Святые места в битве за Москву 1941-го

Jan 26, 2016 21:44



Передали очередной, редкий и совсем не коммерческий календарь от знакомых в Звенигороде.
Хотел было сразу поделиться, выложить в сеть, но не было времени. А когда немного появилось, решил всё же позвонить туда и спросить подробности об этой работе.
И не зря: прислали ещё кучу дополнений и фотографий, которые никак не смогли бы войти в формат настенного календаря.
Я также вынужден ограничиться, - за каждым сюжетом месяца тут открывается такое количество исторического материала, что тянет не на одну книгу.
Может быть её кто-нибудь и напишет. Было бы здорово, если б тема этого поста стала некой концептуальной заявкой на неё.
----------------------

1.


НЕФЕДЬЕВО И КОЗИНО
Церковь Иоанна Златоуста в селе Козино




В деревнях Нефедьево и Козино севернее Волоколамского шоссе осенью 1941-го проходил крайний рубеж обороны, который держала на этом участке 9-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Белобородова.
Основное сражение развернулось в Нефедьево, а примерно в трех километрах от Нефедьево, в селе Козино, на колокольне церкви Иоанна Златоуста находился наблюдательный пункт командира 258-го полка капитана М.А. Суханова.
Прорвавшаяся из Нефедьево колонна немцев окружила церковь. По словам старожилов, сюда в Козино пробился из Нефедьева единственный вражеский танк, который и был подбит у церковной стены. Немцы окружили храм. Чтобы враг не мог завладеть им, М.А. Суханов попросил Белобородова дать огонь артиллерии на него. «Прошу огонь на меня!», - передал в штаб М.А. Суханов.
Из воспоминаний командира Белобородова: «Огонь дали всем 210-м гаубичным полком. Толстые стены церкви выдержали, Суханов и его штаб остались невредимы. А фашистов из Козино как вымело. За два дня они потеряли более 20 танков».
Стены храма выдержали, но колокольня дала трещину.
К 6 декабря 1941 года противника удалось выбить из Нефедьево, а наши части захватили трофеи.
В селе Нефедьево на братской могиле сооружен мемориальный комплекс «Рубеж обороны Москвы».

Пруды в селе Нефедьево.


Поле между Нефедьево и Козино, где шел горячий бой.


Поле боя в Нефедьево.


В 1958 году был подписан указ о сносе храма в Козино, что и было исполнено через некоторое время. Остатки стен растащили по домам местные жители. Сейчас на его месте построена деревянная церковь, рядом строится новый каменный храм. При его строительстве были обнаружены захоронения советских воинов, которые теперь отмечены крестами и почитаемы.




----------------------

2.


СНЕГИРИ и САДКИ
Церковь Рождества Иоанна Предтечи




Главный рубеж обороны на Волоколамском шоссе проходил западнее села Садки, по глубокому оврагу. Здесь сражался 131 стрелковый полк под командованием подполковника Н.Г. Докучаева. Наблюдательный и командный пункты были оборудованы в старинной церкви Рождества Иоанна Предтечи. Передний край обороны полка проходил по западной окраине поселка Ленино, между Снегирями и Садками.
2 декабря немцы предприняли атаку на поселок Ленино. 3 батальон 131 полка выдержал тяжелый бой. Командир полка Докучаев Н.Г. сам дважды водил бойцов в контратаку. Противник был остановлен, Ленино удалось удержать.
Весь следующий день на этом участке шли ожесточенные бои с пехотой и танками дивизии "Рейх". 131 полк отошел на восточную окраину Ленино. Наблюдательный пункт Докучаева в Садках был окружен немецкими танками. Связь с ним прервалась. Комиссар полка Иван Яковлевич Куцев собрал бойцов из хозяйственных подразделений, разведчиков, связистов, писарей и повел их в контратаку. Фашистов выбили из Садков. Отступая, те наскочили на подразделения 2-го батальона и были уничтожены в рукопашной схватке.
Рождественская церковь стала крайним пунктом, до которого дошли фашисты.





----------------------

3.


