Арабы и ОБМАН

Jun 13, 2013 22:10



И вновь аналитика по родственной тематике. От того же автора.
Источник: Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: Наука, 1994

И поскольку предыдущий его очерк об интриге содержит немало позиций из данной статьи, они здесь будут сокращены. Оставлены акценты собственно обмана, каковой с интригой связан - но ей не тождественен.

А.А. Игнатенко

ОБМАН В КОНТЕКСТЕ АРАБО-ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(по материалам «княжьих зерцал»)

Никколо Макьявелли приписывается (насколько справедливо - другой вопрос) сомнительная честь родоначальника политического и житейского прагматизма в духе принципа «цель оправдывает средства».

Но с его «Государем» вполне могут конкурировать достаточно многочисленные и значительно более ранние произведения, об одном из аспектов которых и пойдет речь в этой статье. (...)
«Обман» я пока рассматриваю не как технический термин, а «по С.Н.Ожегову» - как лексему обыденного употребления. «Обмануть» значит «ввести в заблуждение», «поступить недобросовестно по отношению к кому-то», «нарушить обещание».

[приводятся характерные примеры обманов и интриг из «Зерцал». одним из них начинается тематический экскурс Игнатенко с наших предыдущих постов. Другие описаны в приведённых им примерах технологии интриги. Есть и примеры божественных хитростей]

(...) Нелишне будет сразу подчеркнуть, что приведенные истории приводятся в источниках без осуждения, а скорее как поощряющие, рекомендующие, разрешающие, научающие читателя в отношении обмана. Существовали специальные учебники соответствующего содержания, например, цитируемый мной выше трактат «Изысканные одеяния, или Утонченные хитрости».
Инструктировали своего читателя в отношении обмана и достаточно распространенные трактаты - «княжьи зерцала».

Книги для одного читателя, ставшие бестселлерами арабо-исламского средневековья

Исследователь, обращающийся к политической культуре какой-либо этно-религиозной общности в определенную эпоху, оказывается перед рядом достаточно сложных вопросов: подбор источников, полнота, достоверность и репрезентативность материала, выбор методики, верифицируемость выводов и оценок и т.п. (...)
...«Все более кажется мне предпочтительным, - пишет он [Л.М.Баткин], - проверять всякую историко-культурную идею на сравнительно небольшом исследовательском пятачке, неспешным прочтением достаточно показательного текста, а не эффективной панорамой разрозненных и беглых примеров»[6]. Еще более надежную опору для заключений и обобщений исследователь приобретает при рассмотрении текстов однотипных, серийных, по выражению А.Я.Гуревича [7].

Итак - показательность (репрезентативность) и однотипность (серийность).
Именно этим требованиям при анализе политической культуры вообще и избранной мною ныне темы отвечают средневековые арабо-исламские «княжьи зерцала», или «поучения владыкам» (...).
(...)
Такая тема, как хитрости, уловки, стратагемы, козни, коварство, обман, исключительно широко представлены в «зерцалах».
(...)
Ложь, обман представляли собой порицаемое всеми моралистами действие, и авторы «зерцал» не были здесь исключением. Но обман был каждодневной реальностью жизни, особенно - в политике;
более того, прибегнув к обману, можно было достичь успеха в начинаниях и даже осуществить какую-то достохвальную, - в том же, моральном, отношении, - цель.

Самым острым образом вставал вопрос об обоснованиях допустимости обмана или его запретности. Обоснование допустимости, разрешенности (как, впрочем, в немалой степени и запретности) обмана осуществлялось по трем взаимосвязанным и дополняющим одна другую линиям: использование лексических богатств арабского языка с целью вербальной переквалификации обмана; введение ситуационных послаблений в отношении излишне ригористического морального принципа, исключающего обман; обращение к авторитету, вернее, авторитетам.
(...)
Для обозначения «лжи», «обмана» употреблялось слово «кизб», определявшееся как «сообщение о чем-то как то, как оно не есть». Ложь-кизб «переворачивает вещи, превращает их в противоположные, заменяет правду чем-то иным, ставит на место истины заблуждение» [14]. Лжи-кизб противопоставлялось «правдоговорение» (сидк), определявшееся как «сообщение о чем-то, как оно есть» [15].

