После победы 1945 года сталинский неоклассицизм (или как его чаще называют, ампир, ибо стиль имперский) достиг небывалой помпезности. Это похоже на поздний Рим времен Константина и Максенция или на русский ампир после первой Отечественной войны 1812 года. Тогда тоже в проектах и постройках Росси и Стасова пошел перегруз воинской атрибутики, тоннами налепленной на фасады. А в типологии построек видное место заняли всяческие триумфальные арки и храмы, наделенные мемориальным значением. Видимо, эта тяга к повышенному монументализму и декоративизму с триумфальной атрибутикой является приметой высшей стадии развития любого имперского стиля. Сталинский ампир откликнулся на победу мощными проектами, заставляющими вспомнить фантастические офорты Пиранези и мегаломанию времен Французской революции. Тема триумфа выразилась разнообразно - в новых ансамблях разрушенных городов, в военных мемориалах и отдельных общественных зданиях. По понятным причинам она не могла реализоваться тогда в соборах или даже в триумфальных арках. Однако, роль и тех и других, как и их узнаваемые образные черты, восприняли здания иного назначения - театры, павильоны метро, сооружения сельскохозяйственных выставок и конечно же вокзалы. Вокзалы, построенные сразу после войны, создавались в первую очередь как памятники свершившегося триумфа.
Покажу только два вокзала. Каждый по-своему хорош. Оба сближает и то, что построены они были в городах, сильно пострадавших от войны. И Смоленск, и Харьков пережили колоссальные разрушения. И их освобождение далось нелегко. Оба вокзала, быстро выстроенные среди руин, воплощали собой мечту о скорейшем восстановлении всего разрушенного, об устремленности к новым свершениям и т.д. Такова была идеология, и эти проекты стопроцентно в нее встраиваются.
Новый вокзал в Смоленске был построен на месте предыдущего, разрушенного в войну, в 1949-1951 годах по проекту архитекторов Б.С.Мезенцева и М.А.Шпотова. Если бы не зеленый цвет, а какой-нибудь более привычный бежевый, издалека вокзал можно было бы принять за произведение какого-нибудь В.Стасова. Настолько убедительно здесь звучит русский ампир александровской поры. Фасад, выходящий на площадь, явно старается походить на триумфальную арку.
Главный зал заставляет вспомнить декорацию парадных залов Зимнего дворца того же Стасова и еще Кваренги.
Еще один шедевр стиля. Вокзал в Харькове. Построен к 1952 году по проекту того же Б.С.Мезенцева (узнается общность приемов), Г.Волошинова и Е.Лимаря. Тоже на месте разрушенного прежнего вокзала. От смоленского отличается большим размахом и развернутой композицией. Здесь колоссальный десятиколонный портик обрамлен высокими итальянскими кампаниллами с обелисками в завершении. По-моему, харьковский из всех сталинских вокзалов наиболее грандиозен. И достаточно красив.
Еще совсем новый, в 1950-е.
Внутри - росписи в стиле соцреализма. Процветающее будущее сталинского Харькова. Кстати, за спиной памятника Шевченко изображена московская по характеру высотка. Ее начали строить, но так и не осилили до конца. Стоит сейчас обрубок без башни, слева от Госпрома.