Недавно у pigh-а прочитал такую вот фразу:
http://www.pigh.tv/archives/4907 "...В США трудно объяснить о праве нации на самоопределение. Потому что, как нам рассказал один профессор, ни один из штатов, даже если лопнет, из состава США не сможет выйти. Потому и United. Войти сможет, выйти нет..."
Это очень серьезный идеологический момент, которые должны понять наши люди, и особенно дипломаты, когда говорят с внешним миром. Вопрос не в том, чтобы кривить душой занимаясь пропагандой, а понять что разговорные штампы разные в разных культурах. И одно и тоже формулируется по разному. Другими словами, если вы действительно "правы" - то существует адекватная "формулировка" для вашего собеседника, при которой он вас поймет.
Одним из "трудных" аспектов справедливого отражения событий в Карабахе является слово "сепаратизм". Этот аспект проявляется как явление вообще, и имеет разные специфические правовые оттенки в разных местах.
Под ним понимается следующая примерно ситуация, в том числе то что имеет ввиду американцы. Вот живут люди себе спокойно, друг другу не мешают. И вот появляется группа провокаторов, которые начинают "мутить" воду без особых на то оснований и разжигать национальную или другую рознь.
К такому "сепаратизму" отношение отрицательное, потому как оно проявляется через "расисткое" отношение меньшинства к большинству, некое чувство превосходства этого меньшинства, которые к тому же экплуатируются нечистоплотными деятелями. Все республики, отделившиеся от Советского Союза, за редким исключением, в некотором смысле именно так относились к метрополии ко времени развала Советского Союза. Это "чистый" сепаратизм, хотя и правомерный в юридическом смысле, поскольку республики имели право на отделение.
Но есть другой "сепаратизм", который уже называется другими словами - "право на самоопределение угнетенного народа", или анти-колониализм, который имеет принципиально другую природу. Это восстание народа-меньшинства против "расисткого" большинства.
То есть, хотя с формальной точки зрения они похожие явления, т.е. малое хочет отделиться от большого, но с точки зрения существа вопроса - это разные ситуации. Pазница в том, от кого к кому направлено "высокoмерие", чувство превосходства, и связанная с этим политика.
К примеру "сепаратизм" чеченский абсолютно не был связан с засильем русскости в этой республике или к плохому к ним отношению. Наоборот, он был связан с чеченским "высокомерием" к русским.
http://aram-hakopian.livejournal.com/170077.html Так вот, в случае Карабаха мы имеет вторую ситуацию. Когда Карабах был присоединен к Азербайджану, армяне хоть и с трудом - приняли это, "под соусом" что будем строить "справедливую" жизнь и границы вторичны, так как собственно думают во всем цивилизованном мире. Это существенный плюс в идеологическом смысле, что армяне приняли такие правила игры. Но затем жизнь показала расисткую сущность азеров, они принялись изживать народ со своей земли. Погромы в Сумгаите и в Баку показали это во всей наглядности. У азеров было 70 лет, чтобы показать свою "нормальность". Не захотели потому как инфицированы расизмом. И у армян есть все на то основания добиться отделения, даже если оставить в сторону историю.
То есть, когда говорите с внешним миром, будьте осторожны с терминологией, потому как "похожие" проявления показывают разные явления.
В случае Карабаха, при правильной постановке вопроса, борьба является анти-расисткой/анти-колониальной, что подтверждено на конкретном фактологическом материале, и более того чиста с правовой точки зрения поскольку осуществилась по законам СССР.
Я недаром привел два поста внизу как обычных примера азер-расизма
http://aram-hakopian.livejournal.com/169717.html http://aram-hakopian.livejournal.com/169330.html Всякий разговор о Карабахе должен в первую очередь касаться расизмa азеров как источникa анти-расисткого/анти-колониального движения в Карабахе. Этот язык понятен всем, затем только о правовых аспектах. Поэтому у каждого дипломата должны быть две папки, одна обьясняющая расисткую природу Азербайджанского общества, и "правовую папку".