Материал из цикла
"Как собраться в крымский поход" Покупка билетов
Наши поезда самые поездатые в мире
Народный фольклор
Как понятно из эпиграфа, основным видом транспорта, на котором сумские туристы попадают в Крым, является железнодорожный. Отрадно, что в свете недавних отмен многих рейсов по Украине, в Сумах сохранилась возможность без пересадок попасть в крымскую столицу Симферополь. В летний период еще добавляются прямые поезда в Евпаторию и Феодосию. Первый совершенно не подходит для наших целей - вокруг Евпатории одна степь и нет гор, про феодосийский поезд я упомяну дальше.
Свою подготовку мы начинаем именно с покупки железнодорожных билетов. Это самая затратная статья. Но надо обязательно иметь на руках проездные документы, которые дают уверенность, что точно уедем на полуостров. Без них вы просто впустую потратите свое время и средства, занявшись детальной проработкой маршрута, закупкой продуктов и сбором снаряжения.
Именно поэтому здесь не рассматривается проходящий через наш город по нечетным числам белорусский поезд "Минск-Симферополь", на который билеты продаются за два часа до прибытия. Можете конечно попытать счастья, но я, при планировании поездок, никогда не играю в такую лотерею - поедем/не поедем.
Перед тем как приобрести билеты, необходимо определиться сколько времени вы можете провести в Крыму. Работающие люди обычно привязаны к своему отпуску или переносам рабочих дней в связи с праздниками. Итак, определяем даты приезда и отъезда, зная расписание поездов (
см. ниже). При этом желательно сделать предварительный набросок маршрута будущего похода. Чтобы не получилось вдруг, что завтра надо уезжать домой, а вы застряли где-то в глубинке и до цивилизации еще ой как далеко. Совершенно не будет лишним на случай форс-мажора (чаще всего это плохая погода) запланировать запасной день, который при успешном прохождении маршрута можно будет потратить на отдых у моря или дневку, полудневку где-то в живописном месте.
Расписание поездов
Для того чтобы узнать расписание поездов из Сум в Крым и наличие свободных мест, зарегистрируйтесь на портале
"е-Квиток". Регистрация бесплатная и несложная. С помощью данного сервиса кроме получения вышеупомянутой информации можно бронировать места в вагоне и совершать покупки билетов через интернет. Подобными услугами мы не пользуемся, т.к. это требует наличия банковской карточки и немного удорожает (за счет взимания комиссии) общую стоимость проездных документов.
Основным для нас является поезд №056 "Сумы-Симферополь" и обратный "Симферополь-Сумы". У них удобное время отправления и прибытия.
Поезд №056 выходит поздно вечером из Сум по четным числам, прибывает на следующий день в крымскую столицу в 12:20.
Тот же поезд отправляется из Симферополя по нечетным числам в 17:20 (время может немного меняться в зависимости от сезона). У вас есть целый день, чтобы добраться из любой точки полуострова на симферопольский железнодорожный вокзал. Поезд №056 прибывает по четным числам в Сумы, в 7:40. Как раз к началу рабочего дня:)
Для возвращения также можно воспользоваться поездом №100 "Симферополь-Минск". Билеты на него продаются заранее. Поезд №100 выходит по четным числам из крымской столицы в 12:48 и прибывает на следующий день в Сумы в 1:24. Время довольно неудобное: в Крыму надо чуть ли не с утра срываться с места ночевки, чтобы успеть к отправлению поезда. Потом день промаяться в вагоне, а уже дома нанимать такси (лишние расходы), т.к. маршрутки еще не ходят.
Туристам, которые планируют свой поход, отдых в районе Феодосии, Арабатской стрелки, Коктебеля, Судака или будут стартовать к побережью, например, из Старого Крыма, рекомендую воспользоваться поездом №260 "Сумы-Феодосия". Данный состав ходит только в летний период и в сентябре, отправляясь из Сум по нечетным числам в 14:28 и прибывая на феодосийскую набережную (в полном смысле этого слова) на следующий день в 4:45. Столь раннее время прибытия дает возможность ознакомиться с местными достопримечательностями и без спешки переместиться к точке старта. В случае же с поездом №056 будет цейтнот, ведь надо успеть за оставшиеся полдня попасть на запланированное первое место ночевки. С учетом дальнейших переездов из Симферополя (электричкой, автобусом, троллейбусом) времени на переход первого дня может остаться совсем мало.
А вот назад обратный поезд №260 "Феодосия - Сумы" отправляется по четным числам в 10:30. Из-за такого раннего времени надо ночевать где-то в окрестностях курортного города, чуть ли не на вокзале, потом целый(!) день прийдется парится (лето!) в вагоне. Уж лучше потратить деньги, которые все равно бы ушли дома на оплату услуг такси (поезд №260 прибывает в Сумы в 3:17), для переезда в Симферополь и оттуда уже уезжать на поезде №056.
Внимание: в конце мая вводится в действие летнее расписание, в октябре - зимнее. Поэтому время прибытия и отправления поездов, указанное здесь, может немного меняться! Принцип отправления (по четным, нечетным числам) остается тот же круглый год. Только помните, что при стоящих двух подряд нечетных датах (31-е и 1-е) поезд отправляется 31-го числа, потом 3-го числа.
