Фото: Евгений Горностаев / «Русская планета»
Удины - народ небольшой. По всему миру насчитывается около 10 тыс. его представителей. В Ивановской области живут около 130 человек, мигрировавших сюда в течение нескольких последних десятилетий. Корреспондент РП побывала в одной из 40 ивановских семей удинов и узнала, как живется на нашей земле этому маленькому этносу.
Семья Манджари принимает гостей с кавказским радушием: меня ждет накрытый стол с традиционной долмой и сладостями, на кухне супруга хозяина дома Эмиля Манджари Наира разогревает чай. Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в большую квартиру, - красный уголок напротив входной двери, где на полках стоят несколько икон: удины православные. Сегодня ради встречи со мной в гости к сыну приехал старейший удин области - 69-летний Банямин Асатурович. Он с улыбкой выходит навстречу и приглашает пройти в комнату.
- Историческая родина удин - нынешняя территория республики Азербайджан. Удины - очень древний народ, свою историю ведет с IV века до нашей эры. Именно к этому времени относится упоминание древнего философа Геродота о нашем народе. А когда удины появились, точно никто не знает. Жили в Кавказской Албании. Приняли христианство очень рано - 3 августа 313 года нашей эры. Так что мы более ранние христиане, чем русские, - отмечает Эмиль.
Исторической родиной удин считается закавказское село Нидж. Оно находится в низменности между гор и поэтому имеет достаточно мягкий климат, подходящий для выращивания орехов. Фундук растет там на каждом шагу, и удины живут тем, что торгуют орехами. Но сейчас, говорит Бенямин Асатурович, климат начал меняться, и орехов становится все меньше.
О своей родине удины вспоминают с любовью и трепетом, будто о сказочном благодатном крае.
- Если вы приедете в Нидж, вы никогда не найдете, кто где живет, - говорит с улыбкой Бенямин Асатурович. - Потому что все дома построены так, как хочется хозяевам. Ни улиц, ни номеров домов нет. Найти нужного человека может только местный.
- Все село поделено на 13 кварталов, которые называются по фамилии семьи, живущей в нем. Наш квартал, например, носит имя Манджуру. В двух кварталах живут азербайджанцы, в остальных - удины. Раньше в селе между кварталами проходили футбольные матчи. И два квартала всегда объединялись, чтобы было четное количество команд, - рассказывает его сын. - А еще, несмотря на то, что мы христиане, у нас достаточно сильны языческие традиции. В селе есть несколько священных мест под названием оджах: это большие камни, которые лежат под деревьями. Мы и жертвы приносим - петуха или барашка.