Ищут "соринку в глазу" Нжде и Натали чтобы оправдать "бревна в своих"

May 31, 2016 11:04


Некоторые российские политологи, вслед за азербайджанскими,  "рыщут" в армянском идеологическом наследии выискивая "криминал". Может какой-то армянский деятель сказал или сделал что-то, что можно даже вырвать из контекста, и проподнести как "грех" и "укор". Другими словами ищут "соринку в армянском глазу", чтобы низвести армянскую идеологию до низкого уровня "бревна в своем глазу". С азербайджанцами все понятно, эти давно дискредитировали понятие "слова", превратив "слово" в средство оправдания своего варварства и расизма.

Немного противоречиво такое же увлечение российских политологов. Некоторых можно объяснить ангажированностью, их небезвозмездной службой азерпропу. Других можно объяснить богатой традицией российского манипулирования общественным мнением. Российская власть как правило действует исходя из каких-то сиюминутных соображений, и зачастую это противоречит устоявшемуся "светлому образу" этой власти в глазах тех или иных групп. И подобные "наработки" помогают российской идеологической машине "оправдать", и даже предпочтительнее "обвинить" эти группы в том что российская власть делает - мол сами виноваты, вынудили российские власти "ответить". Для пущей убедительности в это даже вовлекают "клиентов-глашатаев" армян, служащих этой цели.

Насчет самих таких наработок - спектр очень ограниченный. Учитывая "стрессовую" историю армян начала 20-го и 21-го века, и борьбу за признание геноцида армян разных периодов, выдергиваются высказывания и действия армянских политических и других деятелей из временного и логического контекста и подаются в определенном "соусе". Мол армяне "террористы" и "националисты". Ирония в том, что борьба армян за все новейшее время было борьбой за свое национальное достоинство, то есть право жить по-человечески не в ущерб другим, а как все другие.

И "национализм" армян который собственно был направлен против несправедливого национального принижения переворачивается с ног на голову и приравнивается "национализму", который направлен на принижение других. То есть мобилизационный "национализм" для своей защиты приравнивается волчьему агрессивному национализму. Армян пытаются обвинять в том, против чего они борются, дискредитируя их справедливые чаяния. Этот подчерк повторяется вновь и вновь. На сумгаитские и бакинские погромы и выселения армянских деревень надо было придумать Ходжалу, и совершенно не важно где там правда и вымысел.

Простое средство нейтрализовать такие "обвинения", это разобрать каждый такой случай не в ответ специально-провоцирующему "гавканью", а как концептуальную и даже заранее подготовленную "официальную" заготовку для более широкой доступности. Простое реагирование на "гавканье" "гавканьем" превращает нас в таких же "псов", и не представляет никакой ценности.

Здесь я не собираюсь разобрать все такие случаи. Остановлюсь на двух примерах, которые были недавно упомянуты Модестом Колеровым (может быть по заблуждению):
https://www.facebook.com/modest.ko/posts/972404956212165?comment_id=972579276194733&reply_comment_id=973323396120321¬if_t=feed_comment_reply¬if_id=1464445456912305

Это будто бы "фашизм-нацизм" Нжде и Шагана Натали.

Сначала Шаган Натали. Более простой случай.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаан_Натали
http://voskanapat.info/?p=388

Шаган Натали был одним из организаторов операции "Немезис", по расстрелу лидеров младотурков, которые организовали геноцид армян. Был осуществлен суд в условиях отсутствия праведного суда, и большинство этих деятелей было растреляно. Малая месть за более миллиона погубленных жизней.

Натали впоследствии анализировал ошибки борьбы армян с турками начала 20-го века. В частности сказал приблизительно следующее:
.... мы воевали по "законам войны", а наш противник резал наши деревни, нашу основу. И потому мы проиграли, поскольку лишились нашей основы. Это он говорит по прошествии многих лет. И далее он говорит, что возможно со зверьем надо было воевать так как они это делали с нами. И тогда был бы возможно шанс совладать с турками...

