится со своим отражением в большом пруду.




Это фото 1940-х годов. Еще все не так заросло. А церковь, пережившая вандализм 1930-х, вполне благополучна. Пока благополучна...





Этот заброшенный храм - один из самых загадочных и впечатляющих памятников российской провинции. И один из самых аварийных по нынешнему состоянию. Может упасть в любой момент, там капитальные трещины в ротонде.

Владимирский храм (1797-1823) в усадьбе Баловнево выпадает из общего ряда русских двухбашенных базиликальных храмов. Сложное по программе сооружение было возведено по заказу генерал-поручика М.В.Муромцева. В литературе памятник неоднократно связывался с кругом построек В.И.Баженова. Во всем облике храма, в его наружных формах и интерьере, в цветовом сочетании красного кирпича с белым камнем выражена актуальная в архитектурной теории эпохи Просвещения идея соединения готического и классического начал. Образ огромной вытянутой базилики с высокими острыми по силуэту башнями и высокой же двухскатной кровлей навеян средневековыми готическими соборами, которые французские теоретики ценили за величие и пропорциональную соразмерность, несмотря на отсутствие в них «правильных» ордерных форм. Наличие мощного широкого купола над сложной по конфигурации основной частью указывает на итальянские образцы эпохи Ренессанса. Внутри длинное и низкое, с тяжелыми сводами помещение трапезной, уподобленное базилике, сменяется взлетом пространства ввысь в высокой ротонде храмовой части.

Архитектура баловневской церкви явно срежиссирована большим мастером. Учитывая время начала строительства, памятник можно связать с романтическим классицизмом павловской эпохи. Храм в Баловневе, в замысле которого немало средневековых аллюзий и почти мистического символизма, следует рассматривать в одном ряду с такими программными «архитектурными манифестами» павловского времени, как Михайловский замок и Казанский собор. В этой связи конкретное место выполнения проекта (а это может быть и Москва) не столь важно, ибо сам образ напрямую связан с исходившим от императора и его окружения новым романтическим пониманием архитектуры.





В 1940-х годах еще была цела высокая крыша, добавлявшая образу готичности. Потом ее заменили на низкую.




















"готический стиль", Липецкая область, усадьбы, av4, Баженов, архивные фотографии, храмы, классицизм

Previous post Next post
Up