Как мы знаем, Флория Тоска, героиня одноимённой оперы Пуччини - известная певица, приближенная ко двору. Во втором акте она поёт кантату на королевском приёме (за сценой), после чего в этом же костюме является в кабинет барона Скарпиа. Понятно, что для королевского приёма Тоска должна быть одета как можно пафоснее и наряднее, и художники-костюмеры обычно не жалеют на свою героиню ни фантазии, ни материалов, ни денег. Да и в первом акте, когда Тоска утром приходит в церковь, у неё тоже бывают очень интересные платьица. Короче, вот те тоскины платья, какие мне особенно нравятся.
1. Платье Марии Каллас из II акта. Для многих оно является определяющим костюмом Тоски, так же, как сама Каллас является определяющей исполнительницей этой роли. Конечно, не только Каллас надевала это платье из великолепного винно-красного бархата, но она была первой, кто вышел в нём на сцену Королевской оперы Ковент-Гарден в новой постановке Франко Дзеффирелли.
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_callas_tosca_color.jpg)
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_callas_dress1.jpg)
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_callas_dress3.jpg)
Крой платья простой, отделка тоже, но роскошь материала, благородный силуэт и непременно богатые украшения - диадема, колье, серьги - делают этот костюм великолепным нарядом для пуччиниевской певицы. К платью полагаются маленькая сумочка-мешочек из того же материала, перчатки золотистого шёлка и палантин из золотой парчи. Платье, как видно на картинках, иногда было отделано рубинами, а иногда - изумрудами. В зависимости от отделки менялся и комплект украшений.
2. Платье из Ла Скала. Самое, наверное, классическое "платье имперской певицы": тёмно-синий шлейф с золотой вышивкой в виде лавровых листьев по краю, само платье светлое, точный цвет определить затруднительно, но, скорее всего, кремовый или слоновой кости. Платье богато расшито драгоценными камнями и узором в виде лавровых венков. Диадема-колье-серьги, разумеется, обязательны.
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_tebalditosc.jpg)
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th__tebaldi_gobbi.jpg)
Не могу быть 100% уверенной, но, по-моему, эта горностаевая мантия тоже относится к данному костюму:
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_tosca_stella.jpg)
3. Самое замысловато украшенное платье - платье Магды Оливеро из фильма-оперы "Тоска" 1960 года. Очень жаль, что ч/б плёнка не позволяет определить цвета. Покрой платья схож с предыдущим, но платье Магды не имеет длинного шлейфа, и главная его особенность - очень сложная и детализированная отделка. Я иногда даже не могу понять, из чего это сделано. По краю рукавов и подола - бахрома из какого-то блестящего и достаточно жёсткого материала, на рукавах она с кисточкой. Той же бахромой сделан волнообразный узор на подоле. Интересный элемент костюма - камеи. Они являются основным компонентом всех ювелирных украшений (колье, серёг и колец), большая камея под грудью украшает и само платье. Много жемчуга: рядами крупных жемчужин отделаны вырез лифа и подол, шлейф тоже украшен жемчужинами. Края верхнего платья (или как это называется) отделаны тесьмой и вышивкой (вероятно, золотой). К платью положены перчатки на пуговичках и накидка из пышного белого меха, которую, к сожалению, певица почти сразу снимает и кладёт на стул.
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_olivero1.jpg)
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_olivero4.jpg)
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_olivero6.jpg)
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_olivero7.jpg)
Колье и серьги крупным планом:
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_olivero5.jpg)
4. В первом акте тоже встречаются интересные находки. Это платье Тоски из I действия в постановке Оперы Сан-Франциско. Любопытный головной убор и вышивка. И тоже камея на груди (на первом фото).
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_tosca_sfo_act1.jpg)
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_Eva-Urbanova_-SFO-2001.jpg)
5. Платья китайского дизайнера Гуо Пэй заслуживают отдельного упоминания. Первое - из I действия, второе - из II.
6. Раз уж пошли белые платья... Платье блондинки Элеанор Стебер постановки из Метрополитен-опера (да, и белокурые Тоски встречаются):
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_Eleanor_Steber_Tosca_MET.jpg)
7. И платье из II акта новой постановки Ковент-Гарден, похожее на свадебное с этой серебряной вышивкой и диадемой из белых камней. У платья очень длинный шлейф, где-то метра два.
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_tosca_roh_gheorghiu.jpg)
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_angela_bryn3_2006.jpg)
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_roh-tosca-Angela.jpg)
8. Два платья из Метрополитен-опера, оба - 1909 года.
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_MET_Farrar_Tosca_1909.jpg)
![](http://www.ljplus.ru/img4/a/r/arashi_opera/th_MET_Fremstad_Tosca_1909.jpg)
9. Современное платье из
предыдущего поста.