Упомянутые политологи выхватывают часть этого утверждения, о возможной необходимости борьбы со "зверем" его звериными способами, и "высвечивают" это как доказательство "нацизма" армян.

При всем при этом, Натали говорит об этом в прошедшем времени, как возможную альтернатову и он сам это не делал на практике. Самое интересное в том, что это утверждение Натали является как раз то доказательством того, что армяне не уничтожали мирное население. И именно в этом его ценность. Вопрос же о том, что делать когда твой противник ведет себя без правил и пределов понятий гуманности и понимает только язык варварства, открыт и поныне, и никакой гуманист не имеет ответа на этот вопрос.

Теперь Нжде.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нжде,_Гарегин

Нжде - один из ярких деятелей армянского освободительного движения. Воевал с турками в составе болгарской и российской армий, и в последствии был военным деятелем независимой Армении начала 20-го века. Благодаря Нжде, Зангезур остался в составе Армении. В соответствии со сделкой между большевиками и турками, предполагалось передать Карабах, Нахичевань и Зангезур Азербайджану. Нжде "удержал" Зангезур до тех пор, пока политические ветра поменяли свое направление, и затем добровольно ушел освободив Зангезур для Советской Армении. Иначе судьба Зангезура была бы сегодня такой же как и Нахичевана. Армяне ценят период деятельности Нжде именно начал 20-го века, во время освободительной войны. Это была отечественная война, не на жизнь а на смерть. И герои того времени, Андраник, Нжде и другие, останутся в памяти народа.

Вторая часть жизни Нжде прошла в США и Болгарии. Во время ВОВ Нжде был в Болгарии. Немцы в это время вовлекали бывших "национальных авторитетов" народов СССР к сотрудничеству. В какой-то момент в это был вовлечен также Нжде. Нет никаких свидетельств участия Нжде в военных преступлениях. Он затем ушел из этих структур. Хотя и был связан с зарубежными армянскими структурами, и мог уйти на Запад после войны, он сдался СССР, поскольку предполагал возможное противостояние СССР и Турции, и посчитал уместным быть вовлеченным в это, поскольку считал себя воином. Противостояние Турции и России сошло на нет, Нжде держали в тюрьме, где он и умер.

Политологи упомянутой выше категории из всей биографии Нжде выдергивают период его сотрудничества с немцами, и это возводится в абсолют-характеристику образа Нжде. Потом поворачивается против армян, мол вы героизируете "фашиста". Недавно поставили памятник Нжде, и раздались "упреки-недовольства". Между тем Нжде отмечен за героизм не только Арменией но и Российской Империей.

Памятники ставят людям за какой-то вклад, а не за то что они святые. Никто в Армении не восхвалял период сотрудничества Нжде с немцами. В Армении ценят его вклад в освободительное движение начала 20-го века. В Армении ценят его письменные труды о необходимости национальной мобилизации, и его попытки придать этому какой-то целостный контекст. При этом понимая что идеологии начала 20-го века следует понимать именно в контексте того времени, и общепринятым "нормам морали" того времени. Нжде был гражданином Болгарии, которая была собственно союзником Германии, и никак не мог быть "предателем". Против СССР воевали формирования Болгарии, Румынии, Венгрии и т.д., и это была война разделившая народы. Перекрашивание всего этого периода в черно-белые тона "фашистов" и "антифашистов" это дешевая пропаганда. Там были вопросы не только в плоскости "фашизма/антифашизма", но и в плоскости выживания народов и стран в этой громадной мясорубке. Армянские формирования из военнопленных в немецкой армии впоследствии были расформированы из-за ненадежности и некоторые перешли на сторону партизан.

Азерпроп должен заткнуться поскольку на фоне обвинений Нжде, героизирует Расулзаде, одного из руководителей независимого Азербайджана начала 20-го века, впоследствии тоже сотрудничающего с Германией. Ему давно поставлен памятник в Азербайджане.

Российской пропаганде тоже следует быть осторожными с черно-белыми характеристиками. Сталин погубил миллионы людей и одновременно является ярчайшим почитающимся руководителем в России. Множество советских агентов, в том числе и в немецкой армии, занимались повседневно службой для этих армий, чтобы иметь возможность помочь своей родине. Это говорит о том, что общества не возвеличивают человека во всем. Они возвеличивают конкретные деяния человека.

