В прошлых постах (
первая,
вторая,
третья и
четвертая части) я старался избегать темы поздней архитектуры, дабы посвятить ей отдельные посты. Их будет два, и в первом - самые знаковые вещи.
Начну с того, что вообще архитектура эклектики и модерна не сильно повлияла на лицо Таллина, в отличие от Риги или Хельсинки. Она не образует единой среды, однако отдельные и немногочисленные памятники представляют огромный интерес и спроектированы крупнейшими мастерами, имена которых можно прочитать в названии поста.
Начнем с работ известного петербургского тандема Николая Васильева и Алексея Бубыря, прославившихся постройками и проектами в стиле северного модерна. первый их проект для Ревеля - здание Немецкого театра. Первоначальный проект, победивший на конкурсе 1906 г., сильно отличался от реализованного варианта.
Год спустя возник еще один вариант, как мне кажется, несколько невнятный.
Вот еще вариант.
Окончательный вариант получился под явным влиянием Хеббель-театра в Берлине (1906-1907, О. Кауфманн).
Это берлинский театр
Вот еще фото из Википедии:
А вот что у Васильева и Бубыря:
Тут и форма щипцов, и эллиптические окна, и места с каменной облицовкой... Тем не менее на уровне целого таллинский театр интереснее, динамичнее.
Строительство завершилось в 1910 г.
Задний фасад ныне искажен надстройкой.
Открытка нач. ХХ в.
Отдельные франменты очень выразительны.
Деталей очень мало, в основном это рельефы на главном фасаде.
Сейчас это Эстонский драматический театр. В нем, кстати, уже 2 года идет постановка под названием
"Васильев и Бубырь его поставили сюда" - разумеется, на эстонском. Уж не знаю, что это такое, но ролик по ссылке можно посмотреть.
Вторая реализованная работа этих архитекторов в Таллине (Ревеле) - особняк мебельного фабриканта А.Лютера (1910), находящийся довольно далеко от Старого города, на Пярнуском шоссе (Pärnu maantee, 57).
Тут тоже имеются большие расхождения с первоначальным проектом.
Ныне особняк находится в совершенно советском окружении.
Позади него есть еще служебная постройка.
Для того же Лютера Васильв и Бубырь спроектировали доходный дом, но построен он не был.
Или это даже два дома? Фасады между собой не связываются, но по очертаниям очень впечатляют.
Конкурентами Васильева и Бубыря были известнейшие архитекторы из Финляндии - Элиель Сааринен и Виви Лённ (это женщина, если кто не в курсе!). Именно иони выиграли конкурс на проект здания театра, казино, концертного зала и ресторана Эстонского музыкального общества. Васильев с Бубырем предложили проект в той же северномодерновой стилистике с немецким оттенком, и построенное здание составило бы ансамбль с Немецким театром. Но эстонцы, как предполагает В.Г.Лисовский в недавно вышедшей великолепной монографии (Лисовский В.Г., Гашо Р.М. Николай Васильев. От модерна к моденизму. СПб.: Коло, 2011 - отсюда сосканирована вся графика к этому посту), предпочли, чтобы их театр от немецкого принципиально отличался, и поэтому жюри выбрало проект Сааринена и Лённ с сильным неоклассицистическим уклоном.
Это первый проект Васильева и Бубыря (1908)
А это второй вариант (1909), он и проиграл во втором туре.
Проект Э.Сааринена и В.Лённ (1908). По его измененному варианту здание и было построено к 1913. Чисто эстетически мне проекты Васильева и Бубыря нравятся больше.
Фото нач. ХХ в.
Здание пострадало в войну и после нее было восстановлено с изменением деталей, надстройками и привнесением черт сталинского неоклассицизма. Теперь это Эстонский оперный театр.
Это другой фасад, а тот, что на старом фото, у меня не снят (как-то я не проникся).
Еще раз конкуренты столкнулись в 1912 г. в конкурсе на проект новой ратуши Ревеля.
Проект Васильева и Бубыря, какой-то совсем немецкий, но с учетом местного контекста (башня с верхушкой на шарах).
Сааринен предложил куда более грандиозный вариант.
Это фасад, который должен был выходить на площадь Виру.
Вообще, Сааринен разработал глобальные планы застройки Таллина, оставшиеся на бумаге.
Посмотреть их можно здесь.Надо сказать, что в 1910-е в Таллине намечалось крупное строительство в центре. И не грянь Первая мировая, возможно, остались бы от средневекового Старого города рожки да ножки. По крайней мере, цельности и сомасштабности мы бы уже не увидели, как и многих небольших старинных зданий.
Сааринен тоже проектировал для Лютера, причем, раньше Васильева и Бубыря - само здание фабрики и клуб при ней (1904-1905, вместе со своими тогдашними постоянными соавторами А.Линдгеном и Г.Гезеллиусом).
Эти здания находятся в том же районе, что и особняк (адрес клуба - Vana-Lõuna, 37). Занятная штука, похожая на рынок.
А над входом в щипце - нордический лесоруб (или плотник).
Сааринену принадлежит авторство банковского здания напротив Немецкого театра (1911-1912, Pärnu maantee, 10).
Очень сдержанная постройка с превалированием рационалистического духа финской архитектуры конца 1900-1910-х годов, уже почти ар-деко.
В обработке входа рука мастера очень даже узнается.
Стилистика северного модерна отразилась и в некоторых зданиях, построенных уже местными архитекторами. Вот, например, доходный дом (№21b) на улице Татари (1911-1912, Карл Бурман).
У этого дома простой, но красивый портал.
Про последнее в этом посте здание (на улице Vana-Posti) ничего я не нашел. Могу предположить, что это некий перестроенный в советское время доходный дом. Фасад в результате стал каким-то кургузым и никаким, но остался портал арки с чудесными совами по сторонам и воротами.
Продолжение следует.