Плутует, замышляет и осуществляет плутовство, обман (хади‘а) тот, кто «выказывает не то, что замышляет» [16]. Лицемерие (мунафака) - действия или поведение того человека, который «таит что-то, не выказывая это» [17].
Макр, тоже род обмана - это «когда говорят [о себе] то, чего не делают» [18]. В другой формулировке это - «замысливание зла в отношении другого человека, использование предательского убийства и обмана (хади‘а)» [19].
Были в ходу еще и ложное обещание (хульф), и нарушение обещания, или вероломство (гадр), - «отход от того, что человек сам обещал, и чему должен быть верен» [20]. К форме обмана можно было бы отнести и злоупотребление доверием (хийяна), «т.е. присвоение того, что было доверено человеку [на хранение], отказ его возвратить» [21].
Часто употреблялось слово кайд (или макйяда) - «кознь, обман».

Особая роль отводилась амфиболии (та‘рид, ма‘арид, таврия), или «говорению обиняками», под которым подразумевались умышленная двусмысленность, использование недомолвок, неоднозначных выражений, подмена прямого значения слова переносным и наоборот, эвфемизмы, интонирование в устной речи.
(...)
Наконец, громадная роль в легитимизации обмана принадлежала и довольно нейтральному, аксиологически неотягощенному и многозначному слову «хиля» («уловка, хитрость, стратагема, обман» и т.п.).

Понятие это интересно тем, что служило для обозначения всех тех вариантов обмана, которые упоминались выше, как и любых других.
Хиля - это и лжесвидетельство 30 шиитов под руководством Бармакида, и обманные письма Абу-Хамму Мусы II, и своеобразное соблюдение условия сдачи крепости «праведным халифом», и даже история обмана Авраама Аллахом [22].
(...)
(...)«Общее благо» оказывается условием, допускающим обман в «Льве и Шакале» [36]. С пиететом повторяет Ибн-аль-Азрак спустя три века после смерти Абу-Хамида аль-Газали мнение последнего, согласно которому лгать разрешается тогда, когда цель, достигаемая ложью (кизб), праведна [37].

Эту точку зрения оформил шафиитский законовед-факих Абу-Закария Яхйя Ибн-Шараф ан-Навави (ум. в 1278 г.). Речь, рассуждал он, есть средство достижения целей. Если достохвальную цель можно достичь как правдой (сидк), так и ложью (кизб), то в этом случае ложь запретна, ибо есть возможность пойти по пути правды. Если же подобную цель можно достичь только ложью, то на эту ложь распространяется суждение о достохвальной цели, и ложь становится допустимой (джаваз) и даже обязательной [38].
(...)

Анализ «княжьих зерцал» показывает, что виды или формы обмана, применявшиеся как в политике, так и в обыденной жизни, достаточно типичны для любой человеческой общности, в них нет ничего специфически арабо-исламского.
Это собственно обман, или дезинформация; амфиболия в разных формах, или подмена понятий; подмена предметов в различных вариантах (включая отравленное питье или пищу); подставное лицо; лжесвидетельство; нарушение клятвы или обязательства; поддельное письмо; подмёт, или подмётное письмо; оговор, или навет; предсказание post factum; притворство, провокация; создание ложных обстоятельств, т.е. конструирование таких участков действительности, которые приводят к ложному представлению о действительности в целом.
Если первый прием - собственно обман представляет собой искаженную информацию, то последний - своего рода овеществленная ложь («рай», в который попадали одурманенные наркотиками боевики исмаилитов перед совершением террористических акций, и т.п.).




Обман - обмен

Есть еще несколько моментов, которые позволяют острее, четче поставить некоторые культурологические проблемы, связанные с освещением заявленной темы.

Политика есть человеческая деятельность в том смысле, что политическое действие осуществляется людьми, и они же являются объектом этого действия. Этот трюизм - ступенька, необходимая для того, чтобы преодолеть замкнутость темы и выйти на новые культурологические горизонты.

Иными словами, до сих пор мы рассматривали по преимуществу разрешенный обман в политике, объектом которого «по определению» могли быть именно и исключительно люди.

«Кого же можно еще обманывать?» - может воскликнуть читатель.

Ответ на этот вопрос, не такой уж и странный в отношении носителей средневекового арабо-исламского менталитета, я предварю историями, которые содержатся в многократно уже цитировавшейся книге «Изысканные одеяния, или Утонченные хитрости».

