ВОЗВРАЩЕНИЕ «СВЯТОЙ АННЫ»: ДОМ Н.А.ДУРАСОВА В УСАДЬБЕ ЛЮБЛИНО

Jun 27, 2008 11:46



Осенью 2005 г. Москва получила новый музей. Тогда после безуспешных поисков нового коммерческого пользователя господский дом усадьбы Люблино был передан Правительством Москвы Московскому государственному объединенному художественному историко-архитектурному и природно-ландшафтному музею-заповеднику, к тому времени включавшему усадьбу Коломенское и Лефортовский парк. Решение это представляется неоднозначным, с одной стороны стал доступным интереснейший памятник архитектуры (ранее в него можно было попасть лишь два дня в году: 18 апреля и 18 мая по записи в Москомнаследии), с другой стороны этот музей-заповедник не славится дворцово-усадебными вещами, которыми можно было заполнить помещения господского дома. Они случайны и их немного, поэтому, будучи перевезены в Люблино не образуют какой либо цельной экспозиции, оставляя ощущение пустоты. Ситуацию спасает лишь воссозданная реставраторами отделка залов первого этажа, приложением к которой и воспринимаются экспонаты. Какой бы не была люблинская музейная экспозиция, основными экспонатами этого музея, безусловно, всегда будут сам господский дом и его парадные интерьеры.

