Наибольшей популярностью среди критиков пользовались жанровые фотографии Рейландера. В них интуитивно ощущалось большее соответствие средства изображения его предмету, если хотите. Жанровые фотографии Рейландера в основном соответствуют двум категориям: сюжеты из жизни низших классов - беспризорники и рабочая беднота и сценки из жизни среднего класса - вращающиеся вокруг домашних, семейных тем.
Тяжелые времена
Милостыня
Чтец Библии
Игра
Конечно, жанр того времени в корне отличается от жанра сегодня. Хотя бы потому, что все фотографии снимались в студии. Рейландер черпал свои идеи из наблюдений и всячески подчеркивал непосредственность и живость впечатления, стремление сохранить его и не упускал возможности пуститься в морализаторство или поднять какую-нибудь большую тему - бедность, классовая структура и т.п. Наблюдая какую-то интересную сцену и желая ее запечатлеть, он стремился заполучить в студию реальных участников события и подлинные предметы. Однако вся «непосредственность» воспроизводилась заново в студии, компоновалась, а участники некоторое время пребывали в неподвижности, заняв свои «естественные» позы.
Одной из наиболее популярных работ Рейландера является «Бедный Джо». В Лондоне Рейландер обратил внимание на беспризорника, спящего на крыльце. Вернувшись в Вулвергемптон, он нашел похожего ребенка, нарядил в лохмотья, усадил в нужной позе и сфотографировал. Фотография демонстрировалась публике в 1861 году и вызвала колоссальный интерес, в том числе и тем, что привлекла внимание к общественной проблеме.
Бедный Джо
В 1871 году Рейландер сотрудничал с Чарльзом Дарвином, принимая участие в иллюстрировании книги «Выражение эмоций у человека и животных». Рейландер сделал около 20 фотоиллюстраций и сам позировал для пяти из них.
Отвращение
Возмущение
Фотография «Огорчение» иллюстрирует утверждение Дарвина, что сведенные брови (сокращение мышц вокруг глаз) и опущенные уголки рта - универсальные знаки этого состояния. По свидетельству Рейландера, ребенок в самом деле расплакался сразу после того, как фотографирование закончилось.
Огорчение
В ранние годы он делал эротические фотографии.
Но основным источником доходов были портреты. Его друзья рекомендовали его своим знакомым, как хорошего портретиста. И Рейландер сделал массу портретов на заказ. Мужских, женских, групповых и, конечно, детских.
Примечательным является и то, что такой выдающийся деятель британского искусства, как Кэрролл, коллекционировал фотографии детей сделанные Рейландером, посещал его студию, и они вели переписку по фотографическим вопросам. Именно Рейландер создал один из самых известных фотопортретов Кэрролла.
Льюис Кэрролл
Рейландер был очень изобретательным человеком. Его студия была необычной в виде конуса, камера находилась в узкой части, а модели в противопожном конце. Камера была в тени, чтобы модели не обращали на нее внимание. Для оценки освещенности в студии
он использовал своего кота. Если кошачьи глаза были похожи на щели, он использовал довольно короткую выдержку. Если глаза кошки были немного более открытым, чем обычно, он удлинял время, если же глаза были полностью расширены, он признавал поражение, закрывал крышкой объектив и выходил на прогулку.
Целый ряд его фотографий были приобретены принцем Альбертом. И все же Рейландер оставался нищим. В 1859 г. он писал:
«Я устал от фотографии, в частности от составных фотографий, поскольку они не приносят никакой прибыли и удовлетворения. Общественность только придирается, утверждая, что у меня нет чести и я пытаюсь ввести всех в заблуждение».
Рейландер, в конце концов, вернулся к живописи. Но уже ничего не смог заработать. 18 января, 1875 года Рейландер умер в полной нищете. После смерти Рейландера осталось большое количество неоплаченных счетов. И его жена продавала его работы, чтобы как-то свести концы с концами.
Первый фотохудожник 1 Первый фотохудожник 2 Первый фотохудожник 3 Список литературы:
Agnes Vogeler. RejlanderOscar Gustave Rejlander. From Wikipedia, the free encyclopediaArt Encyclopedia: Oscar Gustav RejlanderStephanie Spencer. O.G. Rejlander: Art Studies/ British Photography in the 19th century. The Fine Art Tradition - Cambrige, 1989
Галерея работ Оскара Гюстава Рейландера на zeno.orgГалерея работ Оскара Гюстава Рейландера Still Photograph Archive