Абсолютно осуждая сотрудничество Нжде с немцами, тем не менее надо учитывать многие факторы. Из письма Нжде Сталину:

"...Факт, что я не только не позволил себе враждебных актов (и то в масштабе моего умения и возможностей), а наоборот, совершил такие действия, которых мой противник, неосведомленный о моём душевном состоянии, не ожидал от меня. Рискуя своей жизнью, я сделал невозможными начинания предателя родины Дро, направленные против Армении.

Я отговорил подготовленных им диверсантов отправиться в Советскую Армению (а одному из них - Грайру из Мегри, я устроил побег в Болгарию, чтобы его не принудили к отправке в Армению). Я не поехал на восточный фронт, я не позволил, чтобы подготовляемые для действия против Турции мои ребята были использованы на антисоветском фронте, я не показывался в легионах и лагерях, и таким образом давал понять военнопленным армянам, что не следует бороться за Германию. (…)

То обстоятельство, что в целях защиты армян Болгарии, обратились (не только я, но и болгарские деятели культуры) к германскому послу в Софии, само доказывает, насколько серьёзной была грозившая армянам опасность. Будучи свидетелем антиеврейских гонений, я не мог оставаться безразличным к опасности, грозившей армянам на Балканах. (…)

Эта опасность и применявшаяся к армянам расовая дискриминация понудили, чтобы я поехал в Берлин и вошёл в состав того трафаретного комитета, который после краткосрочного бессмысленного существования прибег к самоликвидации. (…) Моя связь с немцами имела место на антитурецком базисе...."

Нжде ответил за свое сотрудничество с немцами, проведя всю оставшуюся жизнь в тюрьме и умерев там.

Если по существу вопроса, то есть идеологий Нжде и Натали, и являются ли они "националистическими" в плохом смысле, то здесь имеем дело с манипуляцией терминологии.

Под "национализмом" подсовывают "расизм" в этническом контексте. Если "национализм" это "расизм по этническому признаку", то это действительно плохо.

Но когда речь идет о военных действиях и геноциде населения, когда турецкая армия и ополчение выжигает на корню армянское население, а последнее кое-как на это отвечаeт, а военный Нжде пишет о том как сплотиться перед лицом этой опасности, а сегодняшний российкий политолог рассуждает о нормативах этой лексики, то надо ему прочитать творчество советских пропагандистов во время Великой Отечественной войны.

Национализм зачастую имеется виду как "защитный", то есть как мобилизация народа, будь то в этническом, религиозном или каком либо еще контексте, когда этой группе людей угрожает опасность в том или ином виде, и они должны объединяться. То есть можно говорить о национализме, который направлен против других, и говорить о национализме как средства защиты от тех кто агрессивен по отношению к вам.

Если это кого то путает, или является источником манипуляций, можно называть "защитный национализм" как "патриотизм и солидарность". И нет ничего криминального в этнической солидарности, если она направлена в правильную сторону и никому не вредит, а только обогощает эту этническую группу. И нет ничего криминального в религиозной солидарности, если она направлена в правильную сторону и никому не вредит, а только обогощает эту группу. Можете то же самое написать про любую другую организацию людей во благо а не во вред другим. Все работы Нжде и Натали пронизаны "этнической солидарностью", который не явлается "расизмом" этнического толка, но который манипуляторы пытаются приравнять агрессивному национализму. Эти люди писали и действовали в начале 20-го века, когда терминология и тонкости идеологии были гораздо грубее чем сегодня. К примеру почитайте Ленина и насладитесь "тонкостью" его терминологии. Если отбросить терминологическую шелуху, Нжде и Натали проповедовали этническую солидарность для мобилизации и защиты своей родины. То что делал СССР в ВОВ, в широком этническом понимании "советского народа".

http://www.noravank.am/upload/pdf/301_ru.pdf
Previous post Next post
Up