Издание второе, исправленное и дополненное.
Долгие (или не очень) годы я, как и положено прилежному начинающему фотографу, получившему свою первую "зеркалку", пользовался китовым зум-объективом, иногда - широкоугольным зумом фирмы Sigma и не ведал горя, пока однажды мне не рассказали о чудесах, происходящих за пределами моего внимания. Оказывается, люди вовсю достают с пыльных полок забытые объективы ещё советского производства и с помощью изобретённых сумасшедшими учёными переходников устанавливают их на современные цифровые фотоаппараты, получая после этого прекрасные фотографии. "Какое извращение", подумал я тогда.
Однако мысль эта поселилась и угнездилась где-то внутри, и однажды я решил, шутки ради, достать с пыльной полки старенький "Зенит-ЕТ", который долгие годы служил верой и правдой нашей семье, пока она не была совращена удобством и простотой сначала плёночных, а затем и цифровых "мыльниц".
С некоторым чувством стыда за наносимое старичку оскорбление я открутил его объектив. Естественно, он оказался с резьбовым соединением диаметром 42 мм (стандарт М42), а у моего "Samsung GX-1L" имелся в наличии только байонет К, а точнее Кaf "упрощенный", что в данном случае несущественно. Естественно, никакого переходника у меня в наличии не было, поэтому я приложил объектив к байонету и удерживая его в таком положении сделал снимок. Под горячую руку попала кошка, чей портрет и стал первым моим кадром.
Результат удивил меня: подобного, как ни старайся, китовым объективом не получить, и старенький, маленький и потрёпанный жизнью "Гелиос 44-2" заинтриговал меня. Я нашёл в продаже переходник, правда, сначала мне попался более дешёвый и простой переходник, не утапливающийся в байонет. Установив его, я обнаружил, что погу фокусироваться лишь на объекты, расположенные не далее десятка метров - сказалась толщина переходника. Какое-то время я довольствовался этим, и даже провёл данные полевые испытания, но позже перфекционизм взял вверх и я обрёл переходник, утапливающийся в байонет. У него есть специальная пружинка, которая при установке объектива цепляется за какую-то детальку внутри байонета, не давая объективу открутиться. По идее, его положено изымать из фотоаппарата в два этапа: сначала откручивается объектив от переходника, затем переходник с помощью специального ключа и ловкости рук выковыривается из байонета.
К счастью, у "Гелиоса 44-2" скромные габариты и особенно скромен среди них диаметр ближней к объективу части, так что к пружинке переходника можно подобраться, не снимая объектив, и отжать её тонким предметом, так что я держу переходник прикрученным к объективу постоянно.
Объектив действительно имеет весьма небольшие габариты по сравнению, например, с китовым "D-Xenon 18-55" фирмы Samsung.
Внешний вид объектива - под стать его возрасту. "Гелиосы-44" производили с 50-х по 90-е годы, и за это время были выпущены полчища разновидностей этого объектива в разных корпусах, с разными диафрагмами, типами соединений с фотоаппаратом и т.д. Мой экземпляр формой и конфигурацией повторяет самые первые "Гелиосы-44", выпускавшиеся в 50-е годы на Красногорском механическом заводе (который, кстати, и произвёл мой "Зенит-ЕТ"), но, в отличие от них, покрашен в чёрный цвет, правда, подстёршийся со временем.
Возле соединительной резьбы - кольцо фокусировки. Оно широкое, почти в половину длины объектива, а та его часть, что ближе к фотоаппарату, снабжена гайкообразным выступом, чтобы проще было находить это кольцо вслепую и вращать его.
При фокусировке объектив увеличивается почти вдвое, и при этом его передняя линза не поворачивается, а только выдвигается вперёд вместе с половиной объектива. Поворачивать кольцо фокусировки приятно, оно вращается очень легко и с лёгким люфтом (видимо, хорошо разработалось и разболталось за годы эксплуатации) и очень плавно. Кольцо поворачивается более, чем на 3/4 оборота, а минимальная отмеченная на нём дистанция - 0,5 м.
У этого объектива имеется два кольца установки диафрагмы - предварительное и закрывающее.
Кольцо предварительной установки диафрагмы - самая дальняя от фотоаппарата часть объектива, на этом кольце отмечены допустимые значения диафрагмы от 2 до 16, а для выбора требуемого значения нужно повернуть кольцо так, чтобы нужное значение оказалось напротив центральной метки на шкале зоны резкости. Сделать это не так просто: кольцо тугое, случайно его с места не сдвинешь, да и специально - постараться надо. От одного значения до другого оно переключается щелчками.
