Армянство в России. Быть или не быть субъектом политики?

Jul 10, 2013 14:22


Роль и место армянской диаспоры в России плохо поняты. Российская политическая мысль только только учится работать с тонкими категориями российского национального строительства.

По отношению к диаспорам, сегодняшний подход российских властей сводится приблизительно к следующему: сидите по возможности тихо. И чтобы там ничего не самоорганизовывалось неуправляемым образом - создали прирученные общины, которые в целом управляются и котролируются властями. Задачи общин самоорганизовываться до степени регуляции внутренней жизни и минимизации сюрпризов всякого рода. Руководителям этих диаспор местного и федерального уровня предоставлены определенные преференции и иммунитеты для мотивации. В этом контексте вполне можно понять почему Ара Абрамян стал руководить армянской общиной. http://aram-hakopian.livejournal.com/497848.html. Это подходит его персональному складу и вписывается в сегодняшнее российское управление национальными диaспорами. Душа человек, договороспособный и надежный. Почему и нет.

В этом же контексте постепенно происходит вживание и ассимилирование армянского населения, что естественно. Переходные процессы очень интересны сами по себе, что хорошо описано в статье миацум.ам: http://aram-hakopian.livejournal.com/499977.html.

Такая политика российских властей вполне логична и естественна. В централизованном авторитарном государстве типа России, это вполне себе национальная политика. Вот хотели поставить памятник Андранику - не пустили. А зачем? Зачем создавать какие-то напряжения с Турцией. Вообщем - нельзя, так спокойнее.

Как это видится с армянской колокольни? Армянская политическая мысль тоже достаточно проста. Суть ее в следующем - укрепляйте семью, стройте церкви и посещайте их, чтите национальные традиции, обряды. Сохраняйте язык. Так мы сохраним наше достояние.

Результат этого подхода в том, что в целом армянская община постепенно размывается и ассимилируется, что естественно. Традиции традициями, но жизненные приоритеты берут свое более важное место. Волны армянских эммиграций приходили в Россию и успешно ассимилировались. Христианский менталитет армян близок к русскому, и нет психологических преград религиозного толка. То же самое происходит и с сегодняшним наплывом, так что можно считать что армяне частично решают демографическую проблему России.

Есть ли этому какая-то альтернатива и нужна ли она?

Возможны вариации, но следующие варианты приходят на ум..

1. С точки зрения российских государственных интересов, армянская община может служить "злой собакой во дворе" (рычащим волкодавом) в отношениях с Турцией. В этом собственно роль и значение самой Армении как страны. И в этом геополитический смысл союза России и Армении. И поэтому Армения нужна России. Россия и Армения цивилизационно антагонистичны Турции и наоборот. "Злая собака" нужна, чтобы сосед, каким бы он хорошим не был, не соблазнился бы на твое добро когда оно плохо лежит. http://aram-hakopian.livejournal.com/150305.html

Сегодня незаметна антагонистичность Турции и России. Она размывается с одной стороны "курортным романом" россиян с турецкими пляжами, и с другой стороны наличием значительного тюркоязычного сегмента населения в самой России. Но это только так на поверхности. Турция строила и строит гимназии и т.д. в тюркоязычных регионах России распространяя свое влияние, при том при всем что в самой Турции огромные территории неграмотны. Кто-нибудь задавался вопросом почему? Разве Россия строит гимназии в славянских странах? Или она строит школы в крупных русских общинах за рубежом? Конечно нет. Политика Турции - создавать лояльное к себе население в смысле: (1) потенциальных пятых колонн; (2) распространения своего влияния, экономического и политического,  изнутри на страны в которых находятся тюркоязычные общины; (3) потенциального источника тюркоязычного населения для отуречивания своего населения с большим нетурецким сегментом, раньше христианским, сегодня курдским; и т.д. При этом, тюркоязычное население России генетически ближе к русским чем к туркам Турции, и вопрос только в одноязычии, связаннoй с распространением тюрских наречий как языков степи. http://www.kp.ru/daily/26104/3000544/

То есть, не то что Турция плохая страна, а то что форма существования Турции на протяжении веков носила экспансионистскую логику и это так просто не выпадает из менталитета и смысла существования. Россия тоже была страной с экпансионистским началом, правда с другими ценностными критериями. Эти две страны могут дружить, но фундаментально и цивилизационно анатагонистичны, хотят они того или нет. Глубинная основа Турции это туркизм замешаный исламом, основа России это русизм и православие.

