Очевидно, придется рассказать, откуда берутся дети...
...Как Устроен Интернет
Устроен он очень просто: он состоит из связанных между собою локальных сетей. Чтобы связать две сети, надо в каждой из них назначить какой-то компьютер "gateway", и соединить эти два getway кабелем. Ну, или еще как-то установить между ними прямую связь. После чего, если нам надо послать информацию из нашей локальной сети куда-то вовне, то мы посылаем ее внутри локальной сети нашему "gateway", - а он передает другому, из другой сети, одному из тех, с кем он связан напрямую. Этот другой передает третьему. Третий четвертому. И так далее, пока один gateway из этой цепочки не скажет, - "Ба!!! Это же информация для адреса из моей локальной сети!" - и не передаст ее окончательно по назначению. Каким образом каждый gateway решает, какому другому конкретно передать информацию, - сейчас неважно. Важно, что никаких гарантий о том, по какому маршруту пойдет ваша информация, у вас нету. Кому принадлежат эти промежуточные gateway, вы не знаете. Никаких природных, контрактных, или технических обязательств перед вами у них нет. Вообще.
Помните, когда вы пришли на новую работу, вам объяснили "фирменную полиси в отношении коммуникаций"? Помние, вам сказали, что вы должны каждый мейл писать так, чтобы было не страшно, что он может "протечь" на страницы Нью Йорк Таймс? Ну, так, парторг дело говорил.
Люди, которые думают, что они "доверили" информацию Гугль-мейлу и исключительно Гугль-мейлу потому, что, дескать, адресат их письма тоже в Гугль-мейле, очень сильно заблуждаются. Да, вполне возможно, что, после того, как ваше письмо добралось до серверов Гугля, то оттуда оно попадет в Гуглевый "почтовый ящик" адресата не вылезая за пределы внутренних сетей Гугля. Однако, вы-то сами не во внутренней сети Гугля? И ваш адресат тоже. От вас до сервера Гугля письмо должно как-то дойти. И оно пойдет через цепочку gateway разных сетей. И от сервера Гугля до компьютера адресата письмо пойдет через потенциально другую цепочку.
Когда вы посылаете информацию через Интернет, то никакого ожидания прайваси быть не может в принципе. Точно так же как, если вы будете передавать что-то по радио, или кричать через улицу, или напишете на заборе.
А Как Же Письма?
Следующий вопрос, - а почему же в отношении обычных писем есть ожидание прайваси? А потому, что во-первых, есть конверт, который не дает прочесть текст, не взламывая вашу собственность, во-вторых, есть специальный закон, который эту прайваси гарантирует. Просто, да? А вы чего ждали?
А у электронного текста никакого конверта нету. Никакие "credentials", никакие кодировки, никакие шифры, - это не конверт. Если вы напишете текст на заборе шифром, - это не сделает текст приватным. И очень мелкий фонт тоже. Если вы будете вопить через улицу очень кодовое сообщение, - "дефорж, кольцо в дупле", - это не будет частным сообщением, которое никто не смеет раскодировать и понять.
Update: перенесу из
комментария, - шифрование концептуально ничем не отличается от перевода на другой язык. Публичность слова "МИР", написанного на заборе, определяется тем, что на заборе, и никак не зависит от языка, на котором оно написано, - будь то русский, навахо, или пляшущие человечки.
Смысл конверта не в том, что он затрудняет доступ, а в том, что кто-то должен испортить вашу собственность, чтобы добраться до текста (update: я вижу, слово "испортить" производит слишком сильное впечатление. Замените его на "violate"). Взламывать дверь, открывать окно, сверлить дырочку в стене, отпаривать заклеенный конверт - нельзя. А увидеть то, что выставлено в публичном месте, и понять, что это значит, - можно.
Кстати, я уверен, что многие участники обсуждения, которые сейчас стучат кулаком по столу, мол, дескать, если я закодировал что-то, то мое ожидание прайваси резонно! - еще недавно точно так же возмущались, мол, DMCA это атака на свободу слова, и даже покупали
DeCSS маечку в знак протеста.
Если информация оставалась внутри Штатов, то все, на что вы можете рассчитывать, - на те специальные законы, которые ее иногда охраняют. Включая, я так понимаю, DMCA, который запрещает вскрывать чужие шифры. Если информация прыгая от сервера к серверу, пересекла границу, и попала куда-то, с кем у нас нету совместного договора об общей охране, - все, забудьте, это публичная информация.
Потому, что вы ее опубликовали.
-- Но я не публиковал! Я имел в виду, что ее никто не увидит!
Ага. И, когда вы писали на заборе неприличное слово, вы тоже имели в виду, что никто не увидит. Однако, никакой прайваси от этого "не имел в виду" не возникает.
От Вас Не Ждал!
-- Вы имеете в виду, что IV Поправка не распространяется на интернет?!!
Что значит "не распространяется"? Я имею в виду, что IV Поправка не имеет никакого отношения к любой опубликованной информации. Точно так же как III Поправка не имеет никакого отношения к ситуации, где солдат снимает комнату в гостинице.
-- Ах, я удивлен, что вы поддерживаете...
Похоже, нам такая карма выпала, - удивляться. Вы удивляетесь, что я придерживаюсь логики и принципов, в ущерб личным предпочтениям. Я удивляюсь, что это вас удивляет. Собственно, это, пожалуй, даже несколько оскорбительно, что это вас удивляет.
Что касается принципа, то принцип простой, и логика простая. У вас есть право на свое. Никто не может иметь перед вами обязательства, просто потому, что вам что-то очень нужно. Если я получил информацию, не нарушая ваши права, - у меня нету никаких обязательств ее хранить в секрете. Вот и все.
П.С. Правительство отличается от частных граждан, - оно принадлежит нам. Мы можем принять закон, на уровне Конституции или ниже, который ограничит правительство в том, что оно может делать. Наше право пользоваться публичной информацией вовсе не означает, что нам надо и правительству это позовлять. Однако, пока мы такой закон не приняли, и правительство действует в рамках выполнения легитимной задачи, - никакого нарушения нету.
Как бы это ни было обидно.
Об Прайваси, начало серии и оглавление