Второе кольцо расположено рядом с кольцом предварительной установки, на нём только одна метка, ничего по существу не обозначающая, и оно очень плавно и легко вращается лёгким движением пальца от одного крайнего положения до другого. Так и должно быть: оно предназначено для того, чтобы, выбрав нужное значение диафрагмы на кольце предварительной установки, на время фокусировки открыть им диафрагму полностью, а затем, перед снимком, простым движением закрыть диафрагму до выбранного значения.
Подобное сочетание двух колец может незнающего человека привести к ошибке, которую в своё время совершил и я, запоров пару катушек плёнки. Очень легко принять кольцо предварительной установки диафрагмы за неподвижную часть корпуса объектива с нанесённой на ней шкалой диафрагм, а кольцо закрывания диафрагмы - за единственное кольцо управления диафрагмой. Даже метка на нём имеется. Если пытаться совместить эту метку со значениями на шкале диафрагмы (что полноценно возможно только если на шкале предварительной установки выбрано "16"), то диафрагма будет "работать наоборот": при значении "2" - полностью закрыта, при "16" - полностью открыта.
Сама же диафрагма состоит из 8 лепестков (современные объективы часто имеют всего по 6). Пока она закрыта чуть-чуть, на 2,8, отверстие получается круглым, при дальнейшем закрытии получается правильный 8-угольник.
Корпус объектива украшен разноцветными шкалами и знаками - зелёными, жёлтыми, красными, белыми. Есть все нужные и не очень данные: дальность фокусировки, шкала глубины резкости, шкала диафрагм и даже серийный номер. Оный начинается с цифр "84", что, как сообщают, говорит о том, что этот "Гелиос 44-2" выпущен в 1984 году.
Передняя линза довольно крупная по отношению к маленькому корпусу, и очень глубоко в него упрятана.
Вокруг неё - обозначение (английскими буквами, для внезапных иностранцев): "Helios 44-2 2/58".
"Helios" - "Гелиос" - марка объектива.
"44" - номер модели.
"-2" - индекс, обозначающий вторую модификацию. Она возникла в 60-е годы, "Зениты" массово сменили стандарт крепления объектива с резьбы М39 на М42, в связи с чем выпустили модификации старых объективов с новой резьбой и покрашенные в чёрный цвет.
"2/58" - соответственно, значение относительного отверстия (весьма неплохое по сравнению с минимальным значением 3,5 у китового объектива) и фокусное расстояние (для "Зенита" - не широкоугольное, но и не теледиапазон, а вот для цифровых камер с кроп-фактором 1,5 эквивалентно 87 - уже вполне телеобъектив).
Рядом - логотип завода-изготовителя, в данном случае - завода "Юпитер", который еще в 2000-х годах выпускал последние модификации этого объектива, но теперь окончательно перешёл на более выгодную продукцию.
Сама линза, конечно, покрыта просветляющим покрытием, но ещё не многослойным. Судя по всему, таковое появилось в более новых модификациях. Для установки фильтров предусмотрена резьба диаметром 49 мм.
У объектива есть крышечка - простая, пластмассовая, от времени износившаяся и постоянно сваливающаяся. Сам механизм прибора заметно люфтит - то-ли от старости, то-ли от износа, но работает исправно и нигде не заклинивает.
Вместе с "Зенитом" в недрах шкафа нашёлся ещё один интересный предмет: небольшой циллиндрический пластиковый кожух с наклейкой сверху, которая сразу отвалилась. Наклейка гласит: "Комплект удлиннительных колец УТЗ М42". "У" - видимо, "удлиннительные", а что такое в данном случае "ТЗ" - я не знаю ("трубки три"?). Внутри оказался, и правда, комплект удлиннительных колец - простые чёрные металлические циллиндры с резьбой М42 с двух сторон, один - длиной 5 мм, другой - 20 мм, третий - 40 мм. Вокруг колец - инструкция, сообщающая о том, что предназначено это чудо для макросъёмки, и много скучных технических подробностей оной. Из логотипа на инструкции и коробочке следует, что кольца возникли на Красногорском механическом заводе, где делают "Зениты". Весь комплект - как будто почти не использованный.
Во
второй части - результаты испытаний объектива на местности, а также объектива с использованием макроколец - всё с примерами фотографий.