«Праведный халиф» Али Ибн-Аби-Талиб придумал однажды ловкий способ взвесить слона.
Прежде для этого были использованы все средства, но без результата. Тогда об этом сообщили Али.
Он сказал: «Поместите слона в большую лодку. Отметьте на ней с двух сторон уровень, до которого подымется вода. Потом выведите слона и на его место положите в лодку количество камней, достаточное для того, чтобы лодка опустилась до отмеченного уровня. Вес камней и будет весом слона» [76].

Аналогичная взвешиванию слона операция описывается как в «Изысканных одеяниях», так и в других источниках, например, в более ранних «Занимательных историях» Абу-Али ат-Танухи.
Когда не могли сосчитать из-за их обилия мелкие позолоченные «горошины» на ткани (по условию, за каждую из них торговцу была обещана овца), заморский царь предложил все горошины по одной прикрыть камешками, а потом собрать камешки и пересчитать. Именно так задача была благополучно решена.
Царь скромно прокомментировал собственную изобретательность: «Управление государством изощряет ум и развивает способность находить выходы из положений там, где другие ничего придумать не могут» [77].
В «Изысканных одеяниях» вместо камешков употребили сухие горошинки нута [78].

Для сравнения - совершенно совпадающая по структуре история, рассказанная о халифе аль-Мансуре (754-775), который захотел узнать точное количество жителей Куфы для определения суммарного размера подушной подати с города.
Сначала он велел раздать каждому жителю города по пять серебряных монет. Никто не уклонился от этого дара, а переписи до этого жители избегали. Понятно, что число жителей, каждый из которых поспешил получить эти деньги, оказалось равным сумме выданных монет, поделенной на пять. После этого он обложил каждого жителя податью в размере 40 монет с каждого, зная совершенно достоверно размеры той суммы, которую город должен был выплатить [79].

Во всех этих историях применяется принцип, посредством которого можно выразить любую форму обмана - «одно вместо другого». Но если в истории с халифом аль-Мансуром объектом обмана являются жители Куфы - наивные и жадные люди, то кто же является им в первых двух случаях?
Мне могут возразить: бессмысленно говорить в этих случаях об обмане.
И я мог бы согласиться, если бы не один важный нюанс: все истории приведены в сборнике хитростей, т.е. они воспринимались составителем как таковые, и, что очень важно, они обозначаются одним, уже известным нам словом хиля - «уловка, хитрость, стратагема, обман».

Достаточно нейтральное и широкое понятие хиля употреблялось не только для обозначения хитростей, о которых до сих пор шла речь, но и для наименования приемов, посредством которых решались задачи, которые в настоящее время мы бы отнесли к разряду прикладной математики и механики (взвешивание слона, исчисление «горошин»).
Ильм аль-хияль - «наука (или знание) искусных приемов» обнаруживается в классификациях наук [80], в специально посвященных ей трактатах [81].

Обмануть природу - так вполне допустимо при определенном умонастроении сформулировать задачу того, кто хочет при помощи ворота и блоков поднять неподъемную для человека тяжесть, взвесить слона, исчислять время, разбив какой-то протекающий во времени (параллельный ему, подменяющий его) процесс на части, и т.п. И окажется, что объектом обмана может быть не только человек.

Обмануть Бога - так формулируется еще одна задача, которую сознательно ставили перед собой носители рассматриваемого менталитета. Речь здесь идет о распространенных в средневековой практике мусульман уловках, хитростях (тоже хиля!), применявшихся для того, чтобы обойти явные и однозначные запреты Божественного Законоустановления (Аш-Шари‘а).
Речь идет в первую очередь о запрещении лихвы (ссудный процент, риба). Этот запрет, четко и однозначно выраженный в Коране, обходился при помощи уловок, которым посвящались даже специальные трактаты [82].

