Юэчжи: восточный рубеж индоевропейского мира и его падение 2

Apr 18, 2019 16:21




Ранее приводились результаты генетического исследования 22 жителей Северной Монголии догуннского времени (XIV-X вв. до н.э.), большинство из которых оказались по аутосомным генам восточными азиатами с 7-процентной индоевропейской примесью и среди которых из 12 мужчин 10 были носителями мужской гаплогруппы Q1a, 1 - N1c1a и 1 - индоиранской R1a-Z93. Эти данные могут быть дополнены результатами генетического изучения останков людей уже гуннского времени.

В Дуурлиг-нарсе на северо-востоке Монголии были исследованы останки трёх человек, найденные при раскопках элитного гуннского могильника. Одним из них была женщина с типичной азиатской женской гаплогруппой D4, остальные двое были мужчинами. Останки одного происходят из гробница № 2, датируемой временем ок. 100 до н.э. - 100 н.э. Гробница Т-образной формы имела входной коридор длиной 15 м и погребальную камеру на глубине 8 м. Помимо останков жертвенных животных (12 коней и 10 овец или баранов) в гробнице находились покрытая чёрным лаком колесница, золотое ожерелье и другие ценные вещи. В деревянном гробу, покрытом золотой фольгой, покоились останки монголоидного мужчины, который оказался носителем мужской гаплогруппы C3 и женской гаплогруппы D4. Обе эти гаплогруппы характерны для восточных азиатов (С3 сейчас чаще всего встречается у бурятов), погребённый был также восточным азиатом по аутосомным генам. Судя по богатству захоронения, он был знатным гунном, возможно, членом царского рода.

Находившаяся неподалёку, но датирующаяся более ранним временем (300-100 гг. до н.э.) гробница № 3 представляла собой прямоугольную камеру 6 х 6 м на глубине 3,5 м. В ней были обнаружены 3 бараньих черепа, 2 кувшина, светильник, китайское бронзовое зеркало, золотая фольга, золотые поясные украшения, бронзовое кольцо и железный наконечник стрелы. Похороненный оказался европеоидом и носителем европейских гаплогрупп (мужской R1a1 и женской U2e1). ( Kijeong Kim et al. A Western Eurasian Male is Found in 2000-Year-Old Elite Xiongnu Cemetery in Northeast Mongolia // https://www.podgorski.com/main/assets/documents/Kim_2010.pdf ) Учитывая датировку захоронения, он мог быть знатным юэчжем, находившимся у зависимых от юэчжей гуннов в качестве представителя верховного юэчжийского правителя.

Из 62 человек, похороненных на гуннском некрополе в Эгийн-гол на севере Центральной Монголии (III в. до н.э. - II в. н.э.), 89% были носителями азиатских материнских гаплогрупп (A, B4b, C, D4, D5, D5a, F1b) и 11% - европейских (U2, U5a1a, J1). ( Christine Keyser-Tracqui et al. Nuclear and Mitochondrial DNA Analysis of a 2,000-Year-Old Necropolis in the Egyin Gol Valley of Mongolia // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1180365/?tool=pubmed ) Из 22 мужчин с того же некрополя двое, жившие ок. 300 г. до н.э., имели мужскую гаплогруппу N1c. ( Christine Keyser-Tracqui et al. Does the Tat Polymorphism Originate in Northern Mongolia? // https://www.isfg.org/files/cd1e4d0df53e05e4888484c7be515c0451a2ddc8.03017011_245177277172.pdf ) Было обнаружено также по одному носителю мужских гаплогрупп Q и C. ( http://dienekes.blogspot.com/2008/05/snp-tests-from-ancient-egyin-gol.html )

На некрополе в Пэнъяне на юге Внутренней Монголии (ок. 500 г. до н.э.) были исследованы останки шести кочевников, предположительно ранних гуннов. Все четверо мужчин имели отцовскую гаплогруппу Q, материнские линии включали C, D4 и M10, что свидетельствует о близости этой популяции к современным северным азиатам. ( Yong-Bin Zhao et al. Ancient DNA from Nomads in 2500-Year-Old Archeological Sites of Pengyang, China // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4418768/ )

