Правильного выбора в реальности не существует -
Есть только сделанный выбор и его последствия.
Эльчин Сафарли
Вот эта фотография, о которой идет речь в названии статьи и с которой мы начнем наше почти детективное расследование:
На этой дореволюционной фотографии изображен кабинет директора Чухломского с/х училища имени Ф. В. Чижова, (фотография В. Екеминскаго).
В настоящий момент училище действует и называется Областное Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение «
Чухломской Лесопромышленный Техникум им. Ф.В.Чижова Костромской области».
Фотография попала в музей училища пару лет назад в числе почти сотни дореволюционных фотографий, которые являются частью большого альбома и являются уникальным экскурсом в историю и быт Чухломского училища. Фотографии прислал гражданин США, которому альбом достался от умершего родственника. Несмотря на то, что альбом прислан не полностью (представлено 85 из 138 фотографий), канал поступления информации дает возможность предположить, что современной исторической цензуре фотографии не подвергались, а неполнота объясняется лишь обычным человеческим желанием заработать денег.
Будем рассматривать данную фотографию как отправной шаг в нашем расследовании. Представим себе, что мы находимся в центре бескрайнего топкого исторического болота, а эта фотография конец нити волшебного клубка, который дала нам Баба Яга и который может нас из этого болота вывести. Как добрый молодец в сказке мы бросаем клубок и куда он покатиться туда и пойдем. Но так как наш путь пролегает по топкому болоту, то наша задача перейти через него, не утонуть и не застрять. Каждый раз делая ШАГ, перескакивая с «кочки» на «кочку», будем осматриваться по сторонам, делать промежуточный вывод (остановку) и смотреть куда дальше можно сделать следующий ШАГ, при этом будем стараться не потерять из вида путеводную нить, ведь только она может вывести нас из болота. Выбор направления очередного ШАГА будем определять опираясь на имеющуюся историческую информацию, но толковать ее будем исходя из общечеловеческой логики и здравого смысла, а не так как написано в учебниках. Где-то будут делаться не совсем очевидные допущения, но в целом весь путь будем стараться делать, придерживаясь имеющихся исторических фактов. Возможно, временами придется отдаляться от путеводной нити. Где-то, возможно, придется возвращаться. Если после того, как будут испробованы все пути сдвинуться дальше не получиться и существующей информации будет катастрофически не хватать, то чтобы не застрять на текущей «кочке», возможно, придется что-то додумать или дофантазировать. Как будет протекать наш путь пока неизвестно.
Несмотря на то, что выводы и логические мостики между «кочками», возможно, будут не совсем аргументированы и однозначны, но для нашего расследования/путешествия на предварительном этапе этого и не требуется, главное выбраться из болота на твердую землю. После того как мы выйдем из болота, тогда оглянемся назад, посмотрим на весь проделанный путь с «высоты птичьего полета» и попробуем оценить его комплексно на адекватность, возможность и допустимость сделанных предположений.
Так как это исключительно личный авторский путь, то не стоит кидать в автора всеми подручными предметами. Кому не нравиться - может не читать, кому нравиться, но очень непривычно - может рассматривать это повествование как фэнтези историческую тему.
ШАГ 1. Что это за человек, чей портрет расположен между и над портретами императорской четы Романовых?
На приведенной фотографии нас интересуют портреты, размещенные на стене. Вот эти портреты крупным планом:
Как видим, это портреты (слева направо): Николая II, Ф. В. Чижова, Александры Федоровны (жены Николая II).
Портреты Николя II и Александры Федоровны вырезаны из их хорошо известной общей свадебной фотографии:
Следовательно, приведенная фотография кабинета, сделана после свадьбы Николая II и его вступления на престол.
Между венценосными молодоженами и выше их размещена фотография Федора Васильевича Чижова. Как видно по рамке для фотографии и по месту расположения фотографии этот человек более уважаемый и почитаемый, чем пара молодоженов, размещенная ниже.
Кто же это такой Чижов Федор Васильевич, портрет которого так уважительно разместили выше портрета императора Российского?
Согласно википедии,
Фёдор Васильевич Чижов (1811-1877) - русский промышленник, общественный деятель, учёный. Сторонник славянофилов, издатель и редактор общественно-политических журналов и газет, организатор железнодорожного строительства, благотворитель.
Весь свой основной капитал Чижов завещал на устройство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений. Два ремесленных училища должны были быть построены в Костроме: низшее химико-техническое и среднее механико-техническое. Ещё три низших училища, построенных в Кологриве, Чухломе и в Галиче или Макарьеве, должны были выпускать высококвалифицированных рабочих-ремесленников. Училища были открыты в 1892-1897 годах. Плата за обучение в низшем училище составляла 3 руб. в год, в среднем училище - 30 руб. Бедные ученики освобождались от платы, получали пособия из специальных училищных средств. Чижовские училища имели первоклассное оборудование и превосходный состав педагогов, преподаватели набирались из выпускников столичных высших учебных заведений, а лучшие учащиеся посылались на стажировку за границу. Их выпускников охотно принимали на работу казённые и частные предприятия. Кроме того, Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и при нём учебное родовспомогательное заведение.
Вот так выглядел Ф. В. Чижов в начале 1870 гг. и, как видим, именно этот портрет размещен на стене между венценосной парой.
А так выглядели три низших училища, построенных в Кологриве, Чухломе и в Макарьеве по завещанию Чижова.