Вот пример ссуды под процент, которая оформляется (пред ликом вездесущего и всеведущего Бога!) как акт купли-продажи (имеет специальное название бай‘атан фи бай‘а - «две продажи в одной», или «двойная продажа»). [этот "рецепт" уже приводился в предыдущем материале, но именно здесь, в разделе об обмане в торговом деле он как нельзя кстати!]
Предположим, ростовщик «продает» человеку, желающему взять у него деньги взаймы, своего раба за 1200 динаров (цена может не иметь никакого отношения к стоимости «товара») при условии, что этот человек выплатит указанные деньги через год.
Этот акт совершается в присутствии свидетеля или «покупатель», у которого, естественно, денег нет, дает соответствующую расписку. Сразу после этого ростовщик «покупает» у этого человека упомянутого раба за 1000 динаров наличными, вручая их «продавцу».
Таким образом, ростовщик ссужает этому человеку 1000 динаров, которые он вернет с лихвой (1000 плюс 200 динаров) по прошествии года в обмен на расписку, выданную ростовщику при «покупке» у него раба. Кстати сказать, раб может при этом не присутствовать и вообще не существовать.
Цель одна - обойти запрет на ссудный процент, что и достигается при помощи как этой хитрости (хиля), так и других [83].

Оказывается, что обман - один из важных аспектов не только политической культуры, но и культуры как таковой в эпоху арабо-исламского средневековья. Если бы мне были по душе хлесткие формулировки, я назвал бы ее «культурой обмана», - подобно тому, как М.Фуко рискнул назвать всю западную цивилизацию «инквизиторской», экстраполировав на нее как на некое целое когнитивную матрицу «опрос-дознание».

Мне думается - и здесь мы вступаем в область гипотез, - что речь должна идти о другом - более глубинных основаниях рассматриваемых явлений, о неких первоосновах менталитета, о том, что А.Я.Гуревич называет «неявными моделями сознания и поведения» [84].

Такой моделью, приложимой к рассматриваемому материалу, может быть обмен.

Это предположение напрашивается само собой уже хотя бы потому, что торговля была одним из китов арабо-исламской цивилизации, и принцип обмана - «одно вместо другого» - есть и принцип обмена в его самых разных формах и модификациях, т.е. той же торговли.

Однако есть еще более глубокое основание «культуры обмена» -
метафоричность всего строя мышления средневековых арабо-мусульман. Окультуренный мир предстает перед ними как своего рода хоровод образов, уподоблений, в котором одни определяются через другие, одни заменяют другие.

При этом определяемое становится определяющим, скажем, микрокосм (человек) постигается через макрокосм (собственно космос) и наоборот. Из соединения уподоблений, чаще всего вещественных, телесных, ощутимых, возникает мир понятий, включая самые абстрактные, подобно тому, как из двух оконеченных предметов - зеркал, отражающихся одно в другом, возникает бесконечность, вернее, две бесконечности.

И развитая торговля, и всеобъемлющая метафоричность - приметы не только арабо-исламской культуры средневековья. И для того, чтобы адекватно понять эту культуру в её конкретике, специфичности и движении, необходимо выделить ее основные компоненты («категории», по А.Я.Гуревичу), их иерархизированность, способы их сочетания, происходящие во всей системе изменения.

Осуществлению этой многотрудной цели и призвано помочь данное сообщение.
*******************************************************
К слову сказать,
в контексте упомянутого А.Я. Гуревича рекомендуем вот такую его статью о средневековых купцах.

=================
[1] Абу-Хамму Муса. Васита ас-сулюк фи сийяса аль-мулюк (Жемчужина на пути, или Политика владык) // Абд-аль-Хамид Хаджийят. Абу-Хамму аз-Зайяни (Его жизнь и произведения). Алжир, [б. г.]. С. 248-249.

[2] Аноним. Рака’ик аль-хиляль фи дака’ик аль-хияль (Изысканные одеяния, или Утонченные хитрости). Цитируется здесь и далее по переводу на французский язык, осуществленному Рене Хавамом по неопубликованным арабским рукописям: Le Livre des Ruses. La stratégie politique des Arabe. Traduction intégrale sur les manuscrits originaux par René R.Khawam. P., 1976. P. 313-314.

[3]Ibid. P. 180.

[4]Ibid. P. 47-48.

[5]Хади аль-Аляви. Мин тарих ат-та‘зиб фи-ль-ислям (Из истории пыток в исламе). Никосия, [б. г.]; Хади аль-Аляви. Аль-игтияль ас-сийяси фи-ль-ислям (Политическое убийство в исламе). Никосия; Бейрут, 1987.

[6]Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. С. 60.

[7]Гуревич А. Я. К читателю // Одиссей: Человек в истории: Исследования по социальной истории и истории культуры. 1989. М., 1989. С. 6.

