Прежде чем вернуться к на самом деле скучному тексту, который уже не радует, так как приходится возвращаться к уже сделанному, вместо того, чтобы двигаться вперед, ссылка на одну важную статью и пара мыслей вдогонку, почему это важно.
В относительном новом журнале, посвященном междисциплинарным и межведомственным исследованиям в сфере НБ США вышла очень интересная статья, к которой хотелось бы привлечь внимание тех, кто всерьез занимается темой. Честно говоря в журнале много интересных статей, но на этот раз пару слов об этой.
After 2015: The Next Security Era for Britain
By John Mackinlay PRISM 3 No. 2, 2012
Abstract
Against a background of withdrawal from Afghanistan, the effects of the Arab Spring, economic breakdown in Europe, and the continuing evolution of the techniques of uprising, 2015 may mark the start of a rather different security era for the British. After a century of expeditionary operations, they must now determine whether the safety of their own population takes priority over supporting U.S. operations overseas. Three conditions may define the next security era for them: the probable end of expeditionary operations; the need to give primacy to their domestic security; and the need to develop national security forces and a doctrine which are relevant to the evolutions of insurgency. Автор, известный в соответствующих кругах исследователь привлекает внимание к происходящим изменениям в сфере НБ Европы и, в частности, Великобритании. Если ранее Европа, вооруженные силы европейских стран сосредотачивались на решение задач, находящихся вне Европы, поддерживая США в геополитических проектах, то в скором будущем те же британские ВС будут вынуждены выбирать между такого рода поддержкой и необходимостью решения задач внутри страны. То есть впервые за много и много десятилетий западные страны рассматривают возможность использования ВС для стабилизации ситуации внутри страны, то есть для выполнения в том числе и жандармских функций. И приступили к разработке соответствующей теоретической базы на уровне операционного искусства, скажем, которая позволила бы войскам работать в давно позабытом режиме.
И тогда получается, что весь тот опыт, который был приобретен последние годы в рамках проведения контрповстанческих операций, операций в городе и пр. начнет преломляться и адаптироваться для использования внутри развитых стран Запада, что потребует решения сложных задач согласования действий различных ведомств занимающихся сферой НБ. То речь идет о проведении так называемых «сложных операций» (материал по которым я сейчас собираю и систематизирую, потому как рано или поздно все это дело вслед за Ливией, Сирией придет и на Кавказ) внутри своих стран.
Это довольно неожиданный для меня оборот. Западные теоретики начинают адаптировать концептуальный базис, в рамках которого проводились колониальные и экспедиционные войны и кампании для «внутреннего пользования». Военная мысль Запада готовится применять ВС внутри своих обществ и в гражданской среде.
Согласитесь, важная и актуальная тема для отдельной статьи и даже более основательного исследования. У меня руки не дойдут, так как есть более актуальные темы. До которых руки тоже не доходят. Может кто-то из студентов или курсантов. Хотя если взять широко и копнуть глубже то это тема для кандидатской.
Выводы и интерпретации, дочитавшие до конца, сделают сами. Они могут быть довольно интересными.