Не столь давно мы
разбирали проблематику алхимии на Востоке. Речь шла как об общих вопросах, так и о конкретных аспектах такого мировоззрения, проявившихся, в частности, у древних индусов и ещё более древних вавилонян...
Пару слов было сказано и о Китае.
Один из основных выводов Мирча Элиаде (из
его соответственной работы), что в Индии и Китае может идти речь прежде всего о так сказать глубинной алхимии, имеющей дело с духовной составляющей материи и человека...
В то время как химические опыты - наследие Александрии и её арабских преемников...
(с) "...Алхимия-расаяна, которую практиковали в среде индийских аскетов, не испытала на себе сколько-нибудь заметного влияния со стороны ислама.
Мусульмане принесли в Индию начатки александрийской алхимии, которые они узнали через посредство сирийских толмачей. Но эта греко-египетская алхимия слишком уж разнилась от расаяны индийских аскетов. Первая была, или предполагала быть, предхимией, наукой; вторая оставалась духовной техникой, напрямую и органически связанной с тантризмом.
Алхимия - понимаемая как магическое искусство и как своего рода сотериология - была распространена по преимуществу в тантрических кругах. Многочисленные авторы-тантристы традиционно являются и авторами алхимических трактатов. Впрочем, эти алхимические тантры следует искать в тех регионах, куда менее всего проник ислам, т.е. в Непале и на юге Индии, у тамильских ситтари.
Ситтари - не что иное, как санскритское сиддхи, т.е. «маги» тантрической традиции.
(...)
Итак, мы можем констатировать тесную связь между алхимией и тантризмом.
Знания по неорганической химии - принесенные исламом или открытые в самой Индии, - встречаются в санскритской литературе и до тантризма. Но не эти научные вкрапления интересовали тантристов, а алхимическая «мистика», космическая или мифологическая ценность металлов, сотерическая роль алхимических операций.
Через поиск эликсира жизни алхимия сближается с мистикой и с любой другой индийской духовной техникой, посредством которой достигалось бессмертие; и тем более с тантризмом и хатха-йогой, имевших целью обретение здорового и бессмертного тела.
Как уже было сказано, влияния исламской алхимии на индийскую не стоит преувеличивать.
Буддийские памятники сохранили свидетельства того, что алхимию знали в Индии задолго до начала какого бы то ни было исламского влияния. (...) в «Махапраджнапарамитопадеше» (...) есть дополнение: «При помощи снадобий и заклинаний можно превратить бронзу в золото. При толковом употреблении снадобий можно превратить серебро в золото, а золото в серебро. При духовной силе человек может превратить в золото глину или камень».
Эта духовная сила - не что иное, как сиддхи йогинов и тантристов.
Из текстов буддийского канона мы вправе сделать два вывода: первое, что индийская алхимия существовала и до исламского влияния; второе, что она примыкала к мистическим техникам (снадобья, заклинания, духовные силы), а не к опыту предхимическому, научному.
Факт влияния исламской (т.е. александрийской) алхимии на индийскую аргументировался открытием в Индии ртути лишь после мусульманского завоевания. Но дело обстоит не так просто. Даже если бы расцвет алхимии в Индии начался с открытия и освоения ртути, все же много раньше там существовала, мы это констатировали, «собственная алхимия» (расаяна), на которую ислам влиять не мог и которая выполняла ту же мистическую функцию, что и китайская алхимия: искала пути к продлению жизни и бессмертию.
...При этом...
На самом деле ртуть была известна в Индии еще с IV в. н.э., которым датируется так называемый «Манускрипт Бауэра», самый древний санскритский трактат по медицине, дошедший до нас (...). Ртуть играла существенную роль в тантризме, при этом известно, что регионы, где процветал тантризм, менее всего подверглись влиянию ислама.
(...)
«Мистический» смысл фиксации ртути иногда расшифровывается в текстах.
Снижение летучести этого священного металла имеет «духовную» ценность: принцип динамический, мобильный превращается в принцип статический, божественный. Снижается, «пресекается» мобильность психоментального опыта; освобожденная душа точно так же статична, как «фиксированная» ртуть.
Так алхимическая операция приобретает сотерическую подоплеку.
Воля к святости благочестивого человека, его желание пресечь суету обыденной жизни души и добиться совершенной, статичной автономии души освобожденной выражается через алхимические операции и символы.
Поиск «фиксированной» ртути есть, таким образом, тот же поиск «освобождения» души, ведущего к бессмертию.
Именно этот, сотерический смысл более всего очевиден в алхимических тантрах.
Во всех текстах восхваляется «мистическая» действенность фиксированной ртути.