Ныне существующий в Люблине господский дом - очень качественный памятник архитектуры, обладающий выдающимися художественными достоинствами, был сооружен при самом известном владельце Люблина отставном бригадире Николае Алексеевиче Дурасове (1760-1818). Дом имеет план в форме равноконечного креста с кругом посредине. Крестообразно расположенные объемы соединяются межу собой дугами красивой ионической двухрядной колоннады, которая придает постройке круглую форму. Прямоугольным парадным залам первого этажа, объединенным круглым центральным залом, вторят меньшие по размерам жилые помещения второго этажа, сгруппированные вокруг верхнего купольного зала. Фасады украшены гипсовыми барельефами на темы античной мифологии, помещенными над окнами.
Как справедливо указал еще в 1932 г. искусствовед А.Н.Греч, формы господского дома в Люблине, также как и некоторых других подобных построек, восходят к вилле Ротонда в поместье Меледо гениального итальянца Андреа Палладио, прекрасно известной как иностранным архитекторам, работавшим в России, так и отечественным зодчим. Но это замечание общего характера, более реальный прототип Люблина можно увидеть в центрических храмах-особняках на проектах "Храма Знаний, или Монпарнаса", созданного для Версальского парка придворным архитектором французского короля Людовика XIV Никодемом Тессином между 1687 и 1712 гг. и на одном из проектов теоретика французского классицизма Жана-Франсуа Неффоржа. Это так называемый “Проект центрического сооружения”, датированный 1757-1778 гг. В качестве прототипа Люблина он представляется самым реальным, особенно с учетом времени его создания.
Дом уникален сохранностью своих интерьеров, пусть неоднократно реставрированных, но все же дающих представление об их изначальном облике. Изумляющие красотой и спокойным величием, небольшие, но великолепные, его уютные парадные залы созданы на основе синтеза архитектуры, живописи и скульптурно-пластического декора. Парадные интерьеры первого этажа декорированы «гризайлью» и живописными панно на темы из древнегреческой мифологии. Основную их часть, видимо выполнил известный декоратор Джеромо (Ермолай Петрович) Скотти, приехавший в Россию из Италии (его фамилия упоминается в литературе о Люблине).
Благодаря забытому писателю И.Г.Гурьянову, которому принадлежит самая первая попытка создания истории Люблина, относящаяся к 1820-м гг., считается, что господский дом в Люблине был сооружен в 1801 г. Однако, скорее всего, это лишь дата начала его строительства (Н.А.Дурасов купил Люблино около 1800 г. у княгини А.А.Урусовой). Зная строительную практику тех лет невозможно представить, чтобы такой дом был сооружен всего за один строительный сезон. Поскольку интерьеры дома в Люблине были расписаны, а нужно учесть, что перед росписью стены любого здания должны были окончательно просохнуть, т.е. художественные работы не могли начаться раньше ну, хотя бы 1802 г. Театрал С.П.Жихарев, бывший в Люблине в 1805 г., господский дом вообще не упоминает, что является косвенным свидетельством того, что строительные работы в нем не были завершены и, поэтому Н.А.Дурасов не водил в него посетителей (С.П.Жихарев с друзьями был им принят в оранжерее). В свою очередь англичанка Кэтрин Вильмот 4 октября 1806 г. уже побывала в господском доме Н.А.Дурасова на празднике в честь княгини Е.Р.Дашковой. Таким образом, строительство господского дома в Люблине нужно датировать 1801-1806 гг. Отдельные работы в интерьерах проходили и в более позднее время, так наряду со Д.Скотти известно имя еще одного талантливого художника-декоратора, работавшего в Люблине - это Ольденель или Сантино Ольденелли, приехавший в Москву только летом 1808 г. Отсюда вывод, что отделка дома заняла значительно больше времени, чем считалось до сих пор.
Существует устойчивая традиция, приписывающая на основании литературных данных авторство господского дома усадьбы Люблино архитектору И.В.Еготову. Она базируется на дневнике историка И.М.Снегирева, два раза посетившего Люблино в 1824 г. Тогда Н.А.Дурасова уже не было в живых, а Люблино унаследовала его сестра Аграфена Алексеевна Дурасова (1775-1835), вышедшая замуж за родственника генерал-лейтенанта Михаила Зиновьевича Дурасова (1772-1828) сохранив, родовую фамилию. Однако подлинным хозяином Люблина, занимавшимся всеми делами по имению, был муж их дочери Агриппины Михайловны (ум. в 1877 г.), генерал-майор Александр Александрович Писарев (1780-1848)
В дневнике И.М.Снегирева где есть следующая запись: «Дом прекрасно выстроен архит[ектором] Егоровым». Поскольку московского зодчего с такой фамилией в то время не существовало, следует считать, что в данном случае речь идет, конечно, о И.В.Еготове (либо И.М.Снегирев допустил ошибку, либо это просто опечатка в типографском тексте дневника, изданного в Москве в 1904 г.). Казалось бы, косвенно авторство И.В.Егорова подтверждают барельефы, находящиеся на торцах здания. Точно такие же, выполненные крепостным мастером Голицыных, неким Лукой были установлены на фасаде господского дома усадьбы в соседнем с Люблино имении Кузьминки, который был реконструирован по проекту И.В.Еготова в 1804-1808 гг. Не исключено, что все барельефы выполнялись одновременно и разделить их на копии и оригиналы проблематично. Во всяком случае, это предположение также укладывается в гипотезу о более длинном цикле строительных работ в Люблине.
Авторство проекта дома в Люблине И.В.Еготова, тем не менее, внушает сомнения, он не создал, и даже не спроектировал ничего такого, что можно было поставить рядом с Люблиным, оно слишком талантливо и оригинально, чем другие еготовские творения. Нам удалось обнаружить одну из первых статей о Люблине, опубликованную в журнале “Живописное обозрение” в 1838 г., анонимный автор которой, явно связанный с тогдашними владельцами усадьбы Писаревыми, являвшимися родственниками Дурасовых, не упоминая И.В.Еготова, сообщил, что Н.А.Дурасов “…поручил строение главного дома отличному архитектору Казакову, и как видно, требовал не столько удобств для самого себя, сколько простора и роскошного помещения для своих гостей”. Безусловно, здесь имелся ввиду Р.Р.Казаков, под руководством которого И.В.Еготов работал в соседней усадьбе Кузьминки и на сестре которого был женат.
Находка статьи из «Живописного обозрения» 1838 г. позволяет выдвинуть следующую гипотезу: очевидно, Р.Р.Казакову принадлежал проект люблинского дома, являющийся кульминацией творческого пути этого недостаточно оцененного мастера, а непосредственное наблюдение за строительством осуществлял все же И.В.Еготов. Именно так этот тандем долгое время работал в Кузьминках и нет оснований полагать, что этот порядок, почему то мог быть нарушен в Люблине. А после смерти Р.Р.Казакова, скончавшегося в 1803 г., И.В.Еготов завершил строительные работы в Люблине. Видимо также как и господским дом ими были выполнены и другие усадебные постройки: оранжерея, комплекс театральных зданий и др, выдержанные в едином стиле и как бы подчиненные господскому дому (значительно пострадали в советское и постсоветское время).
При Дурасовых никто из современников не рассказывал версию о том, что в плане дом в Люблине построен в виде ордена святой Анны, которым якобы очень гордился его первый владелец. Эта дошедшая до наших дней люблинская легенда возникла значительно позднее, причем не ранее 2-й половины XIX в., когда Люблино перешло к купцам Голофтеевым. Именно с того времени необычность здания, резко отличавшегося от большинства тогдашних усадебных построек, породила легенду про дом-орден. Она интересна сама по себе, как пример народного объяснения того, как могла появиться постройка, принципиально отличавшаяся от других загородных помещичьих домов.
Зримое подтверждение легенда про «святую Анну» обрела в начале ХХ в. 16 июня 1904 г., статуя Аполлона была сорвана ураганом с кровли господского дома; в окнах градом были побиты стекла, от чего пострадала обстановка. Серьезный ущерб был нанесен и другим зданиям усадьбы. Восстанавливая Люблино, его тогдашний владелец Н.К.Голофтеев заказал в Гамбурге для своей усадьбы новую скульптуру, уже женскую, видимо, выполненную из шпиатра. Это была копия с одного из экспонатов Дрезденского музея, так называемая Большая Геркуланянка, в свою очередь являющаяся римской копией I в. до н.э. с греческого оригинала круга Праксителя (IV в. до н.э.). Знаменательно, что заменившую Аполлона Геркулаянку многие воспринимали как “святую Анну”, видя в ней одно из доказательств легенды про «дом-орден».
Геркулаянка завершала купол люблинского господского дома до 1941 г., когда была снята и уничтожена, из-за чего здание на долгое время утратило былую живописность силуэта. В 2001 г. выполненная заново уже в Москве, скульптура Геркулаянки снова заняла прежнее место на куполе господского дома (от прежней статуи она отличается только наличием шипов, не дающих птицам садится на нее). С того времени легенда про «святую Анну» обрела «вторую жизнь» в публикациях местных краеведов, а иногда «забредает» и в серьезные работы
. Отметим, что статуя «святой» противоречит православным канонам и античным мотивам здания, не вписываясь в концепцию «храма Аполлона». Да и серьезные специалисты усомнились в версии про дом-орден достаточно давно. Еще А.Н.Греч, назвал ее предположением “…полуанекдотического характера…” Пока, даже неясно имел ли реально Н.А.Дурасов “Анну на шее”. Утраты текста в его формуляре, хранящемся в фонде Московского дворянского собрания в Центральном историческом архиве Москвы, не дают возможности утвердительно ответить на этот вопрос. Однако возможно, что такой орден у Н.А.Дурасова все-таки был, его воинское звание - бригадир, вполне позволяло иметь такую награду, но для истории Люблина не принципиально, какие орденские звезды были у этого владельца имения…