Близ города Хами на востоке китайского Синьцзяна был исследован могильник Хейгуолян II-I вв. до н.э., находившийся рядом с летним дворцом гуннских царей. Все 12 мужчин из него имели мужскую гаплогруппу Q (6 Q1a, 4 Q1b, 2 Q*). ( Lihongjie. Y-Chromosome Genetic Diversity of the Ancient North Chinese Populations. Jilin University-China, 2012; https://en.wikipedia.org/wiki/Haplogroup_Q-M242 ) Из троих мужчин с гуннского могильника Баркёль в Синьцзяне все оказались носителями мужской гаплогруппы Q-M3 (Q1a2a1a1). ( L.L. Kang et al. Y Chromosomes of Ancient Hunnu People and its Implication on the Phylogeny of East Asian Linguistic Families // http://www.ashg.org/2013meeting/abstracts/fulltext/f130120577.htm ) Наконец, в недавнем исследовании были опубликованы результаты генетического исследования троих мужчин из гуннских захоронений V в. н.э. в Венгрии. Они имели мужские гаплогруппы Q1a2, R1a1a1b2a2 и R1b1a1b1a1a1. ( Endre Neparáczki et al. Y-chromosome Haplogroups from Hun, Avar and Conquering Hungarian Period Nomadic People of the Carpathian Basin // https://www.biorxiv.org/content/10.1101/597997v1 )

Из приведённых данных можно заключить, что гунны были носителями в основном восточноазиатских генов (из мужских гаплогрупп у них существенно преобладала Q). Антропологические исследования останков гуннов показывают, что они были ярко выраженными монголоидами. Это подтверждается изображениями гуннов из погребального комплекса воевавшего против них китайского полководца Хо Цюй-бина (ум. в 117 г. до н.э.).



Изображения гуннов на погребальном памятнике Хо Цюй-бина

Согласны с этим и описания гуннов у позднеантичных европейских авторов. Так, Аммиан Марцеллин (IV в. н.э.) сообщает: «…Они (т.е. гунны) доживают свой век до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов. Члены тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей или уподобить тем грубо обтёсанным наподобие человека чурбанам, какие ставятся на концах мостов» (Римская история. 31, 2, 2). Сходное описание даёт Иордан (VI в. н.э.): «…Их (т.е. гуннов) образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так сказать, на безобразный комок с дырами вместо глаз…. Они стареют безбородыми, а в юношестве лишены красоты… Ростом они невелики...» (О происхождении и деяниях гетов. 124). Говоря о Атилле, он сообщает: «По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения» (О происхождении и деяниях гетов. 182-183).



В отличие от гуннов, у нас пока нет достоверно юэчжийских генетических материалов из захоронений в основных местах обитания юэчжей в Ганьсу, Западной Монголии или Синьцзяне. Однако мы можем составить примерное представление о генетике юэчжей по захоронениям их алтайской родни, хотя они пока тоже исследованы очень незначительно. В кургане IV-II вв. до н.э., раскопанном в верховьях реки Кызыл на Алтае, были обнаружены останки мужчины 35-45 лет, который оказался носителем европейской материнской гаплогруппы N1a. По аутосомным генам из современных популяций он был ближе всего к русским и полякам: «Вероятность найти индивида с профилем STR скелета из Кызыла оказалась наиболее высокой в двух восточноевропейских популяциях (русской и польской). Вероятность обнаружения профиля STR скелета из Кызыла в этих двух популяциях в 10 раз выше, чем в других европейских популяциях, в 100 раз выше, чем в восточноазиатских популяциях, и примерно в 100 000 раз выше, чем в индийских популяциях» (The probability of observing an individual with the Kizil skeleton STR profile was the highest in the two eastern European populations (Russia and Poland). Indeed, the likelihood that the Kizil skeleton STR profile occurred in these two populations was 10 times higher than in other European populations, 100 times higher than in eastern Asian populations, and about 100,000 times higher than in Indian populations). ( François X. Ricaut et al. Genetic Analysis of a Scytho-Siberian Skeleton and Its Implications for Ancient Central Asian Migrations // https://www.researchgate.net/publication/8485117_Genetic_Analysis_of_a_Scytho-Siberian_Skeleton_and_Its_Implications_for_Ancient_Central_Asian_Migrations )