В «Суварна-тантре» говорится, что, съев «убитую» (наштапишта) ртуть, человек становится бессмертным; одна часть такой «убитой» ртути может превратить сотню тысяч частей живой ртути в золото.
Даже урина и экскременты алхимика, принимающего такую ртуть, могут превращать медь в золото.
В «Руд-раямала-тантре» утверждается, что процесс «убиения» металлов был открыт Шивой и передавался адептами из поколения в поколение. Сам же Шива - бог по преимуществу тантрический; техники, которые он открывает, - всегда мистические, сотерические.
Индийский средневековый перевод «Алхимии Счастья» Аль Газали
Итак, индийская алхимия была прежде всего сакральным деянием, немыслимым без внутренней чистоты, уединения и аскезы. Лаборатория помещалась в лесу, вдали от всякого нечистого присутствия.
...Алхимические операции, собранные под названием расаяна [см. наш
соответственный пост], суть скорее действа духовного порядка, чем лабораторные опыты. Преследуется, с одной стороны, цель очищения духа, а с другой - транссубстанциализация тела. Обе эти операции имеют тантрическую природу, а значит, принадлежат духовной технике, а не дохимической науке.
В Индии и по сей день сохранилось поверье, что некоторые йогины владеют секретом продлевания жизни и трансмутации металлов.."
((с) Мирча Элиаде) Что до конкретики, то об алхимии исламского мира можем вычленить следующее.
Начнём с
пассажей из Вики.
"После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов".
В качестве конкретики приведём фактаж о двух известнейших личностях истории исламской науки, чьё творчество неразрывно связано именно с алхимией и йатрохимией... Собственно, речь идёт о достославном Гебере и Разесе... (кое-что о них
мы уже рассказывали ранее...)
Итак,
Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян ад-Азди ас-Суфи.
В конце VIII века персидский алхимик Джабир ибн Хайян развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и «металличности».
Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец - холодный и сухой, золото - теплое и влажное.
Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» с ртутью, «идеальным металлом».
Впрочем, самый совершенный из металлов, разумеется, ЗОЛОТО.
Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Таким образом, он заложил основы ртутно-серной теории.
Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов (ковкость, горючесть и пр.) и обосновывали возможность трансмутации.
В основе же упомянутой
ртутно-серной теории - сложившиеся ещё в александрийскую эпоху представления о ртути как об особом, «первичном» металле, основанные на уникальной способности ртути образовывать амальгамы с другими металлами... Алхимические принципы ртути - ковкость, а серы - горючесть. Они, в свою очередь, образованы элементами-стихиями: ртуть содержит воду и воздух, а сера - землю и огонь.
Философская Ртуть и философская Сера не тождественны ртути и сере как конкретным веществам.
Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских ртути и серы как принципов, причём принципов скорее духовных, нежели материальных.
Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают Серу, мокрые же - Ртуть.
Сера и Ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь известных металлов.
В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.
Термин эликсир (al-iksir) происходит от греческого xerion, то есть «сухой»;
позднее в Европе эта субстанция получила название философского камня (Lapis Philosophorum).
Поскольку процесс превращения несовершенных металлов в совершенный может быть отождествлён с излечением металлов, эликсир, согласно представлениям последователей Джабира, должен обладать ещё многими магическими свойствами - исцелять все болезни, и, возможно, давать бессмертие (отсюда - «эликсир жизни»).
Проблема трансмутации металлов, таким образом, в рамках ртутно-серной теории сводится к задаче выделения эликсира, обозначаемого в алхимической символике астрологическим символом Земли.
Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.
Джабир ибн Хайян также ввел представление о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ. Его работы переписывали и цитировали много веков подряд.
Полагают, впрочем, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем.
Другой арабский учёный, Разес, или Ар-Рази (точнее,
Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази) в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов: «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с Солью.
Среди его алхимических сочинений наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн».
Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды греческих философов и произведения александрийских алхимиков; он изучил и оригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX вв.
Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла.
Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла).
Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним ещё третий принцип - «Соль».
Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.
В своих сочинениях Ар-Рази описал различные химические аппараты и приборы и химические операции.
В «Книге тайн» он разбил весь материал алхимии на три основных раздела:
1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций.
Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества.