НАРО-ФОМИНСК
Церковь Николая Чудотворца




Во время обороны Наро-Фоминска командный и наблюдательный пункт 175-го стрелкового полка, защищавшего город, был оборудован на колокольне церкви Николая Чудотворца, рядом с каменным мостом через Нару. В ночь на 22 октября в Наро-Фоминск ворвались части 258-й пехотной дивизии врага, немцы захватили западную часть города, но на реке Нара их задержали. Несколько дней шли упорные бои. Юго-западная часть города дважды переходила из рук в руки. В корпусах текстильной фабрики и фабричного городка советские бойцы сражались за каждый этаж, за каждую лестничную клетку. К концу дня 22 октября полк сохранил за собой лишь часть корпусов, примыкавших к каменному мосту, где вплоть до освобождения города 26 декабря оборонялась 4-я рота под командованием Евстратова.
Каменный мост к собору так и не был сдан. 4-я рота держала его вплоть до освобождения города 26 декабря войсками 33-й армии генерала М.Г. Ефремова.
После войны в восстановленном здании храма был открыт Наро-Фоминский военно-исторический музей. Рядом, на гранитном постаменте, водружен танк Т-34.

В 1990 году храм был передан верующим, а музей переведен в новое здание.



















----------------------

4.


ЛОКОТНЯ
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы




Осенью 1941 года село Локотня оказалось на одном из важнейших рубежей обороны Звенигорода. Затяжные кровопролитные бои в этой местности вела 144-я стрелковая дивизия генерала М.А. Пронина. Однако 19-20 ноября врагу удалось захватить поселки Крюково, Хотяжи, Михайловское, Хохлы, Локотню.

В начале декабрьского контрнаступления советских войск, немецкая артиллерия наносила страшный урон наступающим нашим войскам, и почти везде наши атаки были отбиты. Лишь 11 декабря 19-я стрелковая дивизия частями 32-го стрелкового полка освободила село Михайловское, находящееся к югу от Локотни, на берегу Москвы-реки. В Михайловском удалось перейти на левый берег и создать небольшой плацдарм. Сапёры смогли навести там переправу через Москву-реку, по которой пошли танки, включая тяжёлые КВ (Клим Ворошилов). Именно танки сыграли потом решающую роль в освобождении Локотни и в дальнейших успехах советских войск.
Во время освобождения Локотни наши солдаты никак не могли выбить засевшего на колокольне церкви Покрова Пресвятой Богородицы немецкого пулеметчика. По местной легенде, отступавшие фашисты приковали его там, чтобы он не мог покинуть позицию.
Храму был причинен значительный ущерб: в каменном своде церкви, а также в стене колокольни появились большие пробоины от бомб и снарядов.
В Локотне, на полях вокруг которой остались навечно лежать наши солдаты, сооружен мемориальный комплекс.






(В мае прошлого года я был в Локотне. Зашел на кладбище, прошел к мемориалу. Вокруг ни души. Вдруг кто-то глянул на меня из под гниющей листвы. Я наклонился и подобрал керамический портретик некого красноармейца - Мидин Г.В. 1912 - 12.12.1941. Среди имен павших такого не было… Я положил его на гранитную плиту, к остальным…)


В 9 километрах к востоку от Локотни, в деревне Рыбушкино, на краю поля, стоит памятник, отмечающий рубеж, с которого 5 декабря 1941 года наши войска перешли в наступление.

Схема боев на мемориале в Рыбушкино.


На это мирное поле не ступила нога захватчика


На пол-пути между Локотней и Рыбушкино раскинулось большое древнее село Каринское. Из его окрестностей в октябре 41-го были произведены первые в битве за Москву залпы легендарных Катюш.
В память об этом на окраине села установлен памятник.


2 мая 2015-го года Звенигородский музей с Воскресной школой Храма Успения на Городке провели автопробег по местам окрестных боев - Автопробег Памяти в Звенигороде.
----------------------

5.


ЕРЕМЕЕВО и ХОЛМЫ
Храм Вознесения Господня в Еремееве




Осенью 1941 года во время Битвы за Москву село Еремеево четыре раза переходило из рук в руки.
По воспоминаниям местных жителей, из двухсот пятидесяти домов уцелело всего четыре. Храм же получил только три пробоины и чудесным образом остался невредим.
В последний день, когда немцы были в Еремееве, жителей погнали в церковь Вознесения Господня. Сперва фашисты собирались взорвать здание. Но потом передумали: им нужно было безопасно отступить на Рузу - Красная армия была уже на подходе, - и они решили использовать жителей как живой щит. Отступали до Рузы смешанными колоннами.











В 4 километрах в северо-западу от Еремеево, в селе Холмы, близ Знаменской церкви находятся братская могила и памятник воинам, погибшим, освобождая Истринскую землю.


Вознесенский храм, обветшавший в советское время, сейчас восстанавливается.




----------------------

6.