Источник: Коробко М. Люблино// Адреса Москвы. 2008. № 2/41. С. 81-83.

Еще про Люблино:

Коробко М.Ю. Кузьминки-Люблино. М., 1999.
Коробко М.Ю. Москва усадебная. М., 2005. С. 175-208.
Коробко М.Ю. Московский Версаль: Кузьминки-Люблино. М., 2001.
Коробко М.Ю. Неизвестное Люблино// Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 7. М., 2001.
Коробко М.Ю., Еремкин Г.С., Насимович Ю.А. Люблино. М., 2003/ Природное и культурное наследие Москвы

Про Р.Р.Казакова см. КОробко М.Ю. Известен только специалистам// "История" (издательский дом "Первое сентября"). 2007. № 24. Инет версия здесь:
http://community.livejournal.com/arch_heritage/630.html

И немного иллюстраций:



Неизвестный художник. Вид усадьбы Люблино (гравюра). 1830-е гг.



Люблино. Фрагмент гравюры по рисунку неизвестного художника. Сер. 19 в.



Фрагмент интерьера круглого зала. Фото нач. 20 в.



Гостиная в усадьбе Люблино. С картины Н.Морозовой. Нач. 20 в.

Еще старые виды Люблина, опубликованные мною, см. здесь: http://hist-usadba.narod.ru/photo10-9-1.html

Современных снимков Люблина в инете немерено, поэтому свои выкладывать не буду. См, например:
http://une.livejournal.com/162595.html
http://kornilov-dima.ya.ru/replies.xml?item_no=330&ncrnd=9850

города, исследования, Москва, усадьбы, Казаков, публикации, Еготов, архивные фотографии, классицизм

Previous post Next post
Up