[8]Подробная характеристика «княжьих зерцал» («поучений владыкам») с перечислением основных произведений жанра приведена в статье: Игнатенко А.А. Средневековые «поучения владыкам» и проблематика власти // Социально-политические представления в исламе: История и современность. М., 1987. О различных аспектах жанра см.: Игнатенко А.А. Проблемы развития арабо-исламской общественно-политической мысли Средневековья (методологический аспект) // Методологические проблемы изучения философии зарубежного Востока. М., 1987; Игнатенко А.А. Общественно политические воззрения Абу-ль-Хасана аль-Маварди (Новые направления исследования) // Народы Азии и Африки. 1989. № 4; Игнатенко А.А. Деятельный человек versus Божественное всемогущество (квиетизм и активизм в средневековых арабо-исламских «княжьих зерцалах») // Этическая мысль - 91. М., 1992.

Существует ряд текстов, опубликованных на русском языке. См.: Шмидт A.Э. Идеал мусульманского правителя-наместника IX в. (III в. хиджры): послание Тахира ибн ал-Хусейна к сыну своему Абдаллах ибн Тахиру // Бюллетень Среднеазиатского ун-та. Ташкент, 1925. № 8; Ахмад ибн Мухаммад Ибн Арабшах. Приятный плод для халифов и развлечение для остроумцев. Отрывок // Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М., 1990; Светильник благонравия, или Как обрести похвальные нравы и избавиться от порицаемых: практические советы, почерпнутые в средневековых арабо-исламских «княжьих зерцалах» // Этическая мысль - 91. М., 1992. И, конечно же, см.: Ибн аль-Мукаффа. Калила и Димна / Пер. с араб. Б.Я.Шидфар. М., 1986.

[9] См.: Аль-Мубаррад Абу-ль-Аббас. Китаб аль-Фадиль (Книга Добродетельного) / Публ. Абд-аль-Азиза аль-Маймани. Каир, 1956. С. 4.

[10]См.: Хади аль-Аляви. Фи-с-сийяса аль-ислямийя: Аль-фикр ва-ль-мумараса (Об исламской политике: Идея и практика). Бейрут, 1974. С. 155.

[11]Абу-Бакр аль-Муради. Китаб аль-’ишара ’иля ’адаб аль-’имара (Книга указания, или Правила эмирской власти) / Публ. Ридвана ас-Сайида. Бейрут, 1981. С. 233; Ибн-аль-Азрак аль-Гарнати. Бада’и‘ ас-сульк фи таба’и‘ аль-мульк (Чудеса на пути, или Природа владычества) / Публ. Мухаммада Ибн-Абд-аль-Карима. Тунис, 1977. С. 505-506. В 2 ч. (с ед. паг.).

[12]Аноним. Изысканные одеяния, или Утонченные хитрости. С. 23.

[13]Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Адаб ад-дунйя ва-д-дин (Правила дольней жизни и религии) / Публ. Мухаммада Саббаха. Бейрут, 1987. С. 266.

[14]Аль-Маварди Абу-ль-Хасан. Правила дольней жизни и религии. С. 262; Аль-Маварди Абу-ль-Хасан. Тасхиль ан-назар ва та‘джиль аз-зафар (Облегчение рассмотрения и ускорение триумфа) / Публ. Ридвана ас-Сайида. Бейрут, 1987. С. 148.

[15]Там же.

[16]Аль-Маварди Абу-ль-Хасан. Правила дольней жизни и религии. С. 77.

[17]Там же.

[18]Там же. С. 262.

[19]Ибн Аби-р-Раби‘. Сулюк аль-малик фи тадбир аль-мамалик (Путь владыки в устроении владений) / Публ. Наджи ат-Тикрити. Бейрут; Париж, 1978. С. 77

[20]Там же.

[21]Там же. С. 83.

[22]Правда, в последнем случае составитель книги, посвященной именно хитростям (хияль), деликатно говорит о мудрости (хикма) Аллаха. О взаимоотношениях верховного божества ислама и обмана мы поговорим далее.

[23]Ибн Аби-р-Раби‘. Путь владыки в устроении владений. С. 79.

[24]Ибн-аль-Азрак. Чудеса на пути, или Природа владычества. С. 464.