В отличие от Российской Империи, сегодняшняя российская политика не использует армянскую общину в роли "злой собаки". Это слишком "умно" для сегодняшнего менталитета российской внешней политики. Это не совсем им понятно. Но если бы в этом был интерес самой армянской общины, формат и сценарий этой роли могла бы выработать сама община. При том чтобы эта концепция давала бы определенные преференции самой общине. Но это требует серьезной политтехнологичекой проработки. Это явно не уровень деятелей типа Ара Абрамяна. Без преференций типа поддержки исторической правды в армянском вопросе - нет никакого резона армянской общине играть в геополитические игры. Россия же могла бы всегда кивать на армянскую общину в "бизнесе" с Турцией, что мол она еле "сдерживает" эту общину, и Турция должна быть благодарна ей за это. Как бы не все она может сделать, в мелочах она поддается армянам, но вот в большом - она как бы сдерживает общину.

2. Значительное армянское население сосредоточено на южных рубежах России. Оно близко по менталитету с русским, смешивается с ним. И более того имеет кавказский характер взаимной выручки. Оно стало естественным барьером к расширению исламского влияния из проблемных южных регионов. Если кто и может совладать с горячими чеченскими парнями, так это армяне. Не то что чеченцы и армяне антагонистичны, а в том что армяне могут постоять за себя если чеченцы полезут на их территорию. Русское население южных регионов само стало это понимать, особенно в приграничных районах с проблемными республиками, и отношение сегодня к армянам там улучшилось по сравнению с прежними годами. В каком-то смысле армяне стали современными казаками на юге России. И русские чувствует себя увереннее рядом с ними. Российские же казаки там потеряли былой дух и единство, и больше шумят, чем реально из себя что-то представляют. Армянская община России может переосмыслить и укрепить свою роль в этом, становясь субъектом внутрироссийской политики взамен помощи в своих вопросах. Естественно это вопросы далеко не интеллекта Ара Абрамяна.

Далее, сохранение и развитие армянского наследия в России не должно идти в направлении "армянской традиционности". Это все равно невозможно и противоречит сути российской империи. Развитие армянской нации в России должно происходить в смысле интеграции с русским народом. Посмотрите сколько евреев-русских. Они и русские и евреи. При этом не перестают быть евреями в этом смешении и с малыми порциями фактической еврейской крови. Сегодняшнее российское еврейство оно на самом деле еврейство надстроенное над русскостью. Как это делается - это другой вопрос. Сохранение своей идентичности в интегрированном ключе это совершенно другая задача по сравнению с инаковостью "традиционности", проповедуемыми современными радетелями сохранения армянской нации. Но это посильная задача, поскольку армянство при этом станет надстройкoй над русскостью, а не ограждается от нее. Надо понять как это сделали евреи и садаптировать к армянскому менталитету. Изолированность "традиционности" не работает, что доказано ассимиляцией нескольких волн армянской эммиграции в Россию. Для сохранения классической армянской традиционности подходит только Армения, и не надо себя обманывать в другом.

В заключение, сегодняшние реалии для армянской общины имеют разные варианты развития. Оставить все на самотек, и это то что мы приблизительно имеем на сегодняшний день. Есть варианты стать серьезным субъектом российской внешней и внутренней политики, при совмещении интересов общины и государства, которые до некоторой степени затронуты в этой заметке. Но такой вариант требует серьезной идеологической и политтехнологической проработки. Иначе легко стать инструментом (т.е. опять объектом) в чьих-то руках без того чтобы получить полагающиеся общине дивиденты за ее усилия. Но с другой стороны, у армян нет никаких территориальных претензий к России или задних мыслей. Они граждане России и служат ей. Вопрос только в том, что при опредленных задачах они могут сделать полезное и своей исторической родине. В пределах интересов их современной родины. И в этом я не вижу опасностей. И такая задача явно не в компетенции сегодняшнего руководства армянской общины, единственное назначение которой это удержание общины в смирительной ассимиляционной рубашке.
Previous post Next post
Up