История нашей мастерской началась аж 30 лет назад. Тогда началась работа над восстановлением керамического убранства соборной мечети Ленинграда.
26 лет назад начались первые работы непосредственно на фасаде. Состояние Ваулинской керамики было удручающе. Купола и минаретов практически не осталось, северного портала тоже. Только на западном портале, в нише, сохранилась часть родной керамики.
Задача стояла непростая. Нужно было во первых попасть в гамму, а во вторых сделать так, чтобы уже не развалилось. И то и другое было выполнено. Отличить где там Ваулинская керамика, а где наша даже мы сами уже не сможем. И не разрушается ничего. А все потому, что была решена главная проблема экстерьерной керамики -- пористость черепка. Мало того, что наш черепок имеет нулевую пористость, он еще диффузионно спекается с глазурью. Она не может осыпаться, потому что является единым целым с черепком и мороз ей нипочем.
Но, довольно уже загружать вас скучной теорией, полюбуйтесь лучше на керамику.
В процессе работы были, порой просто анекдотические коллизии, но об этом ниже.
Мечеть была официально открыта 22 февраля 1913 года, на второй день торжеств по случаю 300-летия царствования Романовых. Феодоровский собор, для которого мы сейчас делаем икону, тоже к этим же торжествам строился.
Здание мечети возводилось в 1909-20 гг по проекту Н.В. Васильева, который предлагал за образец взять мавзолей Гур-Эмир.
Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд.
В процессе работы архитектор привлек своих коллег А. И. фон Гогена и С. С. Кричинского. В то время Гоген имел большой авторитет в правительственных кругах, что помогло уладить многие административные и хозяйственные проблемы. Кричинский же был членом мусульманской общины, что имело большой значение для строительного Комитета.
С 1927 по 1930 и с 1940 по 1956 мечеть не действовала. С 1940 года стала использоваться, как склад медоборудования. В 1956 году была возвращена мусульманам.
Архитектором Феодоровского собора, кстати, был тот же С.С. Кричинский. Как вам такой ход вещей? Представляете, если бы сейчас мусульманин проетировал бы православный храм? Хотя... Храм Христа Спасителя, помнится, турки строили. Да и на любых других стройках храмов гастарбайтеры сплошь мусульмане )) Так что все так же, как и тогда, наверное. Ну разве что пропорции соотношения изменились.
Тогда, в начале прошлого века, еще не было столь острой, доходящей до абсурда, мусульманско-иудейской конфронтации, да и с христианами отношения были много лучше, чем теперь. Поэтому в орнаментах, как, собственно, и на древних мечетях, обильно присутствовали шестиконечные магендовиды и четырехконечные кресты.
Теперь вы их там практически не найдете.
В процессе восстановления магендовиды и кресты заменили цветочки и другие "не оскорбляющие чуства верующих" мотивы.
Зато теперь это единственный способ безошибочно узнать где находятся фрагменты сохранившейся керамики Ваулина. Видите беленькие шестиконечные звезды по углам арки? Вот она, родная керамика-то где осталась )
В итоге дошло до того, что на территории мечети вырубили все кусты, которые как жасмин цветут, знаете такие? Потому что у них шестиконечные соцветия.
Вот так ветхозаветная, по сути своей, вера отказалась от части своей символики в угоду духа времени. Ведь что такое магендовид? Это звезда Давида, ветхозаветного пророка. А крест в Коран вошел вместе с пророком Исой, мусульманской версией Иисуса Христа, который в Коране явлен в качестве пророка. Там так же присутствует эпизод с крестом и распятием, правда Иса не был распят. По версии Корана Иса отдал крест Симону Киреянину (тому, который помог Христу понести крест какое-то время) и незаметно вознесся на небеса. А распяли Симона, заместо Исы. Но тем не менее, ввиду наличия такого эпизода - крест это и мусульманский знак тоже.