В долине реки Себыстей на Алтае был исследован курган, датируемый временем ок. 450 г. до н.э. Похороненный в нём мужчина был носителем мужской гаплогруппы R1a1. (“The additional analysis performed on Xiongnu specimens revealed that whereas none of the specimens from the Egyin Gol valley bore this haplogroup, the Scytho-Siberian skeleton from the Sebÿstei site exhibited R1a1 haplogroup”: Christine Keyser et al. Ancient DNA Provides New Insights into the History of South Siberian Kurgan People // https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs00439-009-0683-0 ) Носителем мужской гаплогруппы R1a1a1b2, т.е. R1a-Z93, являлся человек Пазырыкской культуры, останки которого были обнаружены в могильнике Берель IV-III вв. до н.э., расположенном близ Усть-Каменогорска в Восточном Казахстане (верховья реки Бухтармы на юго-западе Алтая). ( Martina Unterländer et al. Ancestry and Demography and Descendants of Iron Age Nomads of the Eurasian Steppe // https://www.nature.com/articles/ncomms14615 )



Реконструкция женщины из кургана Ак-Алаха 3
(«Принцесса Укока»)

В кургане 1 могильника Ак-Алаха-1 были обнаружены останки двух мужчин 45-50 и 16-17 лет, бывших близкими родственниками. Они оба имели отцовскую гаплогруппу N1b и материнскую гаплогруппу C. ( А.С. Пилипенко и др. Палеогенетическое исследование носителей Пазырыкской культуры из могильника Ак-Алаха-1 (Горный Алтай) // https://www.researchgate.net/publication/301548191_Pilipenko_2015_A_PALEOGENETIC_STUDY_OF_PAZYRYK_PEOPLE_BURIED_AT_AK-ALAKHA-1_THE_ALTAI_MOUNTAINS_in_russian ) Примечательно, что несмотря на восточные по происхождению гаплогруппы они оба были в антропологическом отношении чистыми европеоидами.



Юноша из погребения 2 кургана 1 могильника Ак-Алаха-1

На основании этих скудных данных можно заключить, что у алтайских скифов Пазырыкской культуры (северной родни юэчжей) преобладала мужская гаплогруппа R1a1, засвидетельствованная в трёх случаях (Дуурлиг-нарс, Себыстей, Берель), по всей вероятности, в лице индо-иранской ветви R1a-Z93.

Мужчина, мумифицированное тело которого покоилось в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2, имел европейскую материнскую гаплогруппу U5a1. ( Aleksandr Pilipenko, Viktor Kobzev. Mitochondrial DNA Studies of the Pazyryk People (4th to 3rd Centuries BC) from Northwestern Mongolia // https://www.researchgate.net/publication/225773662_Mitochondrial_DNA_studies_of_the_Pazyryk_people_4th_to_3rd_centuries_BC_from_northwestern_Mongolia ) Его хорошо сохранившиеся длинные светло-рыжие волосы были заплетены сзади в две косы.



Мумия скифского воина из кургана 3 могильника Верх-Кальджин 2



Его художественная реконструкция

О светловолосости скифов и родственных им племён свидетельствуют многочисленные античные источники: «Все скифское племя - рыжее (πυρρόν), вследствие холодного климата…» ((Псевдо-)Гиппократ. О воздухе, водах и местностях. 28); «Светлые (ξανθή) и белокурые (ὑπόλευκος) волосы, как у скифов…» (Полемон. Физиогномика. 8, 11); «Очень светлые и белокурые (ἄγαν ξανθή καὶ ὑπόλευκος) волосы, как у скифов и кельтов…» (Адамантий. Физиогномика. 2, 37, 10); «Иллирийцы, германцы, далматы, савроматы и всё скифское племя [имеют волосы] умеренно растущие, тонкие, прямые и рыжие (πυρράς)… [Их] кожа бела и лишена волос» (Клавдий Гален. О темпераментах. 2, 5); «У кельтов, германцев и у всего народа фракийцев и скифов кожа холодная и влажная, и поэтому волосы [у них] мягкие, светлые (λευκόν) и тонкие» (Клавдий Гален. О темпераментах. 2, 6); «Светловолосость (λευκότης) кельтов и рыжеволосость (πυρρότης) скифов» (Клавдий Гален. О здоровье. 1, 5); «Из языческих народов кельты и скифы носят волосы длинными, но не прихорашиваются. Всё же роскошные волосы варвара представляют собой нечто ужасное, а русый цвет (ξανθόν) их напоминает собой войну; этот цвет волос родственен цвету крови» (Климент Александрийский. Педагог. 3, 3); «Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые (crinibus mediocriter flavis)» (Аммиан Марцеллин. Римская история. 31, 2, 21).



