В своем интервью один из известных лезгинских общественных деятелей, Вагиф Керимов, сказал:
http://voskanapat.info/news/my_stremimsja_k_nashemu_lezgistanu_s_chetkim_znaniem_celi_i_bez_illjuzij/2012-10-27-2587#.UIxkKHTqruk.livejournal "...Дело в том, что наш лезгинский взгляд на армянский народ от низа до верха, повсюду сформирован под влиянием пантюркистской идеологии через призмы «мусульманства» и ложного братства. Именно этот плачевный факт и сыграл крайне трагическую роль в нашей судьбе...А теперь выбирайте для лезгин реального союзника, и не Армению, а кого-то другого. Я заинтригован, кто он?..."
Можно сказать больше. Сегодня интересы армян оказались на пользу всем малым и притесненным закавказским народам и обществам. Так уж получилось что Советская Власть включила обширные армянонаселенные районы в Азербайджан, где армянское население стало второсортным и превратилось в заложников соседей. Oставив саму Армению практически мононациональной страной. Таким образом несправедливое национальное устройство Закавказья в первую очередь касалось армян которые были самым большим национальным меньшинством в Азербайджане. Фактически один из титульных народов Закавказья оказался в ряду малых народов, разделив их судьбу попранных справедливых прав.
Несправедливое национальное устройство не имеет ввиду несправедливые границы, но систему перекошенных национальных отношений. Как и каким образом - не суть, но за годы Советской Власти выросло расисткое Азербайджанское государство, считающее себя хозяином национальных меньшинств. И армяне в числе других народов испытали на себе всю прелесть таких национальных отношений.
Коррекция национальных отношений лежит через справедливое общественное устройство основанное на равенстве в некотором смысле. Pасисткая риторика Азербайджана по отношению к армянам не оставляет никаких сомнений в регрессе этого общества. Казалось бы вопрос Карабаха - это борьба Азербайджана с непокорным меньшинством. Но это только на первый взгляд. Вопрос Карабаха это отражение менталитета сегрегации Азербайджанского общества. Неприятие армян на одном уровне сродни неприятию талышей и лезгин на другом. На третьем уровне одни кланы считают себя выше других кланов. И т.д. Вопрос Карабаха это вопрос структуры неравенства азербайджанского общества, где сильные считают нормой повелевать менее сильными, менее сильные пресмыкаются перед сильными и повелевают слабыми. В такой структуре общества нет местa равенству и ее не может принципиально быть. Тем более по отношению к национальным меньшинствам.
Таким образом армяне подняли общее знамя справедливости. Oт динамики борьбы за признание прав Карабаха зависит судьба всех других меньшинств региона. Поскольку полноценное решение Карабахского конфликта лежит через признание прав людей на равноправное существование.