Вторую половину последнего дня я посвящаю исследованию архитектуры села. Настало время поближе познакомиться с деревянным зодчеством Севера
Тропинка уводит меня в сторону от села, вдоль реки к одной из главных достопримечательностей Варзуги- золотому кресту.
Ещё в первый день во время разведывательной рыбалки я приметил эти ворота, но оставил их на десерт. Ну а сам крест находится на горе и хорошо виден из любой точки села. К нему ведет деревянный настил, утопающий в ковре из мха.
Кое где из земли пробиваются скрюченные низкорослые березки.
Надпись на памятной доске гласит:
Сокральное тзначение северного поморского креста трудно переоценить. Установка креста-всегда узловая точка в жизни помора, особое событие в жизни, память сердца.
Воздвижение креста-это ясный акт свободной воли человека, открыто заявляющего о выборе своей веры, о своей приверженности памяти предков, о своей идентификации, исторической духовной традицией люда Поморья и Святой Руси в целом. В праздничные дни августа 2009 года варзужане в полной мере реализовали этот благодатный духовный потенциал, доставшийся нам от предков, воздвигнув на месте древнего городища села Золотой Крест Варзуги.
Хоть этот крест и молодой, но уже успел обзавестись собственной легендой. Варзужане говорят что если взять с собой из села камень, принести его на гору к кресту и загадать желание, то оно исполнится. Камни можно оставлять как перед крестом, там и забрасывать внутрь деревянного основания через специальные поднимающиеся люки в кровле. С горы
открывается отличный вид на село. Это самая высокая точка в округе.
Но тропа не обрывается возле креста, а уходит куда-то в лес.
Примерно через 100 метров можно увидеть вот такое сооружение.
От этого "голубца", от иконы Господа Вседержителя начинается молитвенный путь , идущий от Золотого Креста Варзуги к святому источнику. Надпись на голубце напоминает о самом главном, о том, что всё в этом мире начинается от Бога и им заканчивается. "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний"
До источника примерно ещё 4 км. Он считается целебным, имеет благоустроенную территорию, бурлящие ключи и множество старинных легенд и сказаний. К сожалению, время не позволяло мне прогуляться к этому месту и я оставил источник на следующий свой приезд.
назад возвращаюсь той же дорогой-вдоль речки.
Что касается жилой архитектуры Варзуги, то она достаточно разнообразна. Основным строительным материалом является дерево. Местная древесина не очень хорошо подходит для строительных нужд и зачастую дерево приходилось привозить откуда-то из под Мурманска. В селе есть как простенькие домики-пятистенки, так и более сложные в архитектурном плане
постройки.
Стадо коров готовится к вечернему заплыву.
Возраст большинства домов уже давно перевалил за 100 лет. Жители до сих пор стараются использовать традиционные приемы обработки древесины и строительства. Но не брезгуют и современной строительной пеной при заделке образовавшихся щелей.
Практически все дома в очень хорошем состоянии. Мне с трудом удалось отыскать покосившиеся избы. Должно быть хозяева умерли или слишком стары.
Во время Великой Отечественной Войны многие варзужане ушли на фронт защищать нашу Родину. Память об этих отважных людях жива в сердцах их потомков и в центре села установлена памятная стела. Территория вокруг
ухоженная и возле памятника свежие цветы.
Одной из главных достопримечательностей Варзуги является Здание Петропавловской церкви на Никольской стороне села. Построено оно в 1864 году. Эта церковь была самой певческой, "намоленной " и любимой прихожанами. С началом репрессий 1937 года службы в ней совершать было запрещено. С началом войны в здании расположили столовую для
военнослужащих, обслуживающих варзужский военный аэродром. После войны храм был приспособлен под склад сельмага и использовался для хранения продуктов. Петропавловская церковь стала второй церковью села Варзуга ( после Успенской), где в 1999 году были возобновлены богослужения. Современный вид храма очень сильно отличается от того что было раньше. Не хватает флигелей и колоколен. Внешне постройка не производит впечатления рабочего храма. Скорее всего её открывают только по большим праздникам.
Следующей моей точкой стала расположенная в самом центре села церковь Святителя Николая Чудотворца с приделами пророка Божьего Илии и преподобного Сергия Радонежского.