[25]Абд-ар-Рахман аль-Джавбари. Китаб аль-мухтар фи кашф аль-асрар ва хатк аль-астар (Книга избранных раскрытых тайн, или Сорванные покровы). Цит. по: Abd-al-Rahmane al-Djawbari. Le Voile arraché. Traduction intégrale sur les manuscrits originaux par René R.Khawam. P., 1979. P. 175.

[26]Аль-Маварди Абу-ль-Хасан. Облегчение рассмотрения и ускорение триумфа. С. 148.

[27]Абу-Хамму. Жемчужина на пути. С. 246-270.

[28]Псевдо-аль-Маварди. Насиха аль-мулюк (Поучение владыкам) // Парижская Национальная библиотека. Араб. фонд. Ед. хр. 2447. С. 140а-149б.

[29]Ибн-аль-Азрак. Чудеса на пути, или Природа владычества. С. 464.

[30]Ибн-аль-Мукаффа. Калила и Димна. С. 91.

[31]См.: Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Облегчение рассмотрения и ускорение триумфа. С. 217.

[32]Хилал ас-Саби. Русум дар аль-хиляфа. Цит. по: Хилал ас-Саби. Установления и обычаи двора халифов / Пер. с араб., предисл. и примеч. И.Б.Михайловой. М., 1983. С. 37.

[33]Ибн-аль-Азрак. Чудеса на пути, или Природа владычества. С. 174.

[34]Абу-Хамму. Жемчужина на пути. С. 265.

[35]Ибн аль-Мукаффа. Китаб аль-адаб аль-кабир (Большая книга жизненных правил) // Асар Ибн аль-Мукаффа (Сочинения Ибн аль-Мукаффы). Бейрут, [б. г.]. С. 286.

[36]Аль-Асад ва-ль-Гаввас (Лев и Шакал) / Публ. Ридвана ас-Сайида. Бейрут, 1978. С. 87.

[37]Ибн-аль-Азрак. Чудеса на пути, или Природа владычества. С. 464.

[38]См.: Там же.

[39]Псевдо-аль-Маварди. Поучение владыкам. С. 145а.

[40]Лев и шакал. С. 91.

[41]Псевдо-Аристотель. Сирр аль-асрар (Тайна тайн), или Китаб ас-сийяса фи табдир ар-рийяса (Книга политики, или Устроение предводительства) // Аль-Усуль аль-юнанийя ли-н-назарийят ас-сийясийя фи-ль-Ислям (Греческие истоки политических теорий в исламе) / Публ. Абд-ар-Рахмана Бадави. Ч. 1. Каир, 1954. С. 83.

[42]См.: Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Каванин аль-визара ва сийяса аль-мульк (Законы везирской власти и политика владычества) / Публ. Ридвана ас-Сайида. Бейрут, 1979. С. 135-136.

[43]См.: Там же. С. 136.

[44]См.: Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Правила дольней жизни и религии. С. 264-265.

[45]Там же. С. 266.

[46]Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Облегчение рассмотрения и ускорение триумфа. С. 150.

[47]См.: Там же. С. 149.

[48]См.: Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Законы везирской власти и политика владычества. С. 128.

[49]Аноним. Изысканные одеяния, или Утонченные хитрости. С. 42.

[50]Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Законы везирской власти и политика владычества. С. 138.

[51]См.: Абу-Хамид аль-Газали. Ат-Тибр аль-масбук фи насиха аль-мулюк (Чистого золота поучение владыкам) // [На полях книги] Ат-Туртуши. Сирадж аль-мулюк (Светильник владык). Каир, 1319 г. хиджры. С. 106.

[52]Ибн-аль-Азрак. Чудеса на пути, или Природа владычества. С. 560.

[53]Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Законы везирской власти и политика владычества. С. 154.

[54]Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Облегчение рассмотрения и ускорение триумфа. С. 285. Обращаю внимание читателя на то, что аль-Маварди приписывает афоризм и Ардаширу I, и Ануширвану.

[55]Али Ибн-Аби Талиб. Нахдж аль-баляга (Путь красноречия) / Коммент. Мухаммада Абдо. В 4 ч. Бейрут, 1971. Ч. 4. С. 575.

[56]Ибн-аль-Мукаффа. Большая книга жизненных правил. С. 268.

[57]Подробнее см.: Игнатенко А.А. Проблемы развития арабо-мусульманской общественно-политической мысли средневековья (методологический аспект). С. 162-164.