Изображения скифов на чаше из кургана Гайманова могила

В антропологическом отношении создатели Пазырыкской культуры были по происхождению европеоидами, и на юге и в центре Горного Алтая европеоидный компонент сохранялся в чистом или преобладающем виде до самого конца существования культуры: «…Всеми исследователями отмечалось преобладание черепов европеоидного облика в массе палеоантропологических материалов [Горного Алтая]... Тот комплекс, который характеризует европеоидный компонент в несмешанном виде, более всего сосредоточен в локальных группах из долин Барбургазы и Бугузуна, на плато Укок и в сборной группе из Центрального Алтая» (Феномен алтайских мумий. Новосибирск, 2000. С. 36, 44). В то же время отмечается проникновение и монголоидного компонента - с севера, из области бывшей Окуневской культуры, и с юго-востока - из Прибайкалья и Монголии, где обитали гунны.



Реконструкция погребённого из кургана Кутургунтас

Дополнительный свет на сложные отношения пазырыкцев с их гуннскими соседями проливают произведения пазырыкского искусства. Узда одного из коней скифского царя, похороненного в 1-м Пазырыкском кургане, была украшена деревянными подвесками в виде голов монголоидов с накладными бородами и позолоченными лбами. Сходные подвески были обнаружены в кургане Кутургунтас, принадлежавшем одному из самых знатных пазырыкцев, похороненных на плато Укок. Кроме того, на головном уборе погребённого в кургане 4 могильника Уландрык-3 имелась деревянная фигурка оленя, топчущего задними ногами монголоидную личину, покрытую золотым листком.



Узда из 1-го Пазырыкского кургана

Объяснением смысла таких изображений может служить свидетельство Геродота о военных обычаях скифов: «Когда скиф убивает первого врага, он пьёт его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принёсший голову врага получает свою долю добычи, а иначе - нет. Кожу с головы сдирают следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут её руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется, как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры. Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи изготовляют чехлы для своих колчанов. Человеческая кожа, действительно, толста и блестяща и блестит ярче почти всякой иной. Многие скифы, наконец, сдирают всю кожу с вражеского трупа, натягивают её на доски и затем возят её с собой на конях. Таковы военные обычаи скифов. С головами же врагов (но не всех, а только самых лютых) они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем ещё покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши» (История. 4, 64-65).



По всей видимости, монголоидные личины на конской сбруе из алтайских захоронений символизируют головы гуннов, из черепов которых пазырыкцы, как и другие скифы, делали позолоченные чаши (ср. позолоту на лбах личин) и скальпы с которых они вешали на свои уздечки. Что касается накладных бород, то тут привлекает к себе внимание захоронение монголоидного мужчины во 2-м Пазырыкском кургане. Он был убит тремя ударами чекана по голове, а потом скальпирован. Вместе с ним в могилу была положена выкрашенная в чёрный цвет накладная борода из человеческих волос. По всей видимости, в эпоху существования Пазырыкской культуры у безбородых гуннов существовал обычай носить накладные бороды в подражание своим пышнобородым скифским повелителям.



Голова монголоида из 2-го Пазырыкского кургана



Накладная борода, похороненная вместе с ним

На рубеже III и II вв. до н.э. гуннам удалось выйти из-под власти юэчжей, а потом и разгромить их. Об этом сообщает Сыма Цянь: «В прежние времена [юэчжи] были могущественны и с презрением относились к сюнну. Когда [шаньюем] стал Маодунь, [он] напал [на юэчжей] и разгромил их. Сюннуский шаньюй Ляошан убил правителя юэчжей и сделал из его головы чашу для вина. Когда [юэчжи] были разбиты сюнну, они ушли далеко» (перевод В.С. Таскина).