Первым 15 сентября в 1892 г. открылось Макарьевское ремесленное училище (сейчас Макарьевское профессиональное училище № 1 имени Ю. В. Смирнова - действует):
Вторым 1 октября 1892 г. в усадьбе Екимцево, на правом берегу реки Унжи, в 3 верстах от уездного города Кологрива, начало действовать Кологривское низшее с/х техническое училище им. Ф. В. Чижова (закрыто в 1986 году).
Третьим 25 сентября 1896 года в трех километрах от уездного города Чухлома в усадьбе Анфимово было открыто с/х ремесленное училище им. Ф.В. Чижова. (сейчас ОГБПОУ «Чухломской Лесопромышленный Техникум им. Ф.В.Чижова Костромской области» - действует).
Все училища кроме центральных зданий имели множество дополнительных строений: была водокачка с центральным водопроводом, механические и ремонтные мастерские, мельница, животноводческие постройки для крупного рогатого скота и лошадей, амбары, маслобойка, льнотрепалка. Везде было электричество. Стояло лучшие немецкое оборудование.
Как видим, очень грандиозные постройки для низших ремесленных училищ, да еще и возведенные в труднодоступной Костромской глуши. Но как говориться, у богатых свои причуды, хочет в глуши замки строить и учить в них деревенских мальчишек - пусть строит, лишь бы шло на пользу...
Об изначальном несоответствии и неприспособленности , как минимум двух из приведенных выше комплексов, официально озвученным целям, будет рассмотрено в последующих материалах. Сейчас же чтобы не задерживаться в пути будем двигаться дальше.
То, что на центральной фотографии запечатлен именно Ф. В. Чижов и он более почитаем, чем император Николай II можно убедиться из следующих фотографий.
1). Фотография актового зала в Чухломском училище.
Хотя фотография довольно темная, видно, что прямо на передней стене размещены две иконы, видимо покровительницы училища, в правом углу на этой же стене размещен портрет Ф. В. Чижова, портрет Николая II размещен лишь на боковой стене вдали от икон. По такому размещению портретов мы имеем подтверждение, что Ф. В. Чижов более почитаем чем Николай II.
Портрет Чижова из этого зала в настоящий момент находится в
Кологривском краеведческом музее имени Г.А. Ладыженского.
2). Фотография кабинета директора Кологривского с/х технического училища, сделанная уже в советское время (находится в Кологривском краеведческом музее имени Г.А. Ладыженского).
Портрет Чижова на стене более крупно:
Т.е. мы видим, это тот же портрет, в такой же рамке, что и портрет в кабинете директора Чухломского училища.
На основании приведенных фотографий можно утверждать, что промышленник-меценат почитается в государственных училищах выше действующего Государя Императора. Следует отметить, что Федор Чижов на момент открытия училищ официально был уже 15 лет как мертв, а душеприказчики, которые воплощали его завещание в жизнь и фактически осуществляли строительство училищ, по официальной версии это были Савва Иванович Мамонтов и Василий Дмитриевич Поленов, никак в означенных заведениях не почитались, что странно. Официально большая задержка с началом реализации завещания связана с увеличением стоимости акций, оставленных Чижовым. Без указанного роста цен на акции, видимо, начинать строительство было нецелесообразно, а ограничиться более мелкими масштабами строительства душеприказчики, видимо, считали недостойным памяти Чижова…
Официальная история, возможно, не увидит ничего странного в почитании Федора Чижова выше Государя Императора, почему бы нет, ведь именно Чижов завещал свои средства на строительство училищ, а кто уж их строил и кто правил страной не столь важно. Но мы, как обычно, усомнимся в официальных объяснениях и предположим, что Чижов это кто-то более старший в роду или у Николая или у Александры Федоровны, другого объяснения такому расположению портретов сложно придумать.
Всех родственников Николая мы знаем и Чижов ни на кого из них не похож. А вот отец Александры Федоровны - Людвиг IV Гессенский вполне похож на Федора Чижова в молодости.
На то, что перед нами отец Александры Федоровны намекает так же и отчество жены Николая II, урожденной принцессы Виктории Алисы Елены Луизы Беатрисы Гессен-Дармштадтской (нем. Victoria Alix Helena Louise Beatrice von Hessen und bei Rhein). 21 октября 1894 год Аликс, как называл ее Николай II, приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна. Чем был определен выбор именно такого отчества официальная история не объясняет. Если же считать, что отцом Александры Федоровны был Федор Чижов, то выбор такого отчества очевиден…
Людвиг IV Гессенский, полное имя Фридрих Вильгельм Людвиг Карл (нем. Friedrich Wilhelm Ludwig Karl von Hessen und bei Rhein; 12 сентября 1837 - 13 марта 1892) - великий герцог Гессенский и Прирейнский в 1877-1892 годах.
Интересны ключевые даты в жизни Людвига IV: после смерти дяди Людвига III принял титул великого герцога Гессенского и Прирейнского под именем Людвига IV в 1877 году (год смерти Федора Чижова), а умер в 1892 году (год, когда открылись первые Чижовские училища).
Еще раз два портрета вместе Федора Чижова и Людвига IV:
Сходство очевидное. Поверим своим глазам и подведем промежуточный итог:
Портрет на фотографии, приведенной в начале статьи, размещенный над венценосной императорской четой, принадлежит Федору Васильевичу Чижову, он же Людвиг IV Гессенский, великий герцог Гессенский и Прирейнский, он же отец Александры Федоровны и тесть Николая II.
Соберемся с духом и перепрыгнем вдоль ниточки на следующую «кочку»…
Ar_k_om
29.09.19
p.s.
Для тех, кто невнимательно рассматривал приведенную фотографию, приведу более крупно предмет, расположенный в правом углу комнаты:
Что это такое, можно поразмышлять на досуге.
продолжение
здесь