ТРОИЦКОЕ
Церковь Троицы Живоначальной




С 19 ноября до 1 декабря 1941 года места вверх по Москве-реке от Звенигорода находились на линии фронта. То немцы занимали деревни и села по правому берегу Москвы-реки (Троицкое, Никифоровское), то наши пытались пробиться на левый берег. 1-3 декабря на этом участке немцы попытались прорваться в сторону Кубинки, где находился наш военный аэродром. Но они не смогли построить переправу для тяжелой техники через Москву-реку у Михайловского чтобы подтянуть танки для поддержки своей пехоты. Хотя река и замерзла, но лед выдерживал только небольшие нагрузки. В результате, немецкое наступление на этом участке было остановлено, и немцы отошли назад на левый берег.
Жители Троицкого рассказывают, что немцы у них были три дня. На второй день стали сгонять жителей в церковь. Храм хотели взорвать, но не успели. Немцы быстро ушли отсюда без боя, боясь попасть в окружение.
Воинский мемориал на братской могиле находится рядом с церковью, над высоким обрывом коренного берега Москвы-реки.

Поле в пойме Москвы-реки между Троицким и Михайловским, вид от Троицкой церкви.


Обелиск на братской могиле рядом с Троицкой церковью.






----------------------

7.


МИХАЙЛОВСКОЕ
Церковь Михаила Архангела




Село Михайловское на левом берегу Москвы-реки было захвачено 19 ноября. Оборонявшая его 144-я стрелковая дивизия отошла с большими потерями. Но переправы немцев на правый берег реки, к находящемуся в 9 километрах в югу военному аэродрому в Кубинке, не допустили.
К 11 декабря на правом берегу, за Троицким, уже была дислоцирована значительная ударная группировка наших войск - несколько дивизий, стрелковых бригад, танковые батальоны, большое количество артиллерии и «Катюши». В тылу у этой группировки находился 2-й гвардейский кавалерийский корпус Доватора.
Менее чем через месяц после захвата, 11 декабря 1941 года, удалось навести в Михайловском переправу через Москву-реку, по которой пошли танки, включая тяжелые КВ, которые сыграли потом решающую роль в освобождении Локотни и дальнейших успехах советских войск.
Рядом с церковью находится братская могила воинов, погибших при обороне и освобождении села.



Братская могила у храма.


20 июня 2015 г. у Храма Михаила Архангела жителями села было проведено скорбное и торжественное мероприятие - 8 героев-защитников обрели покой на мемориале в Михайловском под Звенигородом.
----------------------

8.


АКСИНЬИНО
Церковь Николая Чудотворца




1-2 декабря, обойдя Звенигород с севера, немцы взяли села Грязь и Палицы.
В деревне Грязь стояли немецкие пушки, а в Палицах - минометчики, которые стреляли в сторону Аксиньино, оказавшегося на линии огня. Но взять его немцам не удалось, хотя на открытом поле между Аксиньино и Палицами наши войска несли большие потери. Под шквальным огнем сильно пострадали церковь Николая Чудотворца и ее колокольня. А на противоположном берегу Москвы-реки, в Иславском, рядом с церковью Спаса Нерукотворного Образа формировались воинские части для отправки на находившийся в двух километрах фронт.
Рядом с церковью в Аксиньино находится братская могила с памятником, а в Иславском и на повороте к Палицам - мемориалы «Рубежа Славы».

Памятник павшим на братской могиле в ограде церкви Николая Чудотворца в Аксиньино.




“Рубеж Славы” на повороте в Палицы.




Окраина Аксиньино, за рекой - церковь Спаса Нерукотворного образа в Иславском.


----------------------

9.


ЕРШОВО
Церковь Троицы Живоначальной




В конце ноября 1941 года село Ершово, находящееся в 2 километрах к северу от Звенигорода, оказалось на линии фронта. В селе находится бывшая усадьба Олсуфьевых с построенным по проекту архитектора А. Г. Григорьева храмом Троицы Живоначальной, увенчанным колокольней, одним из лучших образцов московского ампира. Именно здесь, на территории села и были остановлены фашистские захватчики, прорывавшиеся к древнему городу с севера. Немцы, захватив село на очень короткое время, сожгли его (из 106 домов осталось всего 11).
11 декабря 1941 года, при отступлении из села, фашисты заперли в храме раненых пленных советских солдат, мирных жителей и взорвали церковь. В ходе боевых действий было частично разрушено также и здание бывшей усадьбы.
В 1990-х годах церковь была восстановлена на прежнем месте по сохранившимся чертежам и фотографиям. Рядом с церковью находятся братская могила и мемориал.



Как память о тех грозных военных временах, на территории усадьбы Ершово до сих пор растут старые липы и лиственницы без вершин, срезанных снарядами.



----------------------

10.