[58]Джахиз. Аль-Байян ва-т-табйин (Ясность и разъяснение). В 4 ч. Каир, 1948-1950. Ч. 3. С. 29.

[59]См.: Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Правила дольней жизни и религии. С. 261.

[60]Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Законы везирской власти и политика владычества. С. 136.

[61]Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Правила дольней жизни и религии. С. 261.

[62]Там же. С. 263.

[63]Там же. С. 77.

[64]Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Законы везирской власти и политика владычества. С. 136.

[65]См., например: Аноним. Изысканные одеяния, или Утонченные хитрости. С. 42; Лев и Шакал. С. 92; Абу-ль-Хасан аль-Маварди. Облегчение рассмотрения и ускорение триумфа. С. 148; Псевдо-аль-Маварди. Поучение владыкам. С. 145а.

[66]См.: Аноним. Изысканные одеяния, или Утонченные хитрости. С. 67-68.

[67]Там же. С. 78-79. Отмечу острую антихристианскую направленность этой истории. Оказывается, что христиане поклоняются распятому Иуде (это ведь о нем идет речь) вместо того, чтобы, подобно мусульманам, считать Иисуса человеком, одним из пророков истинного единобожия наравне, например, с Моисеем и Мухаммадом.

[68]Аноним. Изысканные одеяния, или Утонченные хитрости. С. 62-63.

[69]Ибн-Хальдун. Аль-Мукаддима (Пролегомены). Бейрут, 1979. С. 785-787.

[70]«Изысканные одеяния...» дают богатейший материал в части таких событий, как проникновение Дьявола в рай, а потом в ковчег Ноя, убийство Каином Авеля, смерть Авраама, Моисея и Аарона, возникновение христианства, распятие Иисуса и т.д., и т.п. Подобных историй так много, что возникает вопрос о более широком рассмотрении обмана, но об этом ниже.

[71]Псевдо-Аристотель. Тайна тайн. С. 75.

[72]Там же. С. 150.

[73]Там же. С. 151.

[74]Псевдо-Аристотель. Фи ваджибат аль-амир (Об обязанностях военачальника) // Ватиканская апостолическая библиотека. Вост. фонд. Ед. хр. 523. С. 66, 76.

[75]‘Ахд Ардашир (Завет Ардашира) / Публ. Ихсана Аббаса. Бейрут, 1967. С. 106.

[76]Изысканные одеяния... С. 189.

[77]Ат-Танухи. Занимательные истории и примечательные события из рассказов собеседников. С. 277-278.

[78]См.: Аноним. Изысканные одеяния, или Утонченные хитрости.

[79]См.: Там же. С. 200-201. История явно апокрифична (с мусульман подушная подать не взималась), но очень показательна.

[80]Например, у аль-Фараби она попала в раздел математических наук - наряду с арифметикой, геометрией, оптикой, наукой о звездах, музыкой и наукой о тяжестях (см.: Аль-Фараби. Слово о классификации наук // Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. С. 176). У средневековых арабо-исламских энциклопедистов - Чистых Братьев - «знание искусных приемов» попало в разряд «наук, требующих упражнения», или «практических» наряду с чтением и письмом, языковедением и грамматикой, счетом, поэтикой, магией и алхимией. См. подробнее: Игнатенко А.А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М., 1989. С. 132-134.

[81]Здесь можно указать книгу аль-Джазари (XIII в.) «О знании инженерных хитростей» (Фи ма‘рифа аль-хияль аль-хандасийя).

[82]Сочинение Абу-Бакра Ахмада аль-Хассафа (ум. в 874 г.) «Книга хитростей и [выход из] затруднений» (Аль-хияль ва-ль-махаридж), Мухаммада Ибн-аль-Хасана аш-Шайбани» (ум. в 804) «Книга затруднений в [применении] хитростей» (Китаб аль-махаридж фи-ль хияль), Абу-Хатима Махмуда аль-Казвини (ум. ок. 1050 г.) «Книга законоведческих хитростей» (Китаб аль-хияль фи-ль-фикх).

[83]Подробно см.: Rodinson М. Islam et capitalisme. P., 1966. P. 52-54; Schacht J. Introduction au droit musulman. P., 1983. P. 70-74.

[84]Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. С. 12..
==================
см.: http://i-r-p.ru/library.html

терминология, ментальность, история, цитируем..., на заметку

Previous post Next post
Up