Просмотр свободных мест
Итак, на
сайте зарегистрировались, с расписанием разобрались. Продажа железнодорожных билетов открывается за 45 дней до наступления нужной даты. Т.е. если вы собираетесь поехать в Крым на майские праздники, то мониторить е-Квиток надо начинать с 15-16 марта. Также необходимо иметь в виду, что иногда сервис бывает недоступным или работает со сбоями из-за большого количества запросов.
Посмотреть наличие свободных мест в вагонах можно с помощью пункта меню "Планирование поездки".
Нет нужды описывать детально процесс ввода данных на следующей форме.
Все интуитивно понятно, в случае каких-то ошибок система выдаст подсказки. Дата отправления выбирается с помощью календарика, открывающегося по нажатию соответствующей кнопки. Для поезда "Сумы-Симферополь" это будет четное число, для обратного, "Симферополь-Сумы" - нечетное (
см. выше про расписание). Порядок следования легко переключить, нажав кнопку "Обратное направление".
Следующая таблица показывает общее количество свободных мест различных типов.
Щелкаем мышкой на номере поезда и видим более детальную информацию.
На этом этапе хочу обратить внимание на такой момент. В таблице присутствует только по одному вагону каждого типа (люкс, купейный, плацкартный). В случае если в вагоне останется свободными менее 9 мест, открывается для продажи следующий вагон того же типа.. Для железнодорожников это выгодно - не придется гонять пустые или несколько полупустых вагонов в составе поезда. Зато туристам, не зная точно сколько еще будет продаваться билетов, иногда приходится довольствоваться местами у туалета или даже верхними боковыми полками. Поэтому совет: не тяните до последнего, а покупайте проездные документы как можно раньше, чтобы ехать с комфортом.
Узнать конкретные свободные места можно, если щелкнуть мышкой на номере вагона и затем выбрать из появившегося меню первый или второй пункт.
Выписывайте из таблички какие вам подходят (серый цвет означает что уже проданы билеты на эти места).
Тоже самое проделываем для обратного поезда. Лучше сразу иметь комплект билетов, а не полагаться на то, что их без проблем можно будет купить в Крыму. У нас один раз так получилось, что в запланированную ранее дату мы не смогли уехать в Сумы по причине отсутствия свободных мест. Хорошо что отпуск продолжался, пришлось на день продлить отдых у моря и возвращаться неудобным белорусским поездом. Но больше мы так не поступаем.
К моменту покупки билетов, кроме дат отъезда и приезда, желательно знать и численность группы. В железнодорожную кассу пусть отправляется один из участников, остальные обязательно дают ему деньги на билеты. Их самостоятельно покупает тот, кто присоединится к группе позже. До тщательного планирования похода обычно остается еще много времени, поэтому на данном этапе изменение численности участников не так критично. Естественно, что надо стремиться к тому, чтобы все ехали в одном вагоне: можно провести инструктаж, распределить снаряжение, просто пообщаться. Да и потом в Симферополе не прийдется терять драгоценное время на сбор группы в условленном месте.
Несколько слов о стоимости билетов. Многие смотрят на
табличку и думают, что именно такую сумму придется заплатить в кассе за место в вагоне соответствующего класса. На самом деле билет стоит на 7 гривен больше. Попробуйте хотя бы раз ради интереса, после просмотра свободных мест, выбрать одно из них и нажать на кнопку "Оформление документов". Вы увидите следующую картинку.
Обычно до этого шага большинство людей не доходит, ориентируясь на стоимость указанную ранее. А потом у кассы может наступить удивление "Почему это у меня денег не хватило?". Так что помните об этих семи гривнах.
Напоследок несколько советов как можно немножко сэкономить на проезде железнодорожным транспортом.
1. Не покупать проездные документы в так называемой "платной кассе", где к цене каждого билета добавляется еще и 10 грн. Обычно люди обращаются в подобную кассу из-за того, что в обычные стоят очереди. В связи с этим совет: приезжайте за билетами на сумской жд вокзал рано утром, до 8 часов.
2. Стоимость билетов зависит от времени года и дня недели. Подробнее об этом можно прочитать
здесь (см. в конце). С временем года особо выбирать не приходится. Если же у вас есть возможность, то отправляйтесь в поездку во вторник, среду. На пятницу, воскресенье билеты стоят дороже.
3. Ездить в плацкартном вагоне, а не купейном. Если вас такое предложение категорически не устраивает, то следующие пункты можете не читать.
4. Плацкартные вагоны в составе №056 бывают двух типов: "фирменные" и не фирменные (Н/Ф) (см. таблицу ниже). Внутри разницу между ними вы не увидите. Обшивка, пластиковые окна, довольно мягкие сидения, все одинаковое, после капремонта. А вот разница в цене может достигать 15 грн.
Но взять такие билеты - большая удача.
5. При покупке билетов откажитесь от постели (минус 15 грн. от полной стоимости, указанной на портале. Про семь гривен помним?). Вы же все-таки туристы! Вполне можно обойтись спальником. Ну или захватите из дома простынь. Она вам может пригодиться и в походе (особенно в жаркий период года) - расстелите поверх карематов в палатке.
Приобретя билеты, можно переходить к следующему
этапу подготовки.