Церковь построена в 1705 году. Это вторая по древности, наряду с Никольской церковью с. Ковды (1705), деревянная постройка на всем Кольском Севере. Во времена большевистских гонений Свято-Никольская церковь одной из первых была конфискована у прихода. С 1934 года в ней размещался колхозный магазин. В 1937 году с колокольни были сброшены и разбиты древние колокола, а она сама завалена с помощью трактора. В 2010 году здание Свято-Никольской церкви было освобождено и готово к началу реставрационных работ.
Новые купола из дерева уже изготовлены и лежат неподалеку в ожидании начала работ. При снятии внутренней обшивки была обнаружена спрятанная древняя икона святителя Григория Богослова.
Практически перед каждым домом можно наблюдать ещё один тип архитектурного сооружения-баню. Все они очень похожи друг на друга -крохотный пятистенок с низким потолком. Чаще всего располагаются возле реки. Есть совсем старые с закопченными стенами-топить по белому в Варзуге начали относительно недавно. Сегодня в селе уже есть газ, но большинство жителей предпочитает пользоваться проверенными веками деревянными банями.
Большинство домов обшито деревянной доской и здесь талант местных зодчих проявляется в полной мере. Используются самые разнообразные приемы отделки и декорирования фасадов. Отдельно хотел бы отметить резной декор.
Красная звезда справа от номера дома говорит о том что в этой семье кто-то воевал. Таких звезд в Варзуге очень много.
А мы жили вот в этом красивом домике вместе с местной семьей.
Вещи собраны, удочки смотаны и разложены по тубусам. Прощаемся с гостеприимными хозяевами и переправляемся на другой берег откуда нас должна забрать машина. Остается самое главное-то что я оставил напоследок-шедевр деревянного храмового зодчества Успенская церковь.
Успенская церковь впервые упоминается как предел Никольского храма, восстановленного соловецкими монахами в 1491 году на старом "месте церковном" на Никольской стороне села. Спустя ещё 70 лет, в 1563 году, Успенская церковь уже упоминается как отдельно стоящее здание, возведенное на противоположном, ныне Пречистенском, берегу реки
Варзуга-"церковь, которая уже была с "верхом"(шатром) "
В своем нынешнем обличье церковь просуществовала более трехсот лет.
В 1999 году здание Успенской церкви закрылось на реставрационные работы и лишь в 2009 году обрело вновь свой первоначальный величественный вид.
Успенская церковь кажется удивительной стройной и вовсе не громоздкой, несмотря на свою почти 40-метровую высоту. Силуэт её органически сливается с окружающей природой , повторяя очертания небольших пушистых елей, встречающих гостей на подъезде к селу. По своему масштабу, совершенству форм и времени постройки здание является уникальным. Тем более для столь высоких полярных широт. Эта исключительность, видимо, и позволила сохранить во времена гонений не только само здание Успенской церкви, но и её внутреннее убранство. Но это лишь видимое , житейское объяснение
того, почему не были приняты решения безбожного актива колхоза с предложениями "завалить" эту церковь, не выполнены директивы первых секретарей Мурманского обкома с требованиями немедленно ликвидировать "Этот позор Мурманской области". Церковь сохраняется молитвами тех мучеников, монахов и мирян, что похоронены под её трехсотлетним срубом.
Тех, кто строил эту красоту, кто служил Богу в этих древних стенах, кто всё лучшее что имел в жизни и что мог сделать своими руками, посвящал Господу. Она сохраняется молитвами тех наших предков, которые твердо знали , что село живет до тех пор, пока богатеет не своими домами, а своими церквями.
Новые прирубы "бочек" на венцах Успенской церкви являются основой знаменитых "кокошников" , изысканного украшения церкви, этого шедевра северного деревянного зодчества. сейчас они ещё выделяются по цвету древесины, но пройдет пару лет и уже сложно будет распознать новодельные элементы, подарившие храму вторую жизнь.
Рядом с крытой галереей доживают свой долгий век старые кокошники, долгое время украшавшие храм.
Я очень хотел попасть внутрь, но неожиданно уехавший в Кандалакшу батюшка, забрал с собой единственный ключ от храма... Так что будет ещё один повод вернуться сюда в мае =)
Наша команда занимает места в микроавтобусе и мы покидаем это замечательное 590-летнее село Варзуга. Обратный четырехчасовой путь до Кандалкши пролетает незаметно. В какой-то момент дорогу нам перебегает медведица с медвежатами. Это произошло очень быстро и я даже не успел дернуться, а не то что камеру достать. Ещё пара красивых снимков сделанных на обратном пути
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5