Решил целиком выложить свой конкурсный проект храма в Котельниках, точнее, послеконкурсный.
На разработку проекта у меня было девять дней. Потом проект по просьбе заказчика был немного доработан (еще неделя, добавление плана подвала и корректировка некоторых помещений) и приобрел вполне законченный вид и смысл.
Проект родился как протест против того хтонического ужаса, который был прислан на конкурс - я говорю о
проекте, например, главного архитектора мастерской А. Анисимова, или об этом знаменитом уже лет семь
проекте. Кстати, многие проекты были посажены на участок без соблюдения каких-либо норм, что для меня было очень странно.
Кроме этого, удалось нарисовать некоторые принципы здания храма вообще, важные для сегодняшней практики - никаких "стилобатов" и насыпных холмов, никаких приходских центров под землей в огромной яме, вход с уровня земли. Вариантов объемного решения не так уж много, и по большому счету все сводится к трем вариантам: храм и дом прихода отдельно (практически не решается входная группа храма, если храм небольшой, но в целом обычная практика), храм и дом сблокированы (идеальный вариант по функциональным связям), храм вбирает в себя дом (трудные компромиссы во всем, не лучший храм, не лучший дом; к этому варианту относятся и стилобаты и подземные ямы для прихода). Выбран был второй вариант. Но в нем есть специфическая задача гармоничного соединения разнородных объемов, и эта задача связана с архитектурной системой. Мне было интересно решить эту задачу с традиционным русским ампирным пятиглавым храмом, но не привычным способом куб-трапезная-колокольня. Надо сказать, что участок под храм всего 25 соток, и он квадратный, и вытянуть трапезную перед храмом невозможно (как и сделать нормальную полукруглую апсиду, кстати). А два флигеля и курдонер между ними перед входом в храм решают все задачи. Плюс галерея-притвор, охватывающая храм с трех сторон и соединяющая дом прихода и храм.
Конечно, классическая архитектура дает бесконечное разнообразие решений для соединения таких разнородных объемов, и что самое главное - красивых решений. Надо только уметь пользоваться этим богатством, и я понимаю, что после десяти с лишним лет практики в этом направлении делаю только первые слабые шаги.
Остальное - в
альбоме с пояснительной запиской.
Безусловно, тут есть над чем работать, и вариантов решений тех или иных элементов масса. Но это уже другая история.