Толгский женский монастырь находится недалеко от города Ярославля на правом берегу Волги, теперь уже это место лежит в пределах административных границ города.
Основан как мужской в 1314 г. епископом Ростовским Прохором а месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Название получил по имени протекающей рядом речки Толга.
В 1910 г. монастырь посетил С. М. Прокудин-Горский, сделавший здесь довольно много цветных снимков. К сожалению, сами негативы пока не найдены и мы можем видеть лишь чёрно-белые копии из контрольного альбома.
В 1928 г. монастырь был закрыт, в нём находились различные учреждения и весь ансамбль пришёл в сильный упадок, хотя и смог избежать масштабных сносов и разрушений. В 1987 г. он был открыт вновь как самый первый женский монастырь в СССР. С тех пор проведены огромные работы по восстановлению обители, которая обрела своё прежнее великолепие.
И всё же прошедшее столетие оставило свой след. Посмотрим, что было, и что стало.
Общий вид Толгского монастыря с правой стороны Волги в 1910 и 2011 гг.:
Смотреть в большом разрешении Я снимал не с правого берега, как Прокудин-Горский, а с середины реки. Видно, что местность сильно заросла.
Кедровая роща в Толгском монастыре, в которой явилась икона Божьей Матери:
Смотреть в большом разрешении Пространство между монастырём и Волгой теперь занимает садоводческое товарищество. То, что мне удалось сделать хоть такое сравнение - уже большая удача.
В принципе, можно снять лучше если залезть кому-нибудь на крышу садового домика :-)
Общий вид храмов Толгского монастыря:
Смотреть в большом разрешении Здесь пришлось выбирать такой ракурс, при котором хоть что-то видно. При точном ракурсе - стена из деревьев.
Выход из ограды Толгского монастыря с внутренней стороны:
Смотреть в большом разрешении Здесь, кажется, удалось очень точно взять ракурс, редкий случай в моей практике.
Вход в храм Введения Пресвятой Богородицы в Толгском монастыре:
Смотреть в большом разрешении Здесь опять пришлось поступиться ракурсом ради прозрачности.
Вход в кедровую рощу в Толгском монастыре:
Смотреть в большом разрешении Здесь ракурс довольно точен.
Место явления иконы Толгской Божьей Матери в Кедровой роще:
Смотреть в большом разрешении Место было недавно вновь обретено и часовенка воссоздана по старым фотографиям.
Снять точный ракурс не было никакой возможности.
Фрески в галерее, окружающей церковь Введения в Толгском монастыре в 1910 и 2011 гг.:
Смотреть в большом разрешенииДаже не знаю, почему у меня получился такой эффект удалённости перспективы.
Но галерея та самая, хотя роспись при ремонте сделана новая и сильно отличается от прежней:
Смотреть в большом разрешении Вообще, это сравнение подтверждает, что при восстановлении монастыря старые фрески были фактически заменены новой росписью, что вызвало немалые нарекания у сторонников подлинности.
К сожалению, такова одна из главных проблем церковной реституции: настоятелям важно, чтобы храм выглядел благолепно, чтобы там было тепло, сухо и просторно и всё это вписывалось в бюджет. Вопросы подлинности при этом стоят на третьем месте. Отсюда появляются пластиковые окна и дешёвая турецкая фурнитура на постройках 17 века, записываются подлинные, но сильно повреждённые фрески, делаются несуразные пристройки.
Безусловно, ответственность за такие дела несут в равной степени надзорные органы, обязанные обеспечивать соблюдение охранного режима памятников архитектуры.