Разгромив сначала на востоке дунху, Маодунь в 203-202 гг. до н.э. обратился на запад и подчинил себе племена Саян, Алтая и Верхнего Енисея. По всей видимости, именно с этими событиями связана гибель Пазырыкской культуры. Все исследованные археологами царские курганы Алтая оказались не только разграбленными, но и осквернёнными. Так, тело царя, похороненного в 1-м Пазырыкском кургане, было похищено. Во 2-м Пазырыкском кургане у мужчины и женщины были отрублены головы, у женщины были также отрублены стопы ног и голени ниже коленного сустава и кисть правой руки, а коса разрублена на части. Во 2-м Башадарском кургане тело мужчины было обезглавлено, а тело женщины разрублено на части. Вероятно, эти действия были произведены гуннами с целью лишить соплеменников погребённых поддержки их почитаемых предков.

Решительное поражение юэчжам гунны нанесли в промежутке между серединой 170-х и серединой 160-х гг. до н.э. Меньшая часть юэчжей («малые юэчжи») отступила на юг на Тибетское плато, в то время как «большие юэчжи» бежали через Ганьсуйский коридор на запад, нанеся по пути поражение усуням. Слово «усунь» воспроизводит современное китайское мандаринское произношение этнонима, который пишется иероглифами wū «ворон» и sūn «внук» (烏孫). Для западно-ханьской эпохи его произношение восстанавливается примерно как asuen и он может соответствовать названию племени Asiani, которое Помпей Трог (XLI) упоминает в числе «скифских племён» Бактрии и Согдианы. Об этносе усуней высказываются три предположения - восточные иранцы, тохары или (по причине сходства их этнонима с индоар. aśvin- «конник») индоарии.

Любопытно, что китайцы с эпохи Юань (XIII-XIV вв.) считали потомками усуней русских: «Мнение У Чжао-цяня и Янь Биня, что русские суть древнее племя усунь, впервые было высказано юаньскими авторами Ван Хуэем и Юй Тан-цзя. Некоторые усомнились в этом вследствие дальности расстояния [между усунями и русскими]. Ныне, учтя сходство их наружности и исследуя переход звуков в названиях их государств, узнаем, что олосы в действительности потомки усуней… Ван Цю-цзянь в “Юйтанцзяхуа” считает, что древние усуни это есть нынешние олосы… Выехав за пределы [Великой] стены, [я] увидел людей того государства [России]. Внешность у всех совпадала с [внешностью] усуней, [как она представляется] по комментариям Яньши. Янь Ши-гу: “В «Ханьшучжу» («Примечания к Ханьшу») говорится: Усунь из всех жунских [племен] Западного края особенны, их вид наиболее отличен. Те из нынешних ху, которые имеют синие глаза, красную (рыжую) бороду, а наружностью похожи на ми-хоу, это собственно [и есть] потомки племени [усунь]”» (Хэ Цю-тао. Исследование о племени усунь. 1851 г. // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Kuner/frametext12.htm )

«Большие юэчжи» через Тарим и Джунгарию достигли Семиречья, где нанесли поражение местным сакам, которые ушли на юг и в Северной Индии основали индо-скифские царства. Когда юэчжи разгромили усуней, они убили их царя, малолетний сын которого был брошен в поле, но выжил, потому что ворон носил ему в клюве мясо, а волчица кормила его своим молоком. Эта история, которую передают китайские авторы Сымя Цянь и Бань Гу, напоминает римский миф о Ромуле и Реме, а также более позднюю легенду о происхождении тюрков. Ребёнка, которого сочли сверхъестественным существом, взял к себе и воспитал царь гуннов. Когда усуньский царевич вырос, он отомстил за отца, нанеся поражение юэчжам и изгнав их из Семиречья.

Юэчжи, вытесненные на юг в Согдиану, а потом в Бактрию, положили там конец существованию греко-бактрийских царств. На территории Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии они создали обширную империю, которая по имени одного из юэчжийских племён получила название Кушанской и просуществовала несколько столетий до V в. н.э., когда она пала под ударами эфталитов. Однако эти события уже далеко выходят за рамки предмета нашего исследования.



Скульптурное изображение кушана (юэчжа) из Халчаяна (Узбекистан), ок. 50 г. до н.э.

Разгром иранских юэчжей гуннами во II в. до н.э. положил начало западной экспансии тюрко-монголов и их господству в евразийской степи, которое продолжалось до XVI в., когда индоевропейцы в лице русских начали её отвоёвывать у тюрко-монголов обратно.

ККК, Индоевропеистика

Previous post Next post
Up