КОРАЛЛОВО
Храм Толгской иконы Богоматери




В 1941 году бывшая усадьба Васильчиковых оказалась на линии огня. Немцы захватили усадебную церковь Толгской иконы Богоматери и, используя ее как опорный пункт, оборудовали минометную батарею для обстрела окрестностей. 108-я стрелковая дивизия под командованием И. И. Биричева, несмотря на ожесточенное сопротивление, тогда всё же отступила…
23 ноября командир танка «КВ-1» лейтенант Екименко в упор расстрелял засевших на колокольне храма фашистских пулеметчиков и автоматчиков. За свои действия он был награжден орденом "Красного знамени".
5 декабря на окраине усадьбы в перестрелке погибла разведгруппа комсомольца В. Цыбарова. Погибшие были похоронены в братской могиле около церкви.
Колокольня частично пострадала от боевых действий, а в 1950-х годах храм был вообще разобран.
На братской могиле воздвигнут памятник воинам 108-й стрелковой дивизии.
В 90-е годы здания усадьбы вместе с обширной территорией оказалась в собственности Ходорковского, организовавшего здесь детский интернат.
Также на частной земле оказалась и братская могила, к которой сейчас нет свободного доступа.
Приезжающие почтить память героев вынуждены оставлять цветы у ограды.




Недалеко от мемориала построена современная часовня Рождества Пресвятой Богородицы.


----------------------

11.


ДЮТЬКОВО и АКУЛОВО
Храм Рождества Богородицы в Дютьково




На оборону села Акулово, через которое немцы собирались прорваться на Кубинку, а оттуда по Минскому шоссе устремиться в Москву, была брошена 32-я стрелковая дивизия полковника В.И. Полосухина. 3 декабря немецкие танки пытались прорваться в Акулово через деревню Дютьково. Поднявшись вместе с наводчиками гаубиц на колокольню храма, майор В.К. Чевгус оттуда руководил боем. Немцы били по колокольне, понимая, что именно оттуда корректируется огонь наших батарей. Но храм выдержал. Враг повернул южнее, оставив на выжженной поляне 34 разбитых танка.
В 1960-х годах храм подготовили к уничтожению, но не взорвали.
С 2002 года храм передан общине.
В Акулово на братской могиле воздвигнут мемориал воинам 32-й стрелковой дивизии.


----------------------

12.


БУРЦЕВО и ЮШКОВО
Церковь Вознесения Господня в Бурцево




2 декабря гитлеровцы, прорвав фронт на Наро-Фоминском направлении, заняли населенные пункты Бурцево и Юшково южнее Голицыно.
Одновременно, севернее из района Звенигорода к Голицино, двигались немецкие пехотные части. Возникла опасность больших клещей значительно вклинившихся в глубину нашей обороны, но на севере немцы продвинулись только на 4 километра.
25-километровый танковый прорыв на центральном участке Западного фронта был абсолютно неожиданным и наиболее опасным. Немцы подошли к штабу Западного фронта в Перхушково на расстояние чуть более 10 километров и имели реальную возможность прорваться на Киевское или Минское шоссе.




Военный совет 5-й армии срочно направил к Юшкову группу танков из 20-й бригады и сводную группу воинов 16-го погранполка.
Командарм 33 армии Ефремов сформировал из переданных ему сил танковую группу под командованием полковника Сафира.
В ночь на 3 декабря, в тридцатиградусный мороз, отряд из Больших Вязём прошел кратчайшей дорогой через Голицыно и подошел к Юшкову.
Дождавшись полуночи, разведчики ворвались в село. В результате 27-часового боя были уничтожены и захвачены восемь танков, свыше 400 солдат и офицеров. Тылы стыка 5-й и 33-й армий были освобождены от врага.
В Юшково на братской могиле установлен памятник, а в Бурцево, где церковь Вознесения Господня стала крайней точкой, до которой дошел враг, братская могила советских воинов находится у стен церкви.

На подходе к Бурцево.







Братская могила у стен храма.


----------------------




Понятно, что это всего лишь малая часть из недавней истории западного Подмосковья, избранная автором из-за ограниченного формата календаря и в пределах доступности его звенигородского округа. Таких мест у нас сотни.
Еще раз спасибо художнику (назвать дизайнером язык не поворачивается) за отличную работу и бережное отношение к памяти своего края.

PDF календаря можно скачать по этой ссылке или отсюда


PS
Тема Родины не первый раз уже затрагивается им - см. Города-Герои, По западным рубежам древней Московии
и другие работы по ссылкам - КАЛЕНДАРИ или ЗДЕСЬ .

памятники, Звенигород

Previous post Next post
Up