Он разделил их на три больших класса:
* землистые (минеральные) вещества,
* растительные вещества,
* животные вещества
Минеральные вещества Ар-Рази, в свою очередь, разделил на шесть групп:
«духи» (спирты, летучие вещества):
к этой группе он относил ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу;
«тела» (то есть металлы), всего их семь:
золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк);
«камни», тринадцать видов:
марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло;
купоросы, шесть видов:
черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа);
«бораки», шесть видов:
хлебная бура (вероятно, поташ), натрон (сода), бура ювелиров, «тинкар» (род мыла, применявшегося при пайке металлов), зараванская бура, арабская бура;
«соли», одиннадцать видов:
хорошая соль (поваренная), горькая (возможно, мирабилит или английская), каменная, белая, нефтяная, индийская, китайская соль, поташ, соль мочи, известь и соль золы.
Растительные вещества Ар-Рази не перечислял, упоминая лишь о том, что они редко употребляются.
Из животных веществ он выделял десять:
волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.
Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности,
кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.
Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение).
Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове.
После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским.
Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.).
Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат. И, как мы упоминали в начале, аналитики вслед за Элиаде частенько характеризуют арабскую алхимию как сугубо прагматический, околонаучный опыт пост-античного толка.
Но это вовсе не так!
Арабы, как и индусы, пользовались не только лабораторными, но и духовными практиками с металлами и процессами горения...
Наконец,
прекрасный пример синтеза познания и духовности в тексте известнейшего суфия-романтика
Аль Газали (которого полностью звали Абу Хами́д Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Газали́ ат-Туси́ аш-Ша́фии):
АЛХИМИЯ СЧАСТЬЯ
Глава о познании себя, из скольких вещей ты создан
Если хочешь познать себя, то знай, что ты создан из двух вещей, одна вещь - это явная форма, которую называют телом и которую ты можешь явно увидеть глазами, а другая вещь - это твой скрытый смысл, который называют душой, духом или Сердцем и которую ты можешь узнать внутренней проницательностью, а явными глазами ты этого видеть не можешь, и твоя истинная сущность заключается в этом внутреннем смысле.
Всё, что не является этой вещью, подчиняется ей, это её войско и прислуга, мы её будем называть Сердце, и когда мы будем говорить о Сердце, знай, что это истинная сущность Человека, которую иногда называют дух или душа, а не тот кусочек мяса, который находится с левой стороны груди, так как он не имеет такой же ценности, ведь он есть и у скота, и у трупов, и его можно явно увидеть глазами, а все, что можно явно увидеть глазами, принадлежит этому миру, который называют миром свидетельства.
Истинная сущность Сердца не из этого мира,
оно чуждо ему и попало сюда, чтобы пройти через этот мир, а это явное мясо - его носильщик и его оружие, а все части тела - его войско, и оно - повелитель всего тела.
Познание Всевышнего Бога и свидетельство красоты его величия - его качества, задачи стоят перед ним, к нему обращены послания, награда и наказания предназначаются ему, и настоящее счастье или несчастье может постичь только его. Тело же во всех делах - только его слуга, и познание его истинной сути и его качеств и есть ключ к познанию Всевышнего Бога.
Старайся познать его, так как жемчужина его сути, ведь она дорогая, относится к виду сущностей ангелов, и в своей основе оно происходит от Божества, от него оно спустилось и вернется туда в конце концов, а здесь для него чужбина. Сюда оно попало для "торговли" и "землепашества", и после ты поймешь, даст Бог, Всевышний, Всемогущий и Всеславный, истинный смысл этой "торговли" и "землепашества".
Глава, повествующая о вещах, которые зависят от познания истинной сути Сердца,
а также речь о подтверждении твоего существования
Знай, что познание истинной сути Сердца будет бесплодным, пока ты не познаешь его существование, потом ты познаешь его истинную сущность, затем ты узнаешь его войске, потом о его отношениях с этим войском, потом ты узнаешь, каким будет его качество, когда даст для него плоды познание Всевышнего Бога и когда оно достигает этим своего счастья, и обо всем этом будут даны знаки.
Знай же, что оно существует явно, так как у человека не возникает сомнений в своем существовании, но оно не принадлежит к явной телесной оболочке, так как у мертвеца тоже есть тело, но души нет, поэтому говоря об истинной сути души, мы имеем в виду Сердце, так как без него тело становится мертвым.
И если кто-то закроет свои глаза, и забудет свою телесную оболочку, он обязательно познает свое существование и узнает о себе самом, хотя не будет знать об теле, земле, небе и обо всем, что в них находится, и если кто-то на этом хорошенько сосредоточится, он познает нечто из истинной сущности горней жизни и поймет, что настанет такое время, когда у него отнимут тело, а он сам останется, но не превратится в ничто.
NB!
http://www.chemheritage.org/discover/media/magazine/articles/25-3-al-kimya-notes-on